Раздел I. Судебно-конституционное устройство (темы 7-10)
Для усвоения данного раздела следует обратить внимание студентов на следующие узловые проблемные аспекты.
Конституционный Суд Российской Федерации является одним из трех высших судов государства (с точки зрения теории разделения властей он принадлежит к группе «федеральные органы государственной судебной власти») и юридическим лицом (с точки зрения ГК РФ и НК РФ).
Вопрос об официальных символах Конституционного Суда Российской Федерации – это один из вопросов, доказывающих малые на сегодняшний день ресурсы судебной системы, поскольку образец мантии судьи Суда до сих пор как атрибут его власти официально не утвержден. Вопрос о местопребывании Суда начиная с мая 2008 г. в г. Санкт-Петербурге требует изучения аргументов «за» и «против» и наглядно демонстрирует слабое научно-правовое обоснование многих общенациональных решений.
Формирование состава Конституционного Суда Российской Федерации должно быть рассмотрено студентами под углом выявления типичной карьеры судьи Суда. Практика показывает, что установленные законом требования направлены на наделение полномочиями судей двух категорий – научно-педагогических работников (обычно не ниже уровня доктора юридических наук, профессора) и судей из других сегментов судебной системы (имеющих при этом степень кандидата юридических наук). Таким образом, первая категория известна в основном юридической научной общественности, а вторая – судейскому сообществу.
При изучении структуры Конституционного Суда Российской Федерации следует особенно тщательно анализировать статус аппарата Конституционного Суда, в особенности его Секретариата, поскольку именно здесь обычно происходит первое (и чаще всего – последнее) знакомство заявителей–граждан с Судом.
Статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации надлежит изучать в первую очередь как статус лица, замещающего государственную должность Российской Федерации (которое не является государственным служащим и поэтому на него не распространяется законодательство о государственной службе). Важнейшей частью статуса такого лица выступают т.н. «гарантии» (привилегии), большая часть которых не зафиксирована в законе и базируется на подзаконных нормативных актах.
Закон предусматривает конкретные занятия и действия, несовместимые с должностью судьи Конституционного Суда Российской Федерации. При этом очень существенным является пределы допустимости отдельных действий судьи (и терпимости остальных судей применительно к этим действиям судьи) в контексте принципа европейской модели конституционного контроля – «проявление сдержанности».
В ракурсе независимости судьи Конституционного Суда Российской Федерации представляет интерес установленный в последние годы по настоянию Президента РФ особый порядок привлечения судьи к юридической ответственности за совершение дисциплинарных проступков, административных правонарушений и уголовных преступлений, а также применение к ним иных мер государственного принуждения (мер пресечения и др.).
Вопрос о статусе судьи, уходящего и пребывающего в отставке, имеет немаловажное значение с позиций выяснения дальнейшей трудовой биографии такого судьи: как показывает практика, судьи Конституционного Суда востребованы в самых разных областях юридической профессиональной деятельности.