Президент РФ (порядок избрания, компетенция)
Процедура избрания Президента РФ включает следующие этапы:
1. Назначение дня выборов
Этим днем является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран Президент РФ.
2. Формирование избирательных комиссий. Комиссии предназначены для подготовки и проведения выборов.
3. Образование избирательных участков
Участок — это территория (поселок, часть города, микрорайон и т.д.), на которой проживает не более 3000 избирателей.
4. Составление списков избирателей
Списки составляют участковые избирательные комиссии на основе данных, представляемых главами местных администраций.
5. Выдвижение кандидатов и их регистрация
Право выдвижения кандидата на должность Президента РФ принадлежит непосредственно избирателям и избирательным объединениям, избирательным блокам.
6. Предвыборная агитация
Агитация проводится с момента регистрации кандидата и прекращается в ноль часов по местному времени накануне дня, предшествующего дню выборов.
7. Голосование
В день выборов голосование проводится с 8 до 22 часов по местному времени.
8. Определение результатов выборов ЦИК РФ
Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При этом в голосовании должно принять участие не менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей. В противном случае выборы признаются несостоявшимися.
9. Вступление избранного Президента РФ в должность
Компетенции президента:
1. Президент определяет основные направления внутренней политики.
2. Президент определяет основные направления внешней политики.
3. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами.
4. Президент решает вопросы гражданства Российской Федерации, награждает государственными наградами, осуществляет помилование.
Президент РФ как глава государства:
· назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом;
· распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ;
· назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;
· вносит законопроекты в Государственную Думу;
· подписывает и обнародует федеральные законы;
· обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
Президент РФ как гарант Конституции:
· Может принимать не противоречащие Конституции России и федеральным законам нормативные указы по широкому кругу вопросов, восполняющие пробелы в законодательстве.
· Вправе принимать определенные Конституцией меры в отношении актов, противоречащих Конституции РФ, нарушающих права и свободы человека и гражданина.
· Президент РФ может отменить постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам (и указам Президента РФ).
· В его компетенции приостанавливать действие решений органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае их противоречия Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам государства или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения вопроса соответствующим судом.
Акты президента РФ
Полномочия Президента РФ реализуются через принятие им правовых актов. Согласно ст. 90 Конституции РФ Президент РФ издает указы и распоряжения.
Указамиоформляются решения Президента РФ нормативного характера, то есть решения, содержащие общие правила поведения, рассчитанные на длительное и многократное применение и относящиеся к неопределенному кругу субъектов.
Указы могут носить и индивидуальный характер. В форме указов издаются решения о назначении и освобождении от должности руководителей подотчетных Президенту РФ федеральных органов исполнительной власти, о гражданстве, о предоставлении политического убежища, награждении государственными наградами, присвоении почетных званий, высших воинских и высших специальных званий, о помиловании.
РаспоряженияПрезидента РФ - это акты организационно-оперативного характера, имеющие вспомогательное значение в правовом регулировании деятельности главы государства. Распоряжения, как правило, не носят нормативного характера.
Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ч. 3 ст. 90). Данная конституционная норма устанавливает подзаконный характер правотворческой деятельности Президента РФ