Глава 11. Юридические факты в семейном праве 91

Второе отличие, по мнению В.А. Рясенцева, заключается в том, что в гражданском праве акты носят в основном имущественный характер, а в семейном — неимущественный.

Однако с расширением диспозитивного регулирования имущест­венных отношений в семье число актов имущественного характера в семейном праве возросло настолько существенно, что это различие уже не столь значительно. /

То, что семейно-правовые акты порождают права и обязанности, тесно связанные с личностью и вследствие этого непередаваемые, а гражданские сделки направлены на возникновение прав и обязаннос­тей, допускающих правопреемство, во-первых, характеризует не сами акты, а порождаемые ими права. Во-вторых, в гражданском праве тоже немало прав и обязанностей, тесно связанных с личностью и непереда­ваемых (обязательства из причинения вреда, личные авторские права и т.п.).

Последний признак заключается в том, что семейно-правовые акты, как правило, совершаются в государственных органах, без чего они не признаются действительными, а гражданские акты требуют такого оформления только в виде исключения. Во-первых, не все се­мейно-правовые акты совершаются в государственных органах. Это необязательно для заключения соглашения о разделе имущества суп­ругов, соглашения супругов о порядке участия отдельно проживающе­го родителя в воспитании ребенка и т.д. Во-вторых, остальные случаи вполне вписываются в рамки внутриотраслевой специфики. Те акты семейного права, которые совершаются в специальных органах, обыч­но связаны с изменением семейно-правового статуса лица: признание отцовства, заключение и расторжение брака.

В гражданском праве акты, направленные на изменение статуса субъектов права (регистрация гражданина в качестве предпринимате­ля, регистрация, реорганизация и ликвидация юридических лиц), также совершаются только в государственных органах. В подобном порядке заключаются и сделки с наиболее важными объектами: недви­жимостью, некоторыми видами транспортных средств. Большинство других гражданских сделок не требует такой сложной процедуры по­тому, что это привело бы к чрезмерному усложнению гражданского оборота.

Юридические акты в семейном лраве в зависимости, от количества лиц, от которых они исходят, делятся на односторонние и двусторон­ние. Кроме того, в зависимости от субъекта можно выделить акты субъектов семейного права и акты государственных органов. В пп. 3 ч. 1 ст. 8 ГК прямо указано на то, что гражданские правоотношения

92 Раздел III. Семейные правоотношения

могут возникать на основании судебных решений. Но поскольку зна­чение судебного решения выходит за рамки одного только гражданско­го права, необходимо признать, что решения суда также входят и во многие составы оснований возникновения семейных правоотноше­ний. Таким образом, легко видеть, что внешне классификация семей-но-правовых актов полностью совпадает с делением юридических актов в гражданском праве на сделки (односторонние, многосторонние и двусторонние), административные акты и судебные решения.

В литературе по семейному праву сложилось мнение о невозмож­ности отождествления юридических актов семейного и гражданского права, и в частности использования в семейном праве категории дого­вора и сделки. Действительно, сделка определена в ст. 153 ГК как действие, направленное «на установление, изменение или прекраще­ние гражданских прав и обязанностей». Однако существует и более широкий подход к трактованию сделок как действий, направленных на возникновение, изменение И прекращение правоотношений в различ­ных отраслях права.

Сторонники узкого определения сделки ссылаются на то, что в нашей стране это понятие имеет определенный сложившийся смысл, подчеркивающий связь сделок с товарно-денежными отношениями, поэтому оно неприменимо к семейно-правовым актам*.

Между тем в самом понятии сделки нет ничего такого, что исклю­чало бы ее использование в семейном праве независимо от того, при­знавать его отдельной отраслью или частью гражданского права. Г.Ф. Шершеневич писал: «Под именем юридической сделки понима­ется такое юридическое действие, которое обнаруживает волю вызвать юридические последствия, соединенные По закону с этим действием»2.

В советский период под сделкой обычно также понималось волевое действие, направленное на достижение правовых последствий. Семей-но-правовой акт определялся как юридический акт, направленный на возникновение, изменение и прекращение брачно-семейных правоот­ношений3.

И в том и в другом случае речь идет о волевом акте, причем воля должна быть непосредственно направлена на достижение правовых последствий. И в гражданской сделке, и в акте субъектов семейного права воле, не выраженной вовне, не может придаваться значение,

1 См • Веберс ЯР Правосубъсктность граждан в гражданском и семейном праве С 186

2 Шершепевич Г.Ф. Общая теория права. Т 1. Вып. 3 М.. 1912. С 624

3 См.- Данилин В И, Реутов С И. Юридические факты в семейном праве. С 62

Глава 11. Юридические факты в семейном праве 93

значит, необходимо волеизъявление. И в гражданском, и в семейном праве между волеизъявлением и волей должно быть соответствие.

Таким образом, различие между актами субъектов семейного права и гражданско-правовыми сделками нельзя признать достаточно суще­ственным, для того чтобы обосновать невозможность применения ка­тегории сделки в семейном праве.

В гражданском праве среди всех юридических фактов, порождаю­щих правоотношения, особенное место занимают договоры. Они явля­ются универсальными фактами, на основании которых возникает по­давляющее большинство гражданских правоотношений. Их роль прежде всего связана с диапозитивным регулированием гражданских правоотношений, так как именно договор является инструментом, с помощью которого субъекты гражданского права по взаимному согла­сию устанавливают для себя модели поведения.

В семейном праве до последнего времени не использовалось само понятие договора, вместо него говорилось о двусторонних актах участ­ников семейных отношений. Кроме того, господствовало мнение о том, что соглашения не играют здесь столь существенной роли, которая присуща договорам в гражданском праве.

В.И. Данилин и С.И. Реутов определяют семейное соглашение как «согласованное волеизъявление двух участников семейных правоот­ношений, направленное на достижение определенных юридических последствий». Изъявления воли при этом должны быть одинаковыми и взаимными. Далее они отмечают, что законодатель называет такие акты «взаимным согласием» или «соглашением»1.

Сравним данное определение с определениями договора в граж­данском праве. В ст. 420 ГК договор определен как «соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей». P.O. Халфина считала, что дого­вор — это «соглашение сторон, их согласованное волеизъявление, на­правленное на достижение определенного результата»2. Различий между двумя приведенными понятиями практически нет никаких.

С появлением брачных договоров и алиментных соглашений не­возможно более избегать применения конструкции договора в семей­ном праве. В ст. 43 и 44 СК указано, что к изменению, расторжению и признанию недействительным брачного договора применяются соот­ветствующие нормы ГК об изменении, расторжении и признании не­действительными договоров. Статья 101 СК предусматривает, что к

' Данилин В.И, Реутов С И Юридические факты в семейном праве. С 62—63 2 Халфина Р О Значение и сущность договора в советском социалистическом граж­данском праве М., 1954 С 37 \

Наши рекомендации