Коррупция (на примере нормативно-правовых
АКТОВ МАЛОВИШЕРСКОГО РАЙОНА)
Проблемы формирования антикоррупционного законодательства, непосредственно криминологической антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в последние годы приобрели особую остроту в связи с формированием антикоррупционной политики современной России и нашли отражение в трудах В.В. Астанина[1], Л.А.Андреевой[2], А.Н.Баранова [3], С.В. Бошно[4], А.Ю.Кирьянова [5], Ю.А.Тихомирова [6].
Коррупция в Российской Федерации становится все более массовой и, самое страшное, привычной, распространяется от бытового уровня до политического. Она приобрела системный характер. В таких условиях недостаточно традиционных мер борьбы с этим явлением, а точнее, с последствиями уже совершенных деяний. С точки зрения уголовной ответственности коррупционные преступления относятся к плохо раскрываемым и труднодоказуемым преступлениям, поэтому так важны превентивные меры борьбы, которых не так уж и много.
Одним из направлений превентивной борьбы с коррупцией является создание законодательства, препятствующего совершению государственными служащими коррупционных сделок[7]. Имеются в виду не только нормы-запреты государственным служащим заниматься предпринимательской деятельностью или получать за свои действия вознаграждения. Речь идет о таких формулировках полномочий государственных служащих, которые не оставляют "щелей" для их произвольных действий и лоббирования чьих-либо интересов. Необходимо найти должную меру административного усмотрения, без которого, безусловно, процесс государственного управления невозможен. Одновременно надо исключить возможность появления в законе норм, усложняющих (прямо или косвенно) управленческий процесс и формирующих тем самым питательную среду для возведения административных барьеров, для вымогательства, взяточничества, других форм проявления коррупции.
Главная задача государственного управления состоит в правильной организации деятельности людей с целью обеспечения безопасного и перспективного развития общества. Основное средство для такой организации едино в любом государстве – это оптимальное в заданных условиях управленческое решение. Однако если оно не будет отвечать даже формальным критериям юридической чистоты, не будет исключать потенциальной возможности для развития в практике его реализации неопределенности и злоупотреблений, то усилия по выстраиванию современной эффективной модели государственного администрирования окажутся тщетными.[1]
Автор провел комплексный анализ нормативных актов органов местного самоуправления Маловишерского муниципального района Новгородской области. В ходе исследовались нормативные акты как утвержденные представительным органов местного самоуправления – Советов депутатов Маловишерского городского поселения, так и Администрации городского поселения г.Малой Вишеры. В частности, при изучении решения Маловишерского городского поселения «Об уполномоченном органе местного самоуправления, проводящем экспертизу проектов административных регламентов»[8] автор изучил вопрос как с точки зрения правомочности органа, уполномоченного проводить экспертизу проектов регламентов, так и с точки зрения коррупциогенности самого правового акта, и столкнулся с рядом проблем.
С точки зрения антикоррупциогенной экспертизы установлен коррупциогенный фактор как отсутствие административных процедур и так же местные депутаты имеют широкие дискреционные полномочия.
При изучении постановления Администрации Маловишерского городского поселения «Об организации дорожного движения по улице Карла Маркса» были так же выявлены ошибки, препятствующие вступлению данного постановления в законную силу.[10]
Проводя оценку данного нормативного акта, автор выявил такой коррупциогенный фактор как отсутствие указания на должностное лицо, что в значительной степени затрудняет исполнение данного постановления в принципе. [10]
В ходе анализа решения, утвердившего Положение о порядке учета бесхозяйного недвижимого имущества на территории Маловишерского городского поселения[9] были обнаружены ошибки с точки зрения языка и выявлен коррупциогенный фактор. Автор установил коррупциогенный фактор в данном положении, который представлял собой превышение ответственного органа своих полномочий за принятые решения.
Далее автором было рассмотрено решение Совета депутатов Маловишерского городского поселения «Об утверждении положения об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления Маловишерского городского поселения[11], в котором были обнаружены так же различные ошибки с точки зрения юридической техники, в том числе: наличие бланкетных норм, в соответствии с требованиями антикоррупциогенной экспертизы [12].
В ходе исследования автором рассмотрено решение Совета депутатов Маловишерского городского поселения о опроведении месячника чистоты на территории Маловишерского городского поселения[11], в котором также выявлены различного рода ошибки:
Трудновыполнимые и обременительные требования к гражданам и организациям, в том числе и не основанные на законе. Например, употребляется выражение «Обратиться к учащимся старших классов общеобразовательных школ принять активное участие в месячнике чистоты.»
Таким образом, можно сделать вывод о том что, в данных рассмотренных решениях и постановлениях представительных и исполнительных органов местного самоуправления имеются в основном ошибки в неточности употребления слов. Автор полагает, что наличие такого количества ошибок объяснимо отсутствием почти в каждом нормативно-правовом акте ответственного лица и определением неопределенного круга полномочий.
Следовательно, автор полагает, что, несмотря на предпринимаемые меры, коррупция, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства, по-прежнему серьёзно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в российском обществе серьёзную тревогу и недоверие к государственным институтам, и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.
Литература:
1. Астанин В.В. Проблемы определения коррупционных проявлений в современном российском законодательстве // Российский юридический журнал. 208. № 4.
2. Андреева, Л.А., Науменко, Ф.П. Антикоррупционный анализ нормативного правового акта./ Научно-практический журнал. Ученые записки Санкт-Петербургского им.В.Б.Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2010. - № 3(37). – С.176-186. –
3. Баранов А.Н. Лингвистическая экспертиза текста: теория и практика: учебное пособие. М., 2007.
4. Бошно С.В. Институт антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в системе правотворчества// Институционализация в праве: Сборник научных статей. М.: Изд-во РАГС. 2010.
5. Кирьянов А.Ю. Экспертиза нормативных правовых актов органов местного самоуправления на коррупциогенность: проблемы и перспективы // Российская юстиция. 2011. № 5.
6. Тихомиров Ю.А. Эффективность закона: от цели к результату// Журнал российского права. 2009. № 4.
7. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ // Российская газета. - 30.12.2008. - №266.
8. Решение Маловишерского городского поселения Новгородской области от 28.12.10 № 23 «Об уполномоченном органе местного самоуправления, проводящем экспертизу проектов административных регламентов » - [электронный ресурс]- Режим доступа.-URL: http://copy.yandex.net/?text=%D1%80%D0%B5%D1%88%D0%B5%D0
9. Положение Маловишерского городского поселения о «порядке учета бесхозяйного недвижимого имущества на территории Маловишерского городского поселения», утв. Решением от 06.06.11 № 47- [ электронный адрес]- Режим доступа.-URL: http://www.mvadm.ru/files/poseleniya/mv/sovet_deputatov/resh...
10. Постановление администрации Маловишерского городского поселения от 21.02.11 № 33«Об организации дорожного движения по улице Карла Маркса» - [ электронный ресурс]- Режим доступа.-URL:http://www.mvadm.ru/files/poseleniya/mv/npa/2011/200_09062011.doc
11. Решение совета депутатов Маловишерского городского поселения от 06.06.11 № 48 «Об утверждении Положения об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного само-управления Маловишерского городского поселения» - [ электронный ресурс]- Режим доступа.-URL:http://www.mvadm.ru/files/poseleniya/mv/sovet_deputatov/resheniya/2_sozyv/2011/35.doc
12. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ // Российская газета. - 22.07.2009. - №133.
Ульянова А. А.,
студентка Российского государственного гуманитарного
университета, Филиал в г.Великий Новгород, Россия