Организация деятельности Центров
Временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей
Органов внутренних дел.
В системе органов внутренних дел созданы Центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей[3]. Центры временного содержания находятся в непосредственном подчинении МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ.
ЦВСНП выполняют большой объем работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних:
– обеспечивают круглосуточный прием и временное содержание несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений;
– проводят индивидуальную профилактическую работу с доставленными несовершеннолетними, выявляют среди них лиц, причастных к совершению преступлений и общественно опасных деяний, а также устанавливают обстоятельства, причины и условия, способствующие их совершению, и информируют об этом соответствующие органы внутренних дел и другие заинтересованные органы и учреждения;
– доставляют несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также осуществляют в пределах своей компетенции другие меры по устройству несовершеннолетних, содержащихся в указанных учреждениях.
В рамках профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений, несовершеннолетних Центры организуют и самостоятельно осуществляют возвращение (эвакуацию) детей и подростков к месту их постоянного проживания или устройства, обеспечивая бесплатный проезд и питание в пути следования. Ежегодно в центры на всей территории России помещается несколько десятков тысяч подростков.
Так, согласно закону, в ЦВСНП могут быть помещены несовершеннолетние:
1) направляемые по приговору суда или по постановлению судьи в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;
2) временно ожидающие рассмотрения судом вопроса о помещении их в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;
3) самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;
4) совершившие общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние в случаях, если необходимо обеспечить защиту жизни и здоровья несовершеннолетних, или предупредить совершение ими повторного общественно опасного деяния, а также в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта РФ, где ими было совершено общественно опасное деяние, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы в течение 3 часов родителям или законным представителям;
5) совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность, до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, в случаях, если личности несовершеннолетних не установлены, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта РФ, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта РФ, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы в течение 3 часов родителям или иным законным представителям;
6) совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность в случаях, если их личность не установлена, либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта РФ, где ими было совершено деяние, или имеющими место жительства, однако вследствие удаленности места жительства не могут быть переданы в течение 3 часов родителям или иным законным представителям.
Основанием для помещения несовершеннолетних в ЦВСНП является приговор или постановление судьи, вынесенное по результатам рассмотрения представленных в суд материалов.
Исключением из данного правила является возможность помещения в ЦВСНП несовершеннолетних, указанных в п.п. 3-6, на срок не более 48 часов на основании постановления начальника территориального или линейного отдела внутренних дел на транспорте либо его заместителя или оперативного дежурного соответствующего ОВД[4].
При этом необходимо помнить, что если решение о помещении в ЦВСНП принимают должностные лица ОВД, то в соответствии со ст. 31.1. Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» начальник органа внутренних дел по месту задержания несовершеннолетних или его заместитель не позднее, чем за 24 часа до истечения срока нахождения несовершеннолетних в центре, обязан направить в суд материалы об их помещении в ЦВСНП для решения вопроса о дальнейшем их содержании или освобождении.
Материалы должны содержать: достаточные данные, подтверждающие совершение общественно опасного деяния несовершеннолетним, не достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность за эти деяния, или правонарушения, влекущего административную ответственность, либо факт самовольного ухода из специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа; указание на цели и мотивы помещения несовершеннолетнего в центр; данные, свидетельствующие о необходимости обеспечения защиты жизни или сохранения здоровья несовершеннолетнего либо предупреждения совершения им повторного общественно опасного деяния.
С материалами, направляемыми в суд, имеют право знакомиться несовершеннолетний, его родители или иные законные представители либо представитель органа опеки и попечительства.
Указанные материалы рассматриваются по месту задержания несовершеннолетнего единолично судьей в течение суток с момента их представления в суд, но не позднее 48 часов исчисляемых с момента помещения подростка в ЦВСНП.
В рассмотрении материалов участвуют несовершеннолетний, его родители или иные законные представители, адвокат, прокурор, представители ЦВСНП и (или) ПДН. В рассмотрении материалов также могут участвовать представители КДН, органа опеки и попечительства.
Кроме того, о каждом случае помещения несовершеннолетних в ЦВСНП администрация центра или руководитель ОВД должны в течение 24 часов уведомлять прокурора.
Все указанные категории несовершеннолетних могут находиться в центре в течение времени минимально необходимого для их устройства, но не более 30 суток. В исключительных случаях это время может быть продлено на основании постановления судьи на срок до 15 суток, в который не входят:
– период карантина, объявленный органом управления здравоохранением;
– время болезни несовершеннолетнего, которая подтверждена учреждением здравоохранения и препятствует его возвращению в семью или направлению в соответствующее учреждение;
– время рассмотрения жалобы или протеста прокурора на приговор суда или постановление судьи о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.
Прием несовершеннолетних центрами временного содержания осуществляется круглосуточно. Перед помещением в центр временного содержания проводится личный осмотр несовершеннолетнего и его вещей, запрещенные к хранению предметы изымаются, о чем составляется акт личного осмотра.
Деньги, ценные предметы и другие вещи в установленном порядке сдаются на хранение бухгалтеру, а в случае его отсутствия другому сотруднику центра, назначенному ответственным за хранение.
Все лица, помещенные в центр временного содержания, регистрируются в журнале учета, на них заполняются учетно-статистические карточки, заводятся учетные дела, в которых сосредотачиваются документы, послужившие основанием для помещения в центр временного содержания, анкета, план индивидуальной воспитательной работы, акт личного осмотра, объяснения несовершеннолетнего, материалы о проведенных профилактических мероприятиях, сведения о применении к несовершеннолетнему мер поощрения или взыскания, о возрасте доставленного, его словесный портрет, данные о его родителях, лицах, их заменяющих, справка о состоянии здоровья, документы, послужившие основанием для освобождения из центра временного содержания.
Содержащиеся в ЦВСНП подростки бесплатно обеспечиваются питанием, обувью, одеждой и другими предметами вещевого довольствия, а также коммунально-бытовыми услугами.
На территории центра временного содержания, как правило, размещаются: здание центра, гараж-стоянка, складские помещения, столовая, спортивные и игровые площадки, ограждения с охранно-тревожной сигнализацией, контрольно-пропускной пункт.
Комнаты для несовершеннолетних оборудуются одноярусными кроватями и другой мебелью. Режим дня составляется с учетом круглосуточного пребывания несовершеннолетних и обеспечивается дежурным нарядом.
В обязанности дежурных по режиму входит обеспечение режима содержания несовершеннолетних: сопровождение в туалет, столовую, на учебные занятия, в судебные заседания, медицинские учреждения, на прогулку; обеспечение условий нахождения и режима, исключающих возможность самовольного ухода и (или) совершения правонарушений; доставление несовершеннолетних к месту жительства или устройства, а также осуществление в пределах своей компетентности других мер по устройству несовершеннолетних, содержащихся в ЦВСНП.
Следует отметить, что ЦВСНП не являются местами лишения свободы, хотя и относятся к закрытым воспитательным учреждениям с определенным режимом воспитания, поэтому подросткам разрешается без ограничений переписка и встречи с родителями или лицами, их заменяющими, родственниками и знакомыми, представителями общественных организаций, им также разрешается получение посылок и передач.
В случае доставления в центр временного содержания несовершеннолетних, личность которых не установлена, должностные лица центров принимают меры к установлению личности доставленных по имеющимся у несовершеннолетних документам, путем направления запросов. После чего, в течение суток с момента установления личности несовершеннолетнего, направляют сведения о месте его нахождения в территориальные органы внутренних дел и родителям подростка.
Несовершеннолетние, имеющие родителей или лиц их заменяющих, возвращаются в семью в сопровождении должностных лиц центра временного содержания либо передаются прибывшим за ними родителям или законным представителям.
В случае, когда возвращение несовершеннолетнего к месту прежнего жительства невозможно, в силу отсутствия надлежащих условий для его дальнейшего воспитания или иных причин, должностные лица центра временного содержания сообщают об этом в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, в орган опеки и попечительства по месту его жительства для решения вопроса о бытовом и трудовом устройстве.
Ежегодно в ЦВСНП поступает значительное число детей, представляющих оперативный интерес для ОВД, так как многие из них вели антиобщественный образ жизни, участвовали в совершении преступлений, иных правонарушений, являлись объектом преступления, подвергались физическому и психическому насилию или могут располагать информацией о конкретных фактах правонарушений или лицах, их совершивших. В связи с чем, в штаты ЦВСНП введены должности старших оперуполномоченных уголовного розыска, которым вменено в обязанность установление: фактов совершения преступлений; лиц, принимавших в них участие, находящихся в розыске, без вести пропавших; мест сбыта и хранения похищенного; случаев вовлечения несовершеннолетних в преступную и иную антиобщественную деятельность.
В то же время, и другие сотрудники центра, получив в ходе профилактической работы информацию, представляющую оперативный интерес, обязаны незамедлительно докладывать рапортом начальнику центра временного содержания о выявлении лиц, причастных к совершению преступлений, или иных обстоятельствах, имеющих значение для их раскрытия. По его письменному поручению полученная информация направляется старшему оперуполномоченному или в соответствующие органы внутренних дел, которые уведомляют центры временного содержания о результатах ее рассмотрения.
В соответствии с действующим законодательством организация профилактической и воспитательной работы с несовершеннолетними должна быть нацелена на изменение антиобщественной направленности жизненных установок, развитие положительных склонностей и интересов, реабилитацию личности подростка на ранних стадиях ее деформации, устранение недостатков в поведении, приобретение нравственного опыта, формирование новых положительных знаний, умений, навыков, приобщение к учебе и труду, поэтому сотрудники ЦВСНП обязаны проводить как обще профилактические, так и индивидуальные мероприятия в отношении, содержащихся в центре несовершеннолетних.
Общая профилактическая работа сотрудников ЦВСНП предполагает осуществление широкого спектра мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений несовершеннолетними. Для этого могут использоваться такие формы как: лекции, беседы с воспитанниками на правовую и нравственную тематику; показ видеофильмов; приглашение представителей прокуратуры и суда для выступления перед несовершеннолетними; разъяснение текущего законодательства (в том числе и ответственности за совершенные правонарушения).
В соответствии с законодательством индивидуальная профилактическая работа в отношении помещенных в ЦВСНП несовершеннолетних, проводится в течение всего времени их содержания с учетом возраста, поведения, общественной опасности ранее совершенных правонарушений, а также других обстоятельств, имеющих значение для применения эффективных мер профилактического воздействия.
В целях исполнения основных задач и принципов деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, индивидуальная профилактическая работа основывается на требовании гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к подростку.
Важнейшей составной частью профилактической работы является выяснение и установление дефектов воспитания и среды, окружающей подростка, которые сформировали у него антиобщественные взгляды и привычки, непосредственную причину преступления, с тем, чтобы предотвратить влияние этих факторов в дальнейшем.
Воспитатели, инспекторы в беседах с помещенными в центр несовершеннолетними выясняют их личные качества, интересы, причины самовольного прекращения работы, учебы, ухода из семьи, учебного заведения, недостатки в деятельности организаций и учебных заведений, выявляют обстоятельства задержания подростков, путь их следования, вид транспорта, места возможного проживания, источники и средства существования, а также иные обстоятельства, имеющие значение для установления обстоятельств, явившихся причиной их асоциального поведения. При этом в обязанности сотрудников ЦВСНП входит информирование воспитанников о целях их пребывания в ЦВСНП, правах и обязанностях, основных правилах, регулирующих внутренний распорядок в ЦВСНП.
Отличившихся несовершеннолетних начальник центра вправе поощрить (объявить благодарность или наградить памятным подарком), а к нарушителям дисциплины применить меры взыскания (предупреждение, выговор, строгий выговор).
Важное значение имеет учебная деятельность, осуществляемая в ЦВСНП, так как многие подростки имеют существенные пробелы в знаниях. Поэтому, проведение учебных занятий с такими детьми также строится на принципе индивидуального подхода к каждому ученику.
Проводя индивидуальные воспитательные мероприятия с несовершеннолетними, сотрудники ЦВСНП обязаны результаты своей деятельности ежедневно отражать в учетном деле на несовершеннолетнего.
По итогам проведенной профилактической работы сотрудники центров должны направлять в заинтересованные органы информации о причинах и условиях, способствовавших безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних, готовить предложения об их устранении.