Объем дисциплины и виды учебной работы
Северо-Кавказский филиал
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»
(г. Краснодар)
Лабанова Сусанна Арсеновна
Кафедра государственно-правовых дисциплин
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСУДИЕ
Учебно-методический комплекс
Для студентов очной формы обучения образования направления подготовки 030900 Юриспруденция
( квалификация (степень) «бакалавр»)
Краснодар
Г.
Автор:
Лабанова Сусанна Арсеновна – старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Северо - Кавказского филиала Российской академии правосудия (г. Краснодар).
Рецензент:
Михалева Н.В. – кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного и международного права Кубанского Государственного Аграрного Университета (г. Краснодар)
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 – Юриспруденция; квалификация (степень) – «бакалавр»
Одобрен на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин Северо-Кавказского филиала ФГБОУВПО «Российская академия правосудия» г. Краснодар (протокол № 1 от 29 августа 2013г.).
Утвержден Учебно-методическим советом Северо-Кавказского филиала ФГБОУВПО «Российская академия правосудия» (протокол № 2 от 24 сентября 2013 г.).
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения (квалификация (степень) – «бакалавр») и преподавателей юридического факультета в целях оказания помощи при подготовке к лекциям, семинарским (практическим) занятиям, а также подготовке к зачету по курсу «Конституционное правосудие».
Комплекс содержит программу курса, планы семинарских(практических) занятий, методические рекомендации, тематику контрольных, список рекомендуемой литературы, вопросы к зачету.
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Конституционное правосудие». – Краснодар, 2013.
©Российская академия правосудия, 2013.
© Лабанова С.А., 2013.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..4
Объем дисциплины и виды учебной работы ……………………………….....10
Тематический план ………………………………………………………… .…11
Программа курса…………………………………………………………………13
Планы семинарских (практически) занятий …………………………………..21
Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя……...63
Примеры тестовых заданий ……………………………………….……….…69
Литература………………………………………………………………..….….82
Вопросы для подготовки к зачету …………………………………………...88
ВВЕДЕНИЕ
Настоящий учебно-методический комплекс по дисциплине «Конституционное правосудие. Судебно – конституционное право и процесс» предназначен для студентов государственно-правовой специализации, очной формы обучения, факультета подготовки специалистов для судебной системы (юридического факультета) Северо-Кавказского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия» (г. Краснодар).
Теоретические, практические и самостоятельные занятия по изучению курса преследуют следующие цели:
– получение студентами теоретических знаний о работе органов конституционного контроля в РФ;
– ознакомление с позицией Конституционного Суда РФ для выбора правильной правовой позиции при принятии нормативно-правовых актов.
Курс «Конституционное правосудие» изучается в тесной связи с дисциплинами «Конституционное право РФ» и «Конституционное право зарубежных стран».
По окончании изучения спецкурса студенты должны знать:
- основные задачи и функции органов конституционного контроля и надзора;
- правовую основу деятельности Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ;
- порядок формирования и структуру Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ;
- порядок работы и компетенцию федеральных органов конституционного контроля и надзора и конституционных (уставных) судов субъектов РФ;
- практику работы Конституционного Суда РФ.
уметь:
- сравнивать правовые модели конституционного судопроизводства различных стран, применять полученные знания к анализу современных политических явлений;
- дать общую характеристику правового статуса судей Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ;
- иметь представление и практические навыки работы с государственно-правовым законодательством.
1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (Далее - ООП):
Дисциплина «Конституционное правосудие» относится к курсу по выбору студентов профессионального цикла. Для освоения дисциплины «Конституционное правосудие» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированныев ходе изучения предметов «Конституционное право», «Права человека», «Международное право». Освоение дисциплины «Конституционное правосудие» является необходимой основой для последующего изучения всех дисциплин юридической науки, а также курсов по выбору студентов.
2. Цели и задачи дисциплины:
Цель дисциплины:
Целью преподавания специального курса является изучение и уяснение роли органов конституционного контроля в системе государственной власти, его функционирование как особого института государства.
Задачи дисциплины:
Наиболее приоритетной задачей программы спецкурса является формирование у студента глубоких теоретических знаний о юридической природе, сущности и функциях конституционного правосудия и его роли в совершенствовании действующего законодательства и развитии правовой догмы (теории конституционного права.
Кроме того, спецкурс имеет практическую направленность, предполагающую приобретение студентом практических навыков для будущей профессиональной деятельности юристов высшей квалификации и использование теоретических знаний о
конституционном правосудии в законодательной работе и в обеспечении реализации положений Конституции РФ в правоприменительной практике судебных и иных правоприменительных органах.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
– осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
– способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
– владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
– способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
– обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
– имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
– стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
– способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
– способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
– способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);
– владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);
– способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);
– владеет необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке (ОК-13);
– владеет навыками ведения здорового образа жизни, участвует в занятиях физической культурой и спортом.
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
в нормотворческой деятельности:
– способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
в правоприменительной деятельности:
– способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
– способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
– способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
– способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
– способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
– владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
в правоохранительной деятельности:
– готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
– способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
– способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
– способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);
– способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);
в экспертно-консультационной деятельности:
– готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);
– способен толковать различные правовые акты (ПК-15);
– способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);
в педагогической деятельности:
– способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);
– способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);
– способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
В результате изучения дисциплины «Конституционное правосудие»
обучающийся должен:
Знать:
- содержание и место основ конституционного правосудия в системе права
Российской Федерации; понятие, предмет и методы изучения как науки;
- исторические периоды развития конституционного правосудия и его источники;
- конституционные положения, положения федерального законодательства и других нормативных правовых актов затрагивающих вопросы конституционного правосудия;
- состав, структуру, порядок работы российского Конституционного Суда;
- конституционное правосудие в РФ;
- взаимодействия Конституционного Суда с другими органами государственной власти в РФ.
уметь:
- грамотно ориентироваться в теоретических положениях различных политико - идеологических концепций и государственно-правовых доктрин;
- аргументировано обосновывать свою точку зрения по государственно-правовой проблематике, свободно владеть юридическими понятиями и их определениями;
- давать профессиональную оценку современным явлениям государственно-
правовой жизни, как в России, так и за рубежом;
- применять полученные знания в практической деятельности по укреплению
законности и правопорядка;
- самостоятельно совершенствовать профессиональное мастерство путем
непрерывного пополнения своих знаний с учетом развития законодательства, теории и практики конституционного правосудия;
- методически грамотно проводить научные исследования актуальных проблем конституционного правосудия.
владеть:
- практическим навыком применения юридических норм в конкретных правовых ситуациях, получение прочных знаний по важнейшим проблемам конституционного правосудия на базе конституционного законодательства, приобретение навыков самостоятельного пополнения знаний по специальности.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Виды учебной работы | Количество часов в соответствии с учебным планом |
ОФО | |
Общая трудоемкость (максимальная нагрузка) | 72 (2 з.е.) |
Всего аудиторные занятия | |
Лекции | |
Семинарские (практические) занятия | |
Самостоятельная работа, НИРС | |
Вид итогового контроля (зачет/экзамен) | Зачет/ контрольное задание |
Семестры |
Тематический план
(разделы дисциплины, темы занятий, количество зачетных единиц и часов)