Понятие и предмет административного права
Общая часть.
1. | Понятие и предмет административного права. | |
2. | Метод административного права. | |
3. | Система и источники административного права. | |
4. | Понятие и признаки государственного управления. | |
5. | Административно-правовые нормы. | |
6. | Административно-правовые отношения. | |
7. | Понятие и виды субъектов административного права. | |
8. | Граждане как субъекты административного права. | |
9. | Органы исполнительной власти как субъекты административного права. | |
10. | Понятие, принципы и виды государственной службы. | |
11. | Административно-правовой статус государственных служащих. | |
12. | Понятие и виды форм государственного управления. | |
13. | Понятие и виды правовых актов управления. | |
14. | Понятие и виды методов государственного управления. | |
15. | Правовая характеристика административного принуждения. | |
16. | Правовая характеристика административного предупреждения. | |
17. | Понятие, состав и виды административного правонарушения. | |
18. | Понятие и условия административной ответственности. | |
19. | Понятие и виды административного наказания. | |
20. | Понятие и виды административных производств. | |
21. | Производство (порядок привлечения) по делам об административных правонарушениях. | |
22. | Понятие законности и способов ее обеспечения в государственном управлении. | |
23. | Государственный контроль как способ обеспечения законности. | 19-20 |
24. | Административный надзор как способ обеспечения законности. | |
25. | Обжалование незаконных действий и решений как способ обеспечения законности. |
Понятие и предмет административного права.
Административное право – одна из важнейших отраслей правовой системы РФ, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с практической реализацией исполнительной власти, или, в более широком понимании, – в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности. Сущность административного права:
– является публичным правом, призванным обеспечить публичный интерес, регулируя отношения, связанные с управлением общественными процессами;
– нормы административного права обеспечивают интересы общества, государства, коллективов, права и интересы граждан и т. д.;
– составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений.
В основе разделения отраслей права лежит предмет правового регулирования. В административном праве он включает в себя:
– управленческие отношения, в рамках которых реализуются задачи, функции и полномочия органов исполнительной власти и местного самоуправления;
– управленческие отношения внутриорганизационно-го характера, возникающие в процессе деятельности органов законодательной, судебной власти и органов прокуратуры;
– управленческие отношения внутриорганизационно-го характера в сфере негосударственных образований.
Административное право – отрасль российского права, система юридических норм, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации задач и функций органов государственной власти, местного самоуправления при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности, а также отношения внутриорганизационного характера на предприятиях, в учреждениях, организациях.
Общественные отношения в сфере государственного управления, а также управленческие отношения, возникающие в иных сферах жизнедеятельности общества, составляют предмет административного права.
Виды управленческих отношений, регулируемых нормами административного права:
По субъектному признаку:
• между соподчиненными субъектами государственного управления (вертикальные отношения);
• между субъектами исполнительной власти, не находящимися в состоянии соподчинения (горизонтальные отношения);
• между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления;
• между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;
• между субъектами исполнительной власти и государственными служащими;
• между субъектами исполнительной власти и гражданами;
• между субъектами исполнительной власти и иными субъектами. По признаку государственно-территориального устройства:
• между центральными органами федеральной исполнительной власти и исполнительными органами субъектов Федерации;
• между органами исполнительной власти субъектов Федерации;
• между органами исполнительной власти субъектов Федерации и исполнительными органами местного самоуправления.
В зависимости от направления воздействия:
• внешние отношения, отношения в связи с реализацией полномочий органов исполнительной власти вовне;
• внутренние отношения, т. е. внутриорганизационные, внутрисистемные отношения.
Предмет административного права отличается динамичностью. Отдельные отношения, например таможенные, частично в сфере местного самоуправления, в настоящее время являются предметом правового регулирования таможенного, муниципального права, что обусловлено формированием новых отраслей российского права. Некоторые группы отношений на данном этапе составляют предмет административного права, что явилось результатом систематизации норм, устанавливающих административную ответственность, в КоАП.