Органы исполнительной власти как субъекты административного права
Орган исполнительной власти - это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности, образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.
Орган исполнительной власти обособлен юридически (имеет свою структуру, не входит в состав другой организации, его компетенция не производна от компетенции иного органа), функционально (осуществляет управленческие функции в определенной сфере жизни общества в соответствии с его компетенцией).
Отличительные особенности органов исполнительной власти:
· самостоятельны в осуществлении исполнительной и распорядительной деятельности, в отношениях с субъектами представительной и судебной властей. В целях нормального функционирования государства органы исполнительной власти постоянно взаимодействуют с другими ветвями власти;
· обладают государственно-властными полномочиями строго в пределах установленной для них компетенции;
· их деятельность носит подзаконный характер;
· находятся на бюджетном финансировании.
Основы правового статуса, порядок деятельности икомпетенция, система органов исполнительной власти регулируются Конституцией РФ.
Правосубъектность органа исполнительной власти возникает одновременно с его образованием и определением компетенции, а прекращается в связи с упразднением.
Образование, структура, порядок деятельности и компетенция органов исполнительной власти (их задачи, функции, права и обязанности, формы и методы деятельности) определены и закреплены в соответствующих законах, положениях и иных нормативных актах.
Административно-правовой статус органа исполнительной власти как статус коллективного субъекта состоит из следующих блоков:
1. целевой (включает нормы о целях, задачах, функциях, принципах деятельности);
2. организационно-структурный (включает в себя правовые предписания, регламентирующие: порядок образования, реорганизации и ликвидации; структуру; линейную и функциональную подчиненность);
3. компетенционный как совокупность властных полномочий и подведомственности (компетенция в области планирования, контроля и т. д.).