Рекомендации к теме. Исходной правовой базой для изучения данной темы являются нормативные положения иных отраслей законодательства Республики Беларусь: гражданского
Исходной правовой базой для изучения данной темы являются нормативные положения иных отраслей законодательства Республики Беларусь: гражданского, налогового, финансового, административного и др. Без знания нормативных положений действующего законодательства, которые обусловлены бланкетным признаком уголовно-правовой нормы, невозможно будет понять суть уголовной противоправности соответствующего преступления против порядка осуществления экономической деятельности. Поскольку нормы действующего законодательства Республики Беларусь достаточно часто меняются, при изучении источников доктринального толкования уголовного закона всегда следует проверять последнюю редакцию соответствующего нормативного правового акта. Произошедшие с момента издания учебного или научно-практического пособия по уголовному праву изменения в действующем законодательстве могут существенно изменить содержание уголовно-правового признака. Например, при уголовно-правовой оценке контрабанды важное значение имеет понимание места его совершения – таможенной границы Республики Беларусь. До принятия Таможенного кодекса Республики Беларусь 2007 г. таможенная граница очерчивалась не только пределами таможенной территории Республики Беларусь, но и периметрами свободных таможенных зон и свободных складов. Однако в ст. 3 Таможенного кодекса 2007 г. установлено, что таможенной границей являются только пределы таможенной территории и таможенная граница совпадает с Государственной границей Республики Беларусь. Такого рода толкование таможенной границы вносит коррективы не только в понимание места контрабанды, но и изменяет существующие ранее представления о юридическом окончании этого преступления.
Преступления против порядка осуществления экономической деятельности образуют достаточно многочисленную группу. Но как показывает судебная практика, наибольшие трудности возникают при уголовно-правовой оценке нарушения правил о сделках с драгоценными металлами и камнями (ст. 223 УК), контрабанды (ст. 228 УК), незаконной предпринимательской деятельности (ст. 233 УК), легализации (отмывании) материальных ценностей, приобретенных преступным путем (ст. 235 УК), выманивания кредита или субсидий (ст. 237 УК), уклонения от уплаты налогов, сборов (ст. 243 УК).
Все преступления, ответственность за которые предусмотрены в главе 25 УК, характеризуются только умышленной виной. Это свидетельствует о том, что законодатель криминализировал только осознанное поведение, нарушающее существующий порядок осуществления экономической деятельности.
Многие нормы, предусматривающие ответственность за преступления против порядка осуществления экономической деятельности, находятся в состоянии тесной конкуренции: контрабанда оружия массового поражения и незаконный экспорт объектов экспортного контроля; уклонение от уплаты таможенных платежей и уклонение от уплаты налогов, сборов; незаконная предпринимательская деятельность и уклонение от уплаты налогов; легализация материальных ценностей, приобретенных преступным путем, и приобретение либо сбыт материальных ценностей, заведомо добытых преступным путем и др. Преодоление существующих конкуренций следует осуществлять на основании существующих правил квалификации при конкуренции норм.
Ключевые определения по теме
Преступления против порядка осуществления экономической деятельности – это предусмотренные статьями главы 25 УК общественно опасные, умышленные деяния, которые посягают на отношения, обеспечивающие принципы осуществления экономической деятельности.
Экономическая деятельность – один из видов профессиональной деятельности, содержанием которой является производство, распределение, обмен и потребление материальных благ или услуг.