Одним из главных законоположений организации судебной системы в Российской Федерации является утверждение принципа единства этой системы
Рассматривая судебную систему как неоднородное государственно-правовое образование, мы отмечаем многообразие ее структурных подразделений, каждое из которых характеризуется своими задачами и методами осуществления установленных законом функций, многими специфическими чертами и особенностями. Отличия структурных подразделений друг от друга носят организационный и процедурный характер. Так, входящие в судебную систему судебные органы могут различаться не только предметной компетенцией, но и объемом судебной власти, кругом полномочий по отношению к отдельным подразделениям самой системы. Поэтому выделяются нижестоящие и вышестоящие суды. Этими терминами обозначается их различие в компетенции и общий характер инстанционных связей, регулируемых процессуальным законодательством.
Различия в компетенции групп судов, сложность организационных и процессуальных взаимосвязей между ними не исключают существования единых правоохранительных задач, наличия общности основных принципов организации и деятельности всех судов, в том числе осуществляющих разные формы судопроизводства. Обеспечению этой общности служит закрепление в комментируемом Законе положений о единстве судебной системы РФ. Помещение в начале главы "Общие положения" концептуального принципа единства судебной системы призвано определить основную идею комментируемого Закона. Утверждение принципа единства необходимо для исключения отступлений в судоустройственном нормотворчестве от общих установлений Конституции РФ и федерального конституционного законодательства в сфере правового регулирования организации судебной власти в Российской Федерации. Единство построения судебной системы заключается в общем подходе к правовому регулированию основ судебной власти, известной унификации источников этого регулирования, в закреплении федеральным конституционным законодательством главных условий образования и функционирования судебной системы. 1. К числу условий обеспечения единства судебной системы комментируемый Закон относит его фундаментальные правовые основы: судебная система РФ устанавливается высшим законодательным актом страны - Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации". Нормативное регулирование основ судебной власти всегда составляет прерогативу конституционного права. Делегирование части этих полномочий федеральному конституционному закону не изменяет общего правила. Прямое указание в Конституции РФ на функцию федерального конституционного закона (ч. 3 ст. 118) равносильно приданию ему значения части Конституции РФ и статуса высшего законодательного акта в правовом регулировании судоустройства Российской Федерации. Закрепление в Конституции РФ системы высших судов РФ придает особую стабильность ныне существующей системе судов. Ее изменение возможно лишь путем внесения поправок в Конституцию РФ в отношении высших судов, изменений и дополнений Закона о судебной системе в отношении иных федеральных судов. Судебная система как конституционное установление, а именно как совокупность судов разных уровней, организованных в соответствии с их компетенцией, задачами и целями деятельности, подразделяется на следующие подсистемы: 1) Конституционный Суд РФ; 2) суды общей юрисдикции во главе с Верховным Судом РФ; 3) арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ. Таким образом, общая система судебных органов РФ состоит из трех значительных образований, предусмотренных Конституцией РФ и комментируемым Законом, и включает: а) конституционную юстицию (Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов Федерации); б) наиболее многочисленную группу территориальных судов, осуществляющих правосудие по гражданским и уголовным делам и составляющих подсистему судов общей юрисдикции; в) арбитражную юстицию. Эти подсистемы различаются по всем параметрам: по порядку организации, компетенции, структуре, регулированию деятельности, инфраструктуре обеспечения деятельности. Конституционный Суд РФ занимает особое место в судебной системе, так как выполняет функции высшего органа судебной власти по защите конституционного строя РФ, конституционных прав граждан. Основное полномочие этого органа - конституционный контроль. Конституционный Суд РФ самостоятельно и независимо от иных ветвей государственной власти и подсистем судебной власти осуществляет порученную ему функцию методом конституционного судопроизводства. Конституционные суды в республиках РФ и уставные суды в субъектах Федерации выполняют аналогичные функции в пределах названных субъектов Федерации и организационно не связаны с Конституционным Судом РФ. Основной объем работы по осуществлению правосудия приходится на самую многочисленную и развитую подсистему территориальных судов, возглавляемую Верховным Судом РФ. Конституция РФ называет эти суды судами общей юрисдикции и устанавливает, что надзор за их деятельностью осуществляется Верховным Судом РФ в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах. К этой подсистеме помимо Верховного Суда РФ относятся верховные суды республик, краевые, областные суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные (городские) суды, мировые судьи. Они рассматривают подавляющее большинство гражданских, административных и уголовных дел. Их деятельность регулируется Законом РСФСР "О судоустройстве РСФСР", ГПК РФ, УПК РФ.