Содержания в местах заключения

Следующими формами надзора прокурора являются: про­верка законности задержания граждан, подозреваемых в совер­шении преступления, и возбуждение ходатайств перед судом об избрании вида меры пресечения - заключение под стражу или домашнего ареста. Здесь важно отметить, что этот участок над­зора в соответствии с Законом «О прокуратуре РФ» пересекает­ся с направлением: «Надзор за исполнением законов админист­рациями органов и учреждений, исполняющих наказание и на­значаемые судом меры принудительного характера, админист­рациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу». Мы полагаем, что в системе надзорной деятельности прокурора, если придерживаться гл.4 Закона «О прокуратуре РФ», в этом направлении нарушается последовательность, что связано с тем, что в нем одновременно рассматриваются как формы надзора за процессуальной деятельностью, так и формы надзора за исполнением уголовного наказания. Методически более правильно рассматривать названный в ч. 2 статьи 32 Зако­на предмет надзора в контексте надзора за процессуальной дея­тельностью органов, осуществляющих дознание и предвари­тельное расследование, поскольку на практике этот надзор про­водится прокурором, надзирающим за процессуальной деятель­ностью органов дознании и предварительного расследования одновременно с надзором за содержанием задержанных в изоля­торах временного содержания и следственных изоляторах.

При осуществлении надзора прокурор руководствуется нормами УПК, законом РФ «О содержании под стражей подоз­реваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также «Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел», согласованных с Генеральной прокуратурой и утвержден­ных приказом МВД РФ 26 января 1996 года.14

Задержание граждан, подозреваемых в совершении престу­пления, регулируется ст. ст. 91, 92 УПК РФ. Прокурор следит,

Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержа­ния подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел. Приказ

МВД РФ от 26 января 1996

•ж,-

чтобы задержание производилось только при наличии подозре­ния в том, что лицо совершило преступление, за которое может быть судом назначено наказание в виде лишения свободы, и лишь при наличии оснований, предусмотренных указанной статьей 91 УПК. В своем Приказе №39 Генеральный прокурор обращает внимание на необходимость пресечения случаев за­держания подозреваемых на основании протоколов об админи­стративных правонарушениях. Подозрение в том, что лицо со­вершило преступление, за которое санкция статьи УК РФ не предусматривает лишение свободы, не допускает самой воз­можности процессуального задержания. Нередки нарушения, связанные с отсутствием оснований для задержания, предусмот­ренных ч. ч. 1 и 2 ст. 91 УПК. Однако, в новом УПК, в отличие от старого Кодекса, установлено право задерживать даже тогда, когда единственной причиной задержания является необходи­мость подготовки к аресту подозреваемого (сбор материалов, обеспечение явки подозреваемого), если в суд уже направлено ходатайство, поддержанное прокурором, об избрании меры пре­сечения в виде заключения под стражу даже при отсутствии других оснований, предусмотренных ст. 91 УПК. О каждом слу­чае задержания прокурор должен быть извещен в установлен­ный законом срок - 12 часов. Протокол о задержании должен быть составлен не позднее 3-х часов после доставления задер­жанного органу дознания, следователю или прокурору. Задер­жание гражданина не должно превышать 48 часов с момента, когда он был задержан, до избрания судьёй меры пресечения в виде заключения под стражу. Если мера пресечения избрана судьей не была, то задержанный подлежит немедленному осво­бождению. Судья может продлить срок задержания на 72 часа с момента вынесения судебного решения по ходатайству одной из сторон для предоставления дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресече­ния в виде заключения под стражу при условии признания су­дом задержания законным и обоснованным.

При проведении проверки законности задержания в ИВС прокурор знакомится с протоколами задержания граждан, в ко­торых отражаются данные о дате и времени составления прото­кола, сведения о дате, времени, месте, основании и мотивах за­держания подозреваемого, результаты личного обыска. Следует обратить внимание, что время задержания и время составления протокола как правило не совпадают. Для исчисления срока за-

держания важным является момент времени, с которого нача­лось задержание. Срок задержания начинает течь со времени фактического задержания после доставления в орган, осуществ­ляющий задержание (не позднее чем через 3 часа после достав­ления), или с момента его задержания по постановлению следо­вателя, вынесенному ранее в порядке п.4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ. Задержанный подозреваемый должен знать, в чём он подозрева­ется, получить копию протокола задержания, ему должны быть разъяснены права, предусмотренные ч. 4 ст. 46 УПК, в том чис­ле право на защиту и свидание наедине с защитником с момента фактического задержания. В случае необходимости производст­ва процессуальных действий с участием подозреваемого про­должительность свидания с защитником свыше двух часов мо­жет быть ограничена дознавателем, следователем, прокурором с обязательным предварительным уведомлением об этом подоз­реваемого и его защитника. Близкие родственники задержанно­го, а при их отсутствии другие родственники должны быть из­вещены о задержании не позднее 12 часов с момента задержа­ния. При отсутствии близких родственников право уведомления предоставляется и самому подозреваемому.

В соответствии с новым УПК окончательное решение во­проса об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу принадлежит суду. На прокурора возлагается обязан­ность возбудить соответствующее ходатайство или дать согла­сие на него перед судом. Поэтому он должен обеспечить надзор за выполнением требований, предусмотренных ч. 3 ст. 108 УПК. В постановлении о возбуждении ходатайства должны быть из­ложены мотивы и основания, в силу которых возникла необхо­димость в заключении подозреваемого или обвиняемого под стражу и невозможно избрание другой меры пресечения. К по­становлению должны быть приложены материалы, подтвер­ждающие обоснованность ходатайства. При этом в отношении задержанного подозреваемого постановление и материалы должны быть представлены судье не позднее чем за 8 часов до истечения срока задержания. При не доставлении в этот срок подозреваемого или обвиняемого суд на основании п.2 ч. 7 ст. 108 отказывает в удовлетворении ходатайства, но если не доставление произошло по причине того, что подозреваемый, обвиняемый скрылся или заболел возможно повторное обраще­ние с ходатайством после создания условий для обеспечения явки подозреваемого, обвиняемого (согласно разъяснению в по-

становлении Верховного Суда РФ №1 от 5 марта 2004 года)141. Прокурор при решении вопроса о даче согласия на внесение су­ду ходатайства органом дознания или следователем должен убедиться в его обоснованности. Собраны ли достаточные дока­зательства для выдвинутого подозрения или обвинения, имеют­ся ли основания, предусмотренные ч. I ст. 108 УПК, для избра­ния такой меры пресечения, правильно ли квалифицированы действия подозреваемого или обвиняемого? Последнее имеет значение потому, что согласно ч. I ст. 108 УПК заключение под стражу может быть применено в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое согласно уголовному закону предусмотрено наказание свыше 2-х лет ли­шения свободы, и неправильная квалификация повлечёт ошибку в определении основания этой меры пресечения. При решении вопроса о поддержании ходатайства надлежит установить име­ются ли иные обстоятельства, кроме указанных в ч. 1 ст. 108 УПК, свидетельствующие о необходимости изоляции лица от общества. К таким обстоятельствам могут быть отнесены дан­ные о том, что подозреваемый, обвиняемый может скрыться от органов предварительного расследования или суда, фальсифи­цировать доказательства, оказать давление на потерпевшего, свидетелей и т.н. К ходатайству об избрании меры пресечения -заключение под стражу, должны быть приложены ряд важных документов: копии постановления о возбуждении уголовного дела, - привлечении лица в качестве обвиняемого, протокола задержания, допросов подозреваемого или обвиняемого, сведе­ния о личности обвиняемого (подозреваемого), справки о суди­мости, данные о возможности лица скрыться от следствия, об угрозах в адрес потерпевших, свидетелей. В тех случаях, когда защитник не участвует в уголовном деле, но об этом не сделана запись в протоколе допроса в качестве подозреваемого или об­виняемого, к материалам дела должно быть приложено пись­менное заявление подозреваемого, обвиняемого об отказе от защитника. Если прокурор считает, что оснований для заключе­ния под стражу нет, он отклоняет заявленное ходатайство при этом может дать письменное указание об избрании иной меры пресечения. В связи с недостатком доказательств, иных сведе­ний он может предложить органу дознания или следователю представить дополнительные данные после чего вернуться к

Б «С. 2004. №5, и. 5. С. 3.

рассмотрению вопроса о даче своего согласия на внесение хода­тайства суду. Практика прокуратуры Алтайского края свиде­тельствует, что прокуроры не дают согласие на поддержание ходатайств следователей о заключении под стражу в 5% случаев возбуждения этих ходатайств.

В соответствии с п.З ч. 7 ст. 108 УПК суд может вынести постановление о продлении срока задержания не более чем на 72 часа. Такое продление возможно, если прокурором или за­щитником, подозреваемым или обвиняемым будет заявлено хо­датайство об отложении судебного заседания для представления дополнительных доказательств обоснованности или необосно­ванности заключения под стражу. При рассмотрении ходатайст­ва об избрании меры пресечения заключения под стражу судья не входит в обсуждение вопроса о виновности лица в инкрими­нируемом преступлении. Согласно данных прокуратуры Алтай­ского края судом были отклонены ходатайства о заключении под стражу в 5,77% случаев представления таких ходатайств.

Здесь следует рассмотреть также вопрос о ситуациях, когда судья отклонит ходатайство следователя, органа дознания или прокурора о заключении подозреваемого или обвиняемого под стражу. В соответствии с ч. 11 ст. 108 УПК отказ суда в удовле­творении ходатайства о заключении под стражу может быть об­жалован в вышестоящий суд в кассационном порядке в течение 3-х суток со дня вынесения решения об отказе, а суд кассацион­ной инстанции в течение 3-х суток после поступления представ­ления (жалобы) должен рассмотреть это представление. Обжа­лование отказов суда составило 16,35% от общего числа отка­зов, и только половина обжалованных решений суда была отме­нена вышестоящим судом|4:!.

Возбуждение ходатайств о продлении сроков содержания под стражей возможно при наличии указанных в законе основа­ний при невозможности закончить расследование и при отсутст­вии оснований для изменения меры пресечения. Оно произво­дится в порядке, установленном ч. 3 ст. 108 и ч. 2 ст. 109 УПК. В законе ничего не сказано о возможности обжалования отказа суда в продлении срока содержания под стражей. По-видимому такое обжалование не может быть исключено и при этом следу­ет руководствоваться правилами п.2 ч. 8 ст. 109 и ч. 11 ст. 108 УПК. , . .

По данным прокуратуры Алтайского края на 2003 год.

При продлении сроков содержания под стражей до 6 меся­цев - судьёй районного суда или военного суда требуется согла­сие рай/гор/ прокуроров, и до 12 месяцев судьей того же суда -согласие прокурора субъекта Российской Федерации. Продле­ние сроков содержания под стражей свыше 12 месяцев произво­дится судьями, указанными в ч. 3 ст. 31 УПК РФ (судов субъек­тов РФ или военного суда того же уровня) с согласия Генераль­ного прокурора или его заместителя. В своем Приказе, упомяну­том выше, Генеральный прокурор предложил ходатайство о продлении срока содержания под стражей свыше 2-х месяцев поддерживать только при отсутствии возможности окончания дела и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения. Ходатайство это возбуждать за 7 дней до ис­течения срока. Продление свыше 3-х месяцев - за 10 дней, свы­ше 6 месяцев - за 15, при продлении срока свыше одного года -за 30 дней. После истечения 1,5 годичного срока лицо, содер­жащееся под стражей, подлежит немедленному освобождению. Если же дело окончено производством, а ознакомление с мате­риалами оконченного дела не укладывается в установленный 1.5 годичный срок, право продления принадлежит только суду уровня суда субъекта Российской Федерации. Поэтому проку­роры должны возбудить соответствующее ходатайство перед Генеральным прокурором за 30 дней до истечения предельного срока содержания под стражей с представлением в суд материа­лов за 7 дней до истечения срока.

Контрольные вопросы:

1. Какие нормативные акты прокурор должен знать при осуществлении надзора за законностью задержания граждан и при поддержании ходатайств о заключении под стражу?

2. Какие требования закона должны быть выполнены долж­ностными лицами при задержании граждан по подозрению в совершении преступления?

3. Какие требования закона должны быть приняты во вни­мание прокурором при поддержании ходатайства о заключении под стражу лица, подозреваемого в совершении преступления?

4. Действия и акты прокурора при решении вопроса о под­держании ходатайства о заключении под стражу и продлении сроков содержания под стражей.

Наши рекомендации