Виды правоохранительных органов
Предметом курса «Правоохранительные органы» является устройство правоохранительных органов, их организация, как в отдельности, так и в качестве системы, определение задач, стоящих перед ними, и компетенции, которой они наделяются для их осуществления. Так, без знания того, как организуются суды, прокуратура и другие правоохранительные органы, очень затруднительно уяснить в дальнейшем порядок их деятельности, взаимоотношения между ними.
Предмет курса определяет и его содержание. Содержание предмета курса включает в себя следующие вопросы:
1. устройство органов в их совокупности и каждого в отдельности;
2. организация правоохранительных органов, когда это связано с выполнением поставленных перед ними задач и целей;
3. деятельность правоохранительных органов, когда это относится к выполнению возложенных на них функций.
Целью изучения курса «Правоохранительные органы» является обеспечение обучаемых исходными сведениями о деятельности правоохранительных органов страны, основных направлениях их правоохранительной деятельности, их полномочиях и взаимоотношениях.
Курс «Правоохранительные органы» занимает особое место среди других юридических дисциплин", поскольку является своего рода вводным курсом для их изучения и находится в неразрывной связи с ними.
Предмет «Правоохранительные органы», содержит исходные сведения о правоохранительных органах и их деятельности, которые находятся в тесном взаимодействии со сведениями по ряду смежных дисциплин. Например, конституционное право, в рамках которого наряду с освещением многих других проблем, дается общая картина роли и места правоохранительных органов в системе всех органов государства, характеризуются во взаимосвязи между ними.
Немало точек соприкосновения с курсом «административное право», одной из задач которого является изучение закономерностей организации и функционирования всех органов государственного управления.
Особенно тесно настоящая дисциплина связана с курсом «уголовный процесс», основное назначение которой — анализ содержания деятельности правоохранительных органов, связанной с производством по делу.
Не изолирована эта дисциплина и от таких юридических предметов, как «теория государства и права», «история государства и права» и др.
Если на правоохранительную деятельность смотреть в широком смысле, то. прежде всего, следует отметить, что гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина в стране является Тема государства Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Тема государства, обладая широкими полномочиями, участвует во всех сферах жизнедеятельности общества и в государственном управлении страной.
Полномочия Президента Республики перечислены в статьях 44, 45 Конституции Казахстана. В выполнении возложенных на Президента функций помогает Совет Безопасности, Высший Судебный Совет и консультативно-совещательные органы.
При Президенте РК действует Комиссия по правам человека, которая ежегодно представляет отчет о состоянии соблюдения прав и свобод человека. С 19 сентября 2002 года в стране действует Уполномоченный по правам человека как важный институт по защите прав и свобод граждан.
Определяя место правоохранительных органов в системе органов государства, необходимо исходить из разделения власти, закрепленного в Конституции Республики Казахстан и как идеи, и как принципа организации и деятельности государственных органов.
Законодательные органы власти, осуществляя свою законотворческую функцию, регламентируют и регулируют вопросы организации и содержания деятельности правоохранительных органов.
Правоохранительные функции исполнительной ветви власти заключаются в том, что Правительство принимает нормативные акты по вопросам организации деятельности кадрового, правового, материально — технического и социального обеспечения работников многих правоохранительных органов.
Важную задачу выполняет Конституционный Совет, который как государственный орган обеспечивает верховенство Конституции Республики Казахстан на всей территории Республики. Конституционный Совет рассматривает до подписания Президентом принятые Парламентом законы на их соответствие Конституции Республики, рассматривает до ратификации международные договоры республики на их соответствие Конституции, дает официальное толкование норм Конституции, рассматривает обращения судов в случаях, установленных ст. 78 Конституции.
В системе правоохранительных органов особое положение занимает суд — единственный орган, осуществляющий правосудие, в республике. Суды являются органами государственной власти, осуществляющими правосудие и обладают компетенцией, соответствующей статусу самостоятельной ветви государственной власти. Судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров республики.
Органы юстиции Республики Казахстан в системе правоохранительных органов исполнительной ветви власти в последние годы все больше расширяют круг полномочий, усиливающих их правоохранительную деятельность. Сегодня министерство юстиции курирует не только законотворческую деятельность, но и деятельность институтов адвокатуры и нотариата, центров обслуживания населения, вопросы, связанные с законодательным регулированием работы религиозных объединений, и многое другое.
Состояние законности и правопорядка в стране во многом зависит от деятельности прокуратуры, являющийся ядром правоохранительной системы страны. Прокуратура Республики Казахстан — подотчетный Президенту Республики государственный орган, осуществляющий высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента РК и иных нормативных правовых актов на территории республики, за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства.
Одним из важнейших условий нормального развития личности, общества и государства признается обеспечение безопасности. Безопасность есть отсутствие опасности и угрозы причинения вреда. Безопасность это состояние защищенности жизненно важных интересов личности — ее прав и свобод; общества — его материальных и духовных ценностей; государства — его конституционного строя формы правления, суверенитета и территориальной целостности. Составной частью сил обеспечения безопасности страны являются органы национальной безопасности, непосредственно подчиненные и подотчетные Президенту Республики. Основными функциями органов национальной безопасности являются выявление, предупреждение и пресечение разведывательной и иной деятельности спецслужб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности республики. В пределах предоставленных им полномочий они обеспечивают безопасность личности, общества и государства.
В системе правоохранительных органов одно из центральных мест занимают органы внутренних дел как часть исполнительной, ветви власти государства, выполняющие наибольший объем работы в сфере предупреждения и пресечения преступных и иных противоправных посягательств на права и свободы человека и гражданина, интересы общества и государства. Органы внутренних дел осуществляют в соответствии с законодательством Республики дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность, а также исполнительные и распорядительные функции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
В условиях, когда в стране активизируется теневая экономика и одним из важнейших приоритетов государственной политики является борьба с коррупцией, важная роль отводится органам борьбы с экономической и коррупционной преступностью. Органы финансовой полиции как специальные государственные органы осуществляют правоохранительную деятельность, направленную на предупреждение, выявление, раскрытие и расследование преступных и иных противоправных посягательств на права человека и гражданина, интересы общества и государства в сфере экономической и финансовой деятельности.
Защита суверенитета и экономической безопасности Республики Казахстан, необходимость расширения связей казахстанской экономики требуют усиления роли таможенных органов и ведения борьбы с правонарушениями в сфере таможенного дела и других средств реализации таможенной политики, основанных на властных отношениях между государством и лицами, осуществляющими внешнеэкономическую и иную деятельность.
Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и не является государственным органом, наделенным властно- распорядительными и иными полномочиями. Тем не менее, большинством авторов (И. Л. Петрухин, К. Ф. Гуценко) адвокатура отнесена к числу правоохранительных органов[11].
Как известно, защита прав личности в обществе обеспечивается не только государственными органами, но и общественными объединениями. И специальной общественной организацией, созданной и действующей для разносторонней защиты прав граждан юридическими средствами, является институт профессиональной защиты — адвокатура, являющаяся ядром системы оказания гражданам юридической помощи.
«Конституция возлагает на адвокатов особую обязанность по оказанию квалифицированной юридической помощи как физическим, так и юридическим лицам, а на государство — по обеспечению конституционного права каждого на такую помощь», «конституционно-правовая задача оказания квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам является обязанностью, главным образом, адвокатов»[12].
Некоторые авторы (Н. Полтавская, В. Кузнецов) включают в «правоохранительную систему» и органы нотариата, которые рассматриваются в качестве ее подсистемы. По мнению этих авторов, под нотариатом следует понимать «систему органов юстиции, а также должностных лиц», в которую «входят Министерство юстиции, управления юстиции, государственные нотариальные конторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, должностные лица органов исполнительной власти и консульских учреждений, а также другие должностные лица»[13].
Нотариат в Республике Казахстан представляет собой законодательно закрепленную систему защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц путем совершения нотариальных действий, направленных на удостоверение прав и фактов, а также решение иных предусмотренных законом задач. Нотариальная деятельность затрагивает конституционные права и свободы, поскольку посредством ее осуществления обеспечивается их реализация.
Поскольку адвокатура, нотариат и другие негосударственные организации вносят существенный вклад в надлежащую реализацию государственной функции — правоохранительной деятельности, материал об этих органах традиционно излагается в рамках данной учебной дисциплины.
Источниками курса «Правоохранительные органы» является совокупность законов, содержащих юридические нормы, определяющие принципы организации, систему и взаимоотношения судов, органов прокуратуры, дознания, предварительного следствия и др.
К основным источникам относятся Конституция Республики Казахстан, имеющая наивысшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики, международные правовые акты, ратифицированные Республикой Казахстан. Важным источником являются Конституционные законы и Законы Республики, кодексы, а также нормативные постановления Конституционного Совета и Верховного Суда, непосредственно регулирующие деятельность правоохранительных органов и правовую защиту объектов, охраняемых ими.
Другими источниками являются постановления Правительства, принятые во исполнение Конституции и принятых законов, а также ведомственные акты — приказы, инструкции, изданные руководителями правоохранительных органов, что свидетельствует о наличии широкой нормативно-правовой базы учебного курса «Правоохранительные органы».