Юридический состав правонарушения
Состав правонарушения — это система объективных и субъективных элементов деяния, признаки которых предусмотрены в диспозиции правовой нормы, определяющей данное деяние в качестве правонарушения.
Наиболее фундаментально проблема состава правонарушения разрабатывается в рамках уголовного права. Еще с XVI в. понятие состава преступления (corpus delicti) играло процессуальную роль достаточного основания для рассмотрения дела в суде. Но свою научно-теоретическую разработку учение о составе правонарушения впервые получило в контексте немецкой школы уголовного права в ХУШ-Х1Х вв., которая впоследствии оказала существенное влияние на российскую теорию правонарушения,
Как любая система, предполагающая целостное единство, состав правонарушения складывается из ряда взаимосвязанных подсистем и их элементов. При этом отсутствие хотя бы одной подсистемы или системообразующего элемента приводит к распаду всей системы, то есть к отсутствию состава правонарушения.
В соответствии с классической теоретической моделью, в целом принятой российской юридической наукой и практикой, элементами (подсистемами) состава правонарушенияявляются: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона правонарушения. Деяние может быть квалифицировать как правонарушение только при наличии всех названных элементов.
3.1. Объект правонарушения — это общественные отношения, охраняемые нормами права, на которые направлено противоправное посягательство.
В теории уголовного права выделяют общий, родовой и непосредственный объекты преступлений, которые соотносятся как философские категории «общее», «особенное», «единичное». Данная классификация применима к объектам всех правонарушений и вполне может быть воспринята общей теорией права:
а) общий объект правонарушения – это всегда общественные отношения, охраняемые правом, той или иной его отраслью;
б) родовой объект правонарушения – группа однородных общественных отношений, на которые посягает правонарушитель;
в) непосредственный объект правонарушения (предмет) – это конкретные блага, интересы личности, ее здоровье, честь, достоинство, имущество и т. д., на которые посягает правонарушитель.
К примеру, применительно к правонарушениям, связанным с противоправным завладением собственностью, в качестве общего объекта будут выступать все охраняемые законом общественные отношения (в данном случае объект отождествляется с правопорядком), родовой объект конкретизирует эти отношения, сводя их к отношениям собственности. Наконец, непосредственный объект (предмет) правонарушения – это то имущество (автомобиль, бытовая техника, деньги и т. п.), на которое посягает правонарушитель.
3.2. Объективная сторона правонарушения– это внешнее проявление противоправного деяния, характеризуемое рядом признаков: формой совершения (действием, бездействием), временем, местом, орудием совершения правонарушения, вредоносным результатом и причинно-следственной связью между деянием и наступившими общественно вредными последствиями.
Основными элементами объективной сторонылюбого правонарушения являются:
а) противоправное деяние — осознанный волевой поступок, противоправность которого закреплена в действующем законодательстве. Деяние, прямо не предусмотренное в качестве правонарушения в действующем законодательстве, не может квалифицироваться в качестве такового;
б) вред, причиненный деянием, – неблагоприятные и потому нежелательные последствия, наступившие в результате правонарушения. Эти последствия могут быть имущественного, неимущественного, организационного, личного или иного характера;
в) причинно-следственная связь между деянием и наступившим вредом – связь между явлениями, в силу которых одно из них (причина) с необходимостью порождает другое (следствие).
3.3. Субъект правонарушения– это обладающее правосубъектностью лицо, поведение которого признается противоправным действующим законодательством.
В качестве субъектов правонарушений могут выступать как индивиды (индивидуальные субъекты), так и организованные социальные группы (коллективные субъекты). По российскому законодательству субъектами правонарушения выступают индивиды и социальные группы, обладающие свойствами физических и юридических лиц.
Субъектами правонарушения могут быть:
а) физическое лицо (т. е. индивид) должно достигнуть к моменту совершения противоправного деяния установленного законодательством возраста,(в уголовном праве с 16 лет, а за совершение тяжких преступлений с 14 лет, в административном праве с 16 лет и т. д.), отдавать отчет о своих действиях и быть способным руководить ими. Физическое лицо, совершившее преступление и признанное судом на момент его совершения невменяемым, не привлекается к уголовной ответственности и подвергается принудительному лечению;
6) юридическое лицо по российскому законодательству в отличие от законодательства других стран (например, УК Франции) не является субъектом уголовных правонарушений (то есть преступлений), но может быть субъектом некоторых проступков (например, административных или гражданско-правовых). В Гражданском кодексе РФ (ст. 48) юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности и быть истцом и ответчиком в суде.
3.4. Субъективная сторона правонарушения– внутреннее, психическое отношение правонарушителя к совершаемому деянию и общёствённо-вредным последствиям этого деяния.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной, мотивом, целью.
1. Вина – это основной признак субъективной стороны правонарушения. Наличие вины является обязательным условием признания лица, совершившего социально вредный поступок, правонарушителем. Вина может быть как умышленной, так и неосторожной.
Наряду с перечисленными основными элементами выделяются дополнительные (факультативные) элементы объективной стороны, к которым относятся: место, время, обстановка, способ и средства совершения правонарушения.
Умышленная вина предполагает наличие прямого либо косвенного умысла.
Прямой умысел означает, что лицо осознавало возможность наступления вредоносных последствий своего противоправного поведения, желало этих последствий и стремилось к их наступлению. К примеру, лицо, совершающее кражу, осознает противоправность своих действий, предвидит, к каким результатам может привести совершаемое деяние, и своими волевыми действиями стремится к наступлению планируемого результата (завладению предметами чужой собственности).
Косвенный умысел означает, что лицо осознавало возможность наступления вредоносных последствий своего противоправного поведения, допускало такую возможность, однако относилось к ней равнодушно. Наличие косвенного умысла в любом случае предполагает наличие умысла прямого. К примеру, лицо, планируя совершение преступления, связанного с противоправным завладением чужим имуществом, прямым умыслом имеет приобретение этого имущества, вместе с тем в качестве косвенного умысла лицо может предполагать возможность причинения вреда другому имуществу (взлом двери в квартиру) либо здоровью хозяина этого имущества (в случае отказа подчиниться требованиям преступника).
Применительно к умышленным правонарушениям признаками субъективной стороны наряду с виной выступают мотив и цель.
2. Мотив правонарушения – внутреннее побуждение лица к совершению правонарушения. В качестве мотивационных факторов, инициировавших противоправное деяние могут рассматриваться личная обида, корысть, страх и т. п.
3. Цель правонарушения – результат, к которому стремился (явно или косвенно) субъект в процессе подготовки и совершения правонарушения. К примеру целью кражи является завладение чужим имуществом.
Вместе с тем далеко не всегда субъект правонарушения, совершая противоправное деяние, действует в соответствии с мотивом и преследует конкретную цель. В этих случаях имеют место неосторожные формы вины, к которым относятся противоправная самонадеянность и противоправная небрежность.
При противоправной самонадеянности лицо осознает противоправность своего деяния, предвидит возможность наступления вредоносного результата, но легкомысленно рассчитывает избежать негативных последствий. К примеру, лицо, управляя автотранспортным средством в состоянии опьянения, осознает противоправность своего поведения и возможность социально вредных последствий (совершения ДТП), однако не желает наступления этих последствий и самонадеянно рассчитывает их избежать.
При противоправной небрежности лицо не предполагает наступления негативных последствий совершаемого поступка, хотя по роду своей деятельности могло и должно было предполагать. К примеру, профессиональный водитель перед выходом на трассу обязан проходить медосмотр, в том случае, если этот медосмотр проведен небрежно (формально), возникает принципиальная возможность ухудшения здоровья водителя в процессе управления автотранспортным средством, что, в свою очередь, может повлечь негативные последствия (ДТП). В приведенном примере противоправная небрежность допускается со стороны медицинского работника, в обязанности которого входит проведение медосмотра.
От правонарушений следует отличать юридические казусы. Казус – это случай непредсказуемого характера, предвидеть который и повлиять на наступившие последствия которого лицо не могло по причинам объективного характера. К примеру, не будет рассматриваться в качестве правонарушения случай (казус), связанный с телесными повреждениями лица, грубо нарушавшего правила дорожного движения, причиненными со стороны водителя автотранспортного средства, действовавшего в соответствии с названными правилами. I
Виды правонарушений.
Правонарушения могут наносить различный по степени вред обществу и совершаться в различных сферах социальной деятельности. Для того чтобы правоприменитель мог точно определить степень ответственности правонарушителя, в юридической науке и практике осуществляется классификация правонарушений по различным основаниям.
В отечественной юриспруденции все правонарушения разделяются на проступки и преступления. Отличие проступков от преступлений можно осуществлять как по содержательным, так и по формально-юридическим основаниям.
В содержательном аспекте проступки отличаются от преступлений степенью социальной вредности. Законодатель и правоприменитель используют следующие критерии определения степени социальной вредности правонарушения:
1) значимость регулируемого правом общественного отношения, ставшего объектом противоправного посягательства;
2) размер причиненного ущерба;
3) способ, время и место совершения противоправного деяния;
4) личность правонарушителя.
Безусловно, все правонарушения наносят общественным отношениям определенный вред, и, прежде всего потому, что все они нарушают установленный правом порядок, а следовательно отрицательным образом влияют на социальную стабильность. Вместе с тем вредоносные последствия различных правонарушений отличаются социальной значимостью, выражающейся в величине причиненного ущерба. К примеру, противоправными, а следовательно, и вредными являются правонарушения, связанные с переходом улицы вне зоны пешеходного перехода либо на запрещающий сигнал светофора, и правонарушение, связанное с убийством. Вместе с тем, являясь правонарушениями и в силу этого характеризуясь определенным социальным вредом, названные деяния качественным образом отличаются друг от друга по степени нанесенного общественным отношениям ущерба, Если в первом случае как такового ущерба (в том случае, если вредоносные последствия такого нарушения ограничились только фактом нарушения правил дорожного движения) общественным отношениям причинено не было, то во втором примере такой ущерб будет носить невосполнимый характер. В отечественной юриспруденции, для того чтобы подчеркнуть особую социальную вредность одних противоправных деяний по сравнению с другими, используют термин «опасность». Социально опасными признаются правонарушения, получившие название преступлений, в свою очередь, правонарушения, последствия которых по своей социальной значимости являются менее вредоносными, называются проступками. Естественно, что подобная градация носит в достаточной степени условный характер. В сфере практической деятельности порой бывает сложно объективно оценить причиненный тем или иными правонарушением вред и соответственно сделать вывод о том, преступление имело место в данном конкретном случае или проступок. Поэтому в целях юридической квалификации деяния в качестве преступления (проступка) используют формально-юридический критерий, в соответствии с которым преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания. Соответственно не является преступлением деяние, прямо не предусмотренное в качестве такового уголовным законом.
Иной подход к проблеме классификации правонарушений сложился в американской системе уголовного правосудия. В данной системе отсутствует градация правонарушений на преступления и проступки. При этом все нарушения юридических предписаний материального и процессуального характера рассматриваются в качестве преступлений. Причем, как и в России, исходным критерием оценки преступлений является ихобщественный вред. Преступления, причинившие обществу (как в целом, так и отдельным его представителям) тяжкий вред, называются фелониями. Фелониями считаются все преступления, мера ответственности за совершение которых предусматривает возможность лишения свободы на срок более одного года. Менее тяжкие (менее вредные) преступления – мисдиминоры – предусматривают ответственность в форме лишения свободы сроком до одного года.
В свою очередь, в качестве проступков выступают правонарушения, посягающие на управленческие, трудовые, имущественные и иные социальные отношения и не достигающие степени общественной опасности преступления.
Проступки как разновидность правонарушений крайне неоднородны и в зависимости от сферы общественных отношений, в которой они совершаются, делятся на административные, дисциплинарные, гражданско-правовые и т. д.
Административный проступок – это противоправное, виновное деяние, посягающее на государственный или общественный порядок, различные формы собственности, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, за которое предусмотрена административная ответственность. В ч. 1 ст. 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дается следующее определение: «Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».
Дисциплинарный проступок – нарушение рабочими и служащими предприятий, учреждений, иных организаций правил внутреннего трудового распорядка, служебной дисциплины, невыполнение служебных обязанностей. Совершая дисциплинарный проступок, правонарушитель дезорганизует нормальную деятельность, трудовых коллективов, воинских и военизированных подразделений, нарушает трудовую и служебную дисциплину (совершает прогулы, опаздывает на работу (службу), пропускает учебные занятия, не выполняет распоряжений администрации и т. д. Ответственность за совершение дисциплинарных правонарушений предусматривается в различных ведомственных и локальных нормативно-правовых актах. Например, дисциплинарные проступки предусматриваются воинскими уставами, так как наносят ущерб служебной, воинской или учебной дисциплине, мешают организации и сплочению коллективов, выполнению поставленных перед ними задач.
Гражданско-правовой проступок – нарушение обязательств, возникающих у субъектов вследствие заключения договорных отношений (трудовых, имущественных, семейных и др.). Этот вид правонарушений выражается в нанесении имущественного вреда, состоящего в неисполнении обязательства по договорам, в распространении сведений, порочащих честь и достоинство гражданина. Рассматриваются такие дела судами, в том числе и арбитражными, которые восстанавливают нарушенное право путем применения восстановительных санкций имущественного и неимущественного характера. В отличие, например, от уголовных или административных правонарушений гражданские правонарушения полностью не перечислены в законе. Для предъявления гражданского иска достаточно самого факта нарушения субъективных прав и нанесения им определенного вреда. Поэтому от фактически нанесённого вреда зависит сумма предъявляемого иска. Гражданское законодательство Российской Федерации устанавливает как общие принципы гражданско-правовой ответственности, так и конкретные санкции, которые применяются за те или иные гражданские правонарушения.