Права суда второй инстанции
Рассмотрев дело в кассационном порядке, суд второй инстанции вправе:
1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, а кассационные жалобу, представление без удовлетворения Для принятия такого решения суду кассационной инстанции необходимо прийти к выводу о законности и обоснованности решения в результате рассмотрения доводов жалобы (представления) и объяснений на них, а также путем исследования судебного решения, всех материалов дела, в том числе новых доказательств;
2) отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в том же или ином составе судей, если нарушения, допущенные судом первой инстанции, не могут быть исправлены судом кассационной инстанции. Если, например, при рассмотрении дела по существу суд не выяснил всех существенных обстоятельств по делу (юридически значимых фактов) и кассационная инстанция не может их установить на основании имеющихся и дополнительно представленных доказательств, то кассационная инстанция должна отменить такое решение и передать дело на новое рассмотрение
Аналогичным образом должна поступить кассационная инстанция в случае обнаружения по делу существенных нарушений процессуальных норм, ибо такие нарушения могут быть исправлены лишь при новом рассмотрении дела судом первой инстанции;
3) изменить или отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, если обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся и дополнительно представленных доказательств. Следует отметить, что полномочия суда кассационной инстанции по изменению решения и вынесению нового решения различны по содержанию, но условия их применения одинаковы.
Практика показывает, что суды второй инстанции весьма редко пользуются правом вынесения решения. В чем кроются причины этого, трудно объяснить, некоторые юристы полагают, что одна из причин - отсутствие ведения протокола судебного заседания, в котором отражается процесс исследования доказательств.
Кассационная инстанция при вынесении нового решения вправе определить порядок его исполнения, предоставить отсрочку или рассрочку его исполнения в соответствии со ст.203 ГПК, поскольку совершение таких действий входит в компетенцию суда, постановившего решение по делу. Применительно к ст.200, 202 ГПК кассационная инстанция вправе исправит арифметическую ошибку, допущенную в кассационном определении об изменении решения либо о вынесении нового решения, а в случае неясности определения разъяснить это определение, не изменяя его содержания;
4) отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения (ст.361 ГПК). В этих случаях основанием отмены решения является нарушение норм процессуального права. Прекращение производства по делу либо оставление заявления без рассмотрения осуществляется по тем же основаниям и с теми же последствиями, что и в суде первой инстанции.
При рассмотрении дела в кассационной инстанции может выясниться, что были основания для приостановления производства по делу, однако суд первой инстанции разрешил его по существу. В таком случае суд второй инстанции должен отменить решение и передать дело на новое рассмотрение с указанием на необходимость обсуждения вопроса о приостановлении производства по делу.
19 Суды, рассматривающие дела в порядке надзора. Процессуальный порядок рассмотрения дела По действующему закону дела по протестам в порядке надзора рассматривают определенные суды (ст. 321 ГПК). Президиумы Верховных судов республик в составе Российской Федерации, краевых, областных, городских (Московского и Санкт-Петербургского), судов автономной области и автономных округов рассматривают дела по протестам на кассационные определения этих судов, на вступившие в законную силу решения и определения районных (городских) судов. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ рассматривает дела по протестам на вступившие в законную силу решения и определения, вынесенные всеми судами республики, если решения и определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ, а также дела по протестам на постановления президиумов Верховных судов республик в составе Российской Федерации, краевых, областных, городских судов, судов автономных областей и судов автономных округов. Президиум Верховного Суда РФ рассматривает дела по протестам на решения и определения Судебной коллегии по гражданским делам по первой инстанции, на кассационные и надзорные определения этой коллегии. Регистрируйтесь Обувь, с доставкой по Укр. Nike, adidas, puma shopdeluxe.ru Скидка 80% Распродажа б/у Автомобили в хорошем состоянии по минимальным ценам! slando.ru от 15 000 руб. Вам по карману Дом с коммуникациями всего за за 1,7 млн руб. realsearch.ru Составы Президиумов судов, рассматривающих протесты в порядке надзора, отличаются от составов судебных органов, рассматривающих дела в первой и второй инстанции. Они действуют в составе председателя суда, его заместителей и членов суда в количестве, определяемом в установленном порядке. Лишь Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации рассматривает дела в порядке надзора в составе трех членов суда, как и в кассационной инстанции. Член президиума суда, принимавший участие в рассмотрении дела в первой или второй инстанции либо в порядке судебного надзора в составе Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, не может участвовать в рассмотрении данного дела в составе президиума суда. Если в рассмотрении данного дела в суде первой или кассационной инстанции принимало участие большинство членов президиума Верховного суда республики в составе Российской Федерации, краевого, областного, городского суда, суда автономной области или суда автономного округа, а протест принесен председателем этого суда или прокурором республики в составе Российской Федерации, края, области, города, автономной области, автономного округа, лицо, принесшее протест, направляет дело соответственно Председателю Верховного Суда РФ или Генеральному Прокурору РФ для обсуждения вопроса о принесении протеста в порядке надзора в Верховный Суд РФ. В тех случаях, когда протест по такому делу принесен Председателем Верховного Суда РФ или Генеральным Прокурором РФ или их заместителями, дело передается на рассмотрение в порядке судебного надзора в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ.
18 Пересмотр вступивших в законную силу решений, определений в порядке надзора - самостоятельная стадия гражданского процесса
Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами гражданского процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постановлений, вступивших в законную силу.
Пересмотр вступивших в законную силу решений, определений и постановлений арбитражных судов в порядке надзора - самостоятельная стадия арбитражного процесса.
Необходимость такой стадии обусловлена рядом обстоятельств. Суды апелляционной и кассационной инстанций проверяют законность и обоснованность только решений и определений, не вступивших в законную силу, которые были обжалованы лицами, участвующими в деле. Однако срок кассационного и апелляционного обжалования судебных постановлений невелик и на некоторые решения, определения апелляционные и кассационные жалобы могут быть не поданы по различным причинам. Возможна ситуация, когда вступившее в законную силу судебное решение оказывается незаконным. Наконец, рассмотрение дела судами апелляционной и кассационной инстанций не всегда обеспечивает исправление судебной ошибки. Все это свидетельствует о том, что проверка вступивших в законную силу судебных решений в порядке надзора является дополнительной гарантией защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций.
Кроме того, задачей суда надзорной инстанции является обеспечение единообразного применения закона. Надзорной инстанции в современных условиях отводится важная роль в формировании общероссийской судебной практики.
Как и любая другая стадия, пересмотр вступивших в законную силу судебных решений имеет свои специфические черты, отличающие ее от других стадий процесса, в том числе от производства в суде кассационной инстанции.
Пересмотр судебных решений в порядке надзора возможен только на основании определения судьи о передаче дела для рассмотрения жалобы, представления прокурора по существу в суд надзорной инстанции или мотивированного представления о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации.
Возбуждение же производства в суде апелляционной или кассационной инстанций осуществляется только по волеизъявлению сторон и других лиц, участвующих в деле, которым закон предоставил право обжалования решения суда.
Предметом пересмотра в порядке надзора служат такие судебные постановления, которые вступили в законную силу. Ими могут быть не только решения и определения суда первой инстанции, но и решения, и определения судов апелляционной и кассационной инстанций, а также определения и постановления судов надзорной инстанции.
Специфичен в этой стадии и субъектный состав правоотношений. Пересмотр вступивших в законную силу решений могут осуществлять только указанные в законе суды надзорной инстанции, которые имеют более широкие полномочия, чем суды кассационной инстанции.
Различны и сроки обжалования. Постановления суда могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение года со дня их вступления в законную силу, в суды апелляционной и кассационной инстанций в течение десяти дней после вынесения решения в окончательной форме.
Указанные особенности пересмотра судебных решений в порядке надзора по сравнению с кассационной инстанцией обусловливают определенные различия в процессуальном порядке деятельности судов надзорной инстанции.
20 понятие вновь открывшихся обстоятельств и основания пересмотра Пересмотр решений и определений по вновь открывшимся обстоятельствам — самостоятельная стадия гражданского процесса, целью которой является проверка законности и обоснованности судебных постановлений, вступивших в законную силу.
Стадия пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам имеет внешнее сходство со стадией пересмотра гражданских дел в порядке надзора, но осуществляется тем же самым судом, который ранее вынес соответствующее решение (определение). В этом смысле суд осуществляет самоконтроль.
Кроме того, в данной стадии процесса судебное постановление подлежит проверке не с позиций его соответствия предъявляемым законом требованиям к судебному решению как таковому (законности, обоснованности и др.), а в связи с появлением вновь открывшихся обстоятельств.
Вновь открывшимся обстоятельством считается юридический факт, с которым закон связывает возникновение, изменение либо прекращение правоотношений. При этом данный факт существовал на момент рассмотрения дела и вынесения решения или определения, но не был и не мог быть известен суду и участвующему в деле лицу. Причем речь идет о таком факте, который может повлиять на движение, перспективу и исход дела. Иными словами, если бы суд знал о таком факте, обстоятельстве при рассмотрении дела и исследовал его, то мог бы вынести совершенно иное решение по делу.
Таким образом, признаками вновь открывшегося обстоятельства являются:
1) существенное значение для дела (способно повлиять на вынесенное судом решение);
2) наличие на момент рассмотрения дела и вынесения судом решения по нему;
3) полная неосведомленность суда об этом обстоятельстве.
Незаконность и необоснованность пересматриваемого судебного постановления в данном случае является следствием вновь открывшихся обстоятельств, которые суд не мог учесть в момент вынесения постановления в силу их неизвестности. Для решения вопроса о пересмотре постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам не требуется проверять правильность применения судом закона, правильность совершения тех или иных процессуальных действий, правильность исследования и оценки доказательств по делу. Задача суда здесь иная — выяснить наличие или отсутствие самих вновь открывшихся обстоятельств и способность их повлиять на правильность вынесенного судом постановления.
В части 2 ст. 392 ГПК РФ дан исчерпывающий перечень оснований для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам решения, определения суда, вступивших в законную силу.
Основания пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам:
1) существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю;
2) заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо ложный неправильный перевод, фальсификация доказательств, повлекшие за собой принятие незаконного или необоснованного решения, определения суда, постановления президиума суда надзорной инстанции и установленные вступившим в законную силу приговором суда;
3) преступления сторон, других участвующих в деле лиц, их представителей, преступления судей, совершенные при рассмотрении и разрешении данного дела и установленные вступившим в законную силу приговором суда;
4) отмена решения, приговора, определения суда или постановления государственного органа или органа местного самоуправления, послуживших основанием для принятия решения, определения суда или постановления президиума суда надзорной инстанции;
5) признание Конституционным Судом РФ не соответствующим Конституции РФ закона, примененного в конкретном деле, в связи с принятием решения, к которому заявитель обращался в Конституционный Суд РФ.