Тема №5. Участники уголовного процесса, их классификация

(4 часа)

Для подготовки к занятию в активной/интерактивной форме студенты самостоятельно должны изучить следующие вопросы и подготовить доклады по предложенным темам.

Вопросы:

1. Понятие участников уголовного процесса, их классификация.

2.Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения (процессуальное положение).

3. Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты(процессуальное положение).

4. Иные участники уголовного судопроизводства.

5. Обстоятельства, исключающие участие в уголовном судопроизводстве.

Темы рефератов и докладов:

1. Процессуальное положение эксперта и специалиста (сравнительный анализ).

2. Содержание свидетельского иммунитета.

3. Процессуальное положение прокурора на разных стадиях уголовного процесса.

Форма занятия – работа в малых группах.

Цель введения активных/интерактивных – обеспечение диалогического взаимодействия в совместной деятельности, формирование познавательной мотивации, обеспечение условий развития профессиональной мотивации.

Цель занятия – в результате изучения темы студенты должны уяснить основания классификации участников уголовного судопроизводства; понять, в чем особенности статуса каждого из них. В ходе занятия у обучаемых целесообразно сформулировать умение выделять особенности участия каждого из участников в уголовном процессе.

Форма /технология проведения занятия – работа в малых группах. Перед тем как разделить аудиторию на группы, преподаватель объясняет задание: охарактеризовать группу участников уголовного процесса, выделив особенности их правового статуса – представить свой ответ аудитории.

По окончании работы групп, представители каждой группы презентуют работу.

Студенты работают в группе. Студенты делятся на три небольшие группы, представляющие группы участников судопроизводства со стороны обвинения, со стороны защиты и иных участников уголовного судопроизводства. На общее задание отводится 40 минут.

Далее каждая группа представляет свой вариант ответа, который комментируется представителями двух других групп. С помощью направляемой преподавателем дискуссии формулируется правильный ответ.

Форма представления студентами конечного результата – заключение, кроме того студенты могут выступать с подготовленными по теме докладами в рамках вопросов задания группы.

Дидактическое оснащение:

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.* (Раздел II, гл.6-9)

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 июня 2010 г. № 17 «О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве» // Российская газета. 07.07.2010. № 5226.*

Бородинова Т.Г. Сторона защиты и ее функция в стадиях уголовного судопроизводства: монография. – М.: РАП. 2010.*

Курочкина Л. Потерпевший и свидетель в уголовном судопроизводстве// Законность. 2009. № 3*

Мельников В.Ю. Гарантии прав и законных интересов граждан в уголовном процессе. Монография. – Ростов н/Д: РГУПС. 2010. *

Неретин Н.Н. Изучение личности обвиняемого при производстве предварительного следствия в уголовном судопроизводстве//Уголовное судопроизводство 2009. №1.*

Наши рекомендации