Республиканские органы государственного управления в правотворческом процессе

Республиканские органы государственного управления являются юридическими лицами, образуются, реорганизуются и ликвидируются Президентом.

Виды актов. Постановления и приказы.

Постановления республиканского органа государственного управления – нормативные правовые акты, принимаемые коллегиально на основе и во исполнение нормативных правовых актов большей юридической силы в пределах их компетенции соответствующего государственного органа и регулирующие общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности Приказ – нормативный правовой акт функционально-отраслевого характера, издаваемый руководителем республиканского органа государственного управления, в пределах компетенции возглавляемого им органа в соответствующей сфере государственного управления.

Суд вправе вносить Президенту, в палаты Национального собрания, Совет Министров, другие государственные органы в соответствии с их компетенцией предложения о необходимости внесения в акты законодательства изменений и (или) дополнений, принятия новых нормативных правовых актов.Одной из форм участия судебных органов в законотворчестве является право участия председателей Конституционного Суда, Высшего хозяйственного Суда, Верховного Суда Республики Беларусь на заседаниях Палат парламента.

«Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы на основании действующего законодательства принимают решения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории».

Решения органов местного управления и самоуправления – нормативные правовые акты, принимаемые местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах своей компетенции с целью решения вопросов местного значения и имеющие обязательную силу на соответствующей территории

Местные субъекты правотворческого процесса. Основным субъектом правотворчества являются граждане соответствующей административно-территориальной единицы. Граждане принимают решения на местном референдуме.

Местные референдумы. Одной из форм прямого волеизъяления граждан при осуществлении местного управления и самоуправления являетсяместный референдум.

“На местный референдум могут выносится вопросы, имеющие важнейшее значение для населения соответствующих административно-территориальных единиц и отнесенные к компетенции соответствующих местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов”.

На референдум не могут выносится вопросы:

- могущие вызвать нарушение территориальной целостности Республики Беларусь;

- связанные с назначением (избранием) и освобождением Президента Республики Беларусь, назначением должностных лиц, назначение, освобождение которых относится к компетенции Президента Республики Беларусь и палат Национального собрания Республики Беларусь;

- о принятии и изменении бюджета, установлении, изменении и отмене налогов;

- об амнистии, помиловании.

На местный референдум также не выносятся вопросы, имеющие значение для Республики Беларусь в целом, вопросы, урегулированные законодательными актами Республики Беларусь, вопросы, связанные с назначением на должности, утверждением в должности или освобождением от должности, относящиеся к компетенции местного исполнительного и распорядительного органа либо его руководителя.

Все другие вопросы могут быть вынесены на местный референдум.

Собрания граждан по месту жительства. граждане вправе непосредственно принимать участие в управлении делами общества и государства путем обсуждения вопросов республиканского и местного значения на республиканских и местных собраниях.

Местные собрания могут проводиться на территории административно-территориальной единицы или ее части (микрорайонов, жилищных комплексов, кварталов, улиц, дворов, поселков, сел и т.п.).

Инициаторами созыва собрания могут быть местные Советы депутатов, исполнительные комитеты.

На собрании ведется протокол, в котором указывается дата и место проведения собрания, общее число граждан, проживающих на соответствующей территории и имеющих право участвовать в собрании, количество присутствующих граждан, повестка дня собрания, фамилии выступающих в прениях, краткое содержание их выступлений и принятые решения. Протокол подписывается председателем и секретарем собрания. К протоколу собрания прилагается список его участников.

Местные Советы депутатов реализуют свое право на правотворчество на сессиях. по вопросам, рассмотренным на сессиях, Советы принимают решения.

Планирование.

Подготовка проектов нормативных правовых актов осуществляется на плановой основе.
Планирование включает в себя разработку государственных программ и ежегодных планов подготовки проектов нормативных правовых актов.
Государственные программы и ежегодные планы подготовки проектов нормативных правовых актов являются основой нормотворческой деятельности.

Наши рекомендации