Оценка деятельности центров ответственности.

Качество работы центра ответственности в системе управленческого учета и контроля оценивается двумя показателями: результативность и эффективность.

Результативность – это степень достижения центром ответственности поставленной цели, как правило, характеризуется качественными показателями.

Эффективность – выполнение заданного объема работ при минимальном использовании производственных ресурсов или максимальном выполнении объема работ при заданном размере ресурсов. Таким образом, эффективным может быть признан тот цент ответственности, который выпускает больший объем продукции с наименьшими затратами.

С точки зрения контроля за величиной экономии затрат, мест возникновения издержек и центров ответственности внутри предприятия различают метод бюджетирования издержек и метод сопоставления затрат и производительности.

При первом методе (бюджетирование) для каждого места возникновения издержек или центра ответственности составляют бюджет или смету затрат; или по данным учета их фактические величины контролируют соблюдение бюджета или сметы. Отклонение между сметой и фактической величиной характеризуют изменением уровня издержек соответствующего места и центра по сравнению с нормативными, на основе которых проводится сметный расчет.

При использовании метода сопоставления затрат и производительности в разрезе каждого подразделения предприятия выявляют отклонения вызванные изменением величины производительности или степени загрузки производственных мощностей и уровня издержек места или центра. Методики расчета и анализа отклонений зависят от применяемого варианта нормативного учета фактических затрат, т.е. от того ведется ли он по полной или сокращенной себестоимости.

Первый метод приемлем для мест и центр затрат не имеющих четко определенного измерителя объема деятельности (отделы заводоуправления, социальные службы и т.п.).

Второй метод – главным образом в производственных подразделения, деятельность которых может быть измерена в натуральных или стоимостных единицах.

Контроль деятельности центров ответственности затрат с помощью смет затрат и отчетов об их использовании.

Смета для центра затрат должна содержать информацию об ожидаемых затратах, основанную на планах управления и концепции контролируемых затрат.

Определение контролируемых статей – это ключевая задача при внедрении на предприятии системы учета по центрам ответственности.

В идеале все затраты должны быть закреплены за определенными подразделениями и конкретными лицами. Если за определенным местом или центром закрепляется ответственность за какие-то статьи затрат, то менеджер такого подразделения должен иметь реальные возможности влиять на величину этих затрат.

Широкое распространение получили гибкие сметы, позволяющие пересчитать ожидаемые затраты на фактический объем производства. Суть пересчета заключается в четком разделении всех учетных статей на переменные и постоянные и последующей корректировке ожидаемых переменных затрат на коэффициент фактического измерения объема производства. Это позволяет снять неконтролирующее изменение затрат, т.к. объем производства не контролируется центром затрат.

Сметы и отчеты об исполнении сметы это первый самый нижний уровень внутренней отчетности о затратах и результатах. Цель внутренней отчетности это удовлетворение информационных потребностей внутреннего управления, в части стоимостных данных позволяющих оценить и контролировать деятельность структурных подразделений и конкретных руководителей. Однако для оценки деятельности центра затрат недостаточно только финансовых показателей. В системе управленческого учета и контроля необходимо наладить дополнительное наблюдение за качеством продукции, выпускаемой структурным подразделением.

Исчисление прибыли по подразделениям организации.

Менеджеры центров прибыли несут ответственность и обладают полномочиями как в части затрат, так и в части поступлений. Поэтому отчеты об исполнении по этим центрам обычно имеют форму отчетов о прибыли, которые отражают затраты и доходы подразделений вплоть до формирования показателей прибыли от реализации или других расходов. Прибыль центра рассчитывается вычитанием производственной себестоимости реализованной продукции (включая условную реализацию внутри предприятия) из нетто-выручки от продаж (за вычетом от продаж на сторону) и из выручки от продажи или передачи своей продукции своим центрам ответственности данного предприятия по трансфертным ценам. Отчетность центров прибыли может быть расширена до операционной прибыли, которая представляет собой прибыль от реализации данного центра, уменьшенную на величину относящихся к нему операционных расходов.

Другим вариантом альтернативного отчета о прибыли, может быть форма, в которой отражается показатель маржинального дохода вместо прибыли от реализации. Такой отчет называется отчетом о маржинальном доходе и включает в себя следующие статьи:

1. чистая выручка от реализации продукции;

2. переменные издержки;

3. маржинальный доход подразделения (1-2 статьи);

4. прямые постоянные расходы;

5. остаточный доход до косвенных издержек (3-4 статьи);

6. косвенные постоянные расходы;

7. операционная прибыль подразделения (3-6 статьи).

Таким образом, отчеты о прибыли сопоставляющие соответствующие величины затрат и поступлений центров прибыли составляют второй уровень внутренней управленческой бухгалтерской отчетности.

Показатели оценки деятельности центров инвестиций

Центры инвестиций могут рассматривать как центры затрат и как центры прибыли. Перед административным аппаратом организации стоит задача, как оценить и сравнить результаты деятельности своих основных отделений рассматриваемых в качестве центров инвестиций.

Отделение, обладающее большими активами, будет зарабатывать больше по абсолютной величине, чем отделение с относительно небольшими активами. Поэтому абсолютные величины прибыли не могут быть использованы для сравнения деятельности разных отделений. Чтобы измерить относительную величину эффективности работы отделений, можно использовать специальный показатель, который называется рентабельность активов.

Рентабельность активов = прибыль / активы.

Для оценки и сравнения результатов деятельности центров инвестиций в расчет принимаются следующие активы:

1. Суммарные активы центра инвестиций.

2. Операционные (задействованные) активы.

3. Оборотный капитал (текущие активы – текущие обязательства).

4. Другие активы (основные средства).

Для оценки деятельности менеджером отделений в расчет принимаются активы отделения, находящиеся под непосредственным контролем данного менеджера.

Показатель прибыли в форме рентабельности активов может определяться как:

1. операционная прибыль отделения;

2. остаточный доход до косвенных издержек.

36 Трансфертное ценообразование.

Трансфертная цена – это условная расчетная цена на продукцию и услуги одного подразделения или центра, передаваемая другому подразделению или центру той же организации.

Существует три основных метода определения конкретной величины трансфертных цен:

1. Трансфертные цены основаны на рыночных ценах.

2. В основе трансфертных цен лежат затраты или себестоимость:

а) переменные;

б) полные (переменные + постоянные);

в) себестоимость + % от полных затрат или % от переменных затрат.

3. Договорные транспортные цены.

Применение рыночных транспортных цен ограничено рядом условий, которые предполагают:

а) наличие хорошо разработанного рынка промежуточных продуктов и услуг аналогичной продукции подразделений;

б) существование устойчивых цен;

в) достаточно высокую степень децентрализации, когда подразделения могут покупать и продавать как у себя, так и на стороне.

Существует общая формула определения трансфертной цены: трансфертная цена должна быть равна сумме удельных переменных затрат, трансфертных продуктов и удельного маржинального дохода, который теряется продающим подразделением в результате отказа от внешних продаж.

Если рыночные цены используются в качестве транспортных, необходимо придерживаться следующих принципов:

1. Покупающее подразделение должно покупать «у себя» до тех пор, пока продающее подразделение следует существенным внешним рыночным ценам и желает продавать «у себя».

2. Если продающее подразделение не соблюдает внешние цены, то покупающее подразделение может покупать на стороне.

3. Продающее подразделение должно иметь свободу продавать свою продукцию на сторону.

4. Для решения конфликтов по поводу транспортных цен должен быть создан беспристрастный совет.

Если в качестве трансфертных цен используются переменные затраты, то следует обратить внимание на следующие моменты:

1. трансфертная цена не возмещает постоянные затраты и не показывает прибыль;

2. если затраты могут передаваться другому центру ответственности автоматически, то менеджер центра затрат будет лишен стимула контролировать издержки, которые будут увеличиваться. Поэтому в этой ситуации лучше использовать нормативные переменные затраты.

Также необходимо использовать нормативные затраты, если в качестве трансфертной цены применяются другие виды себестоимости.

37 Сущность калькулирования себестоимости продукции. Виды калькуляций.

Учет и распределение расходов по видам продукции, работ, услуг – это заключительный этап их группировки, при котором учтенные по видам и местам формирования издержки соотносятся с объемом деятельности, ради которых они осуществлялись.

Калькулирование – это система расчетов, главная цель которых состоит в определении себестоимости единицы продукции, работ и услуг.

С позиции управленческого учета калькулирование следует рассматривать как исчисление себестоимости материальных результатов деятельности организации и ее подразделений для целей управления производством, экономического обоснования цен, плановых показателей и т.д. в процессе калькулирования исчисляют себестоимость:

1. Всего выпуска продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

2. Отдельных видов продукции, работ, услуг основного и вспомогательных производств, а также обслуживающих производств и хозяйств.

3. Полуфабрикатов, используемых для последующей переработки или продажи.

4. Продукции, работ, услуг отдельных подразделений.

5. Незавершенного производства.

Виды калькуляции:

1. В зависимости от времени составления:

а) сметные или проектно-сметные калькуляции;

б) плановые калькуляции;

в) нормативные калькуляции;

г) отчетные или фактические калькуляции;

д) трансфертные или внутренние калькуляции.

2. В зависимости от полноты включения затрат в калькуляционные расчеты:

а) калькуляции переменных или прямых затрат;

б) калькуляции цеховой себестоимости;

в) калькуляции полной себестоимости;

г) калькуляции консолидированной себестоимости продукции организации.

3. В зависимости от степени детализации калькуляционных расчетов:

а) кумулятивные (без детального раскроя статей затрат);

б) элективные (детально развернутые).

4. В зависимости от объекта калькуляции:

а) калькуляции себестоимости изделий и полуфабрикатов;

б) калькуляции себестоимости работ и услуг;

в) параметрические калькуляции (расчет себестоимости единицы параметра производительности станка, агрегата и т.д.).

5. В зависимости от длительности периода охвата издержек:

а) годовые калькуляции;

б) квартальные калькуляции;

в) ежемесячные калькуляции;

г) оперативные (ежедневные, еженедельные) калькуляции.

Для управленческого учета особое значение имеет классификация калькуляций в зависимости от времени их составления.

38 Способы исчисления себестоимости отдельных видов продукции.

При исчислении себестоимости отдельных видов продукции, работ, услуг используют следующие способы:

1. Прямого счета – сущность данного способа заключается в делении учтенных по статьям калькуляции затрат на количество единиц выпущенной продукции. Этот способ самый простой и точный, применяется в технологических производствах, где выпускается один вид продукции.

2. Суммирования затрат – при этом способе себестоимость единицы продукции исчисляют суммированием затрат по отдельным стадиям процесса ее производства и отдельным частям изделий.

3. Нормативный способ – сущность заключается в следующем, отдельные виды затрат на производство учитывают по текущим нормам предусмотренным нормативными калькуляциями. Отдельно ведут учет отклонений фактических затрат от текущих норм с указанием места возникновения отклонений, причин и виновников их образования, также учитывают изменения текущих норм и определяют их влияние на себестоимость продукции. Фактическая себестоимость продукции определяется сложением суммы затрат по текущим нормам с величиной отклонений от норм и величиной изменений норм.

4. Способ пропорционального распределения затрат – при данном способе затраты на производство распределяют между видами продукции пропорционально какому-либо базису (объем производства отдельных видов продукции в натуральных показателях, стоимость произведенной продукции по ценам продажи и т.д.).

5. Способ исключения стоимости попутной продукции из общей суммы затрат на производство – применяют в производствах с комплексной переработкой исходного сырья, когда вырабатывается несколько видов продукции и как правило образуются отходы. Для исчисления себестоимости полученной продукции, она делится на основную, попутную (побочную) и отходы. Себестоимость основной продукции определяется путем вычитания из общей суммы затрат стоимости побочной продукции оцениваемой по установленным ценам (основная – зерно, побочная – солома, отходы – сор).

6. Комбинированный способ – предполагает использование разных способов исчисления себестоимости продукции, особенно широко он используется в комплексных производствах.

38 Попроцессный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.

Под методом учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции понимается совокупность приемов, применяемых для учета затрат и исчисления фактической себестоимости отдельного вида продукции, работ и услуг или их единицы.

Попроцессый метод учета затрат применяется в организациях со следующими признаками производственного процесса:

1. массовый характер производства одного или нескольких видов продукции;

2. непродолжительный производственный цикл;

3. ограниченная номенклатура выпускаемой продукции;

4. отсутствие или незначительные размеры незавершенного производства.

К таким организациям относятся предприятия добывающих отраслей промышленности (угольной, нефтяной, газовой) и энергетики. В этих организациях выпускаемая продукция или оказываемая услуга является одновременно и объектом учета затрат и объектом калькулирования. Несмотря на общие черты массового производства каждая из добывающих отраслей промышленности имеет свои особенности, от которых зависит не только организация и технология производства, но и возможности учета и контроля за затратами.

В производствах где:

а) производится один вид продукции;

б) не возрастают запасы полуфабрикатов;

в) не образовываются запасы готовой продукции – в них может применяться метод простого калькулирования.

Если запасов готовой продукции у предприятия нет (например, электроэнергия), используется метод простого одноступенчатого калькулирования. Себестоимость единицы продукции определяется делением суммарных издержек за отчетный период на количество произведенной за этот период продукции:

С = З / х,

где С – себестоимость единицы продукции,

З – затраты совокупные за отчетный период,

х – количество произведенной продукции в натуральном выражении.

Если у организации образовываются запасы готовой продукции, то применяется метод простого двухступенчатого калькулирования. Расчет себестоимости единицы продукции ведется в три этапа:

1. рассчитывается производственная себестоимость всей произведенной продукции, затем определяется производственная себестоимость единицы продукции путем деления всех произведенных затрат на количество изготовленной продукции;

2. сумма управленческих и сбытовых издержек делится на количество реализованной за отчетный период продукции;

3. суммируются показатели, рассчитанные на первых двух этапах.

Себестоимость продукции рассчитывается по формуле:

С = З1 / х1 + З2 / х2,

где С – себестоимость единицы продукции,

З1 – совокупные производственные затраты за отчетный период,

З2 – управленческие и сбытовые издержки за отчетный период,

х1 – количество единиц продукции в данном отчетном периоде,

х2 – количество единиц продукции реализованной в отчетном периоде.

Метод простого двухступенчатого калькулирования позволяет:

а) оценить запасы и готовую продукцию по производственной себестоимости;

б) отнести издержки по управлению и сбыту в полном объеме на количество реализованной продукции. Если производственный процесс состоит из нескольких стадий, то используют метод простого многоступенчатого калькулирования, расчет себестоимости продукции производится по следующей формуле:

С = З1 / х1 + З2 / х2 + З3 / х3 + ….. + Зупр. / хупр.,

где С – полная себестоимость единицы продукции,

З1, З2, З3 …. – совокупные производственные издержки каждой стадии,

х1, х2, х3 ….– количество единиц продукции изготовленные на каждой стадии за отчетный период,

Зупр. – управленческо-сбытовые расходы,

хупр. – количество реализованных единиц продукции в отчетном периоде.

40 Попередельный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.

Попередельное калькулирование используется в отраслях промышленности в серийных и поточных производствах. Когда изделия проходят в определенной последовательности через все этапы производства называется переделами. В этом случае объектом калькулирования становится продукт каждого законченного передела.

Попередельное калькулирование применяется в отраслях промышленности с комплексным использованием сырья, где производственный процесс характеризуется наличием отдельных стадий технологического цикла (химическая, металлургическая, текстильная и другие отрасли). Сущность попередельного метода состоит в том, что прямые затраты отражают в текущем учете не по видам продукции, а по переделам или стадиям производства, следовательно объектом учета затрат является передел.

Передел – это часть технологического процесса или совокупность технологических операций, заканчивающихся получением готового полуфабриката, который может быть отправлен в следующий передел, или реализован на сторону. В результате последующего прохождения исходного материалы через все переделы, получают готовую продукцию, т.е. на выходе из последнего передела имеется не полуфабрикат, а законченный продукт Например, текстильное производство состоит из следующих переделов:

1) прядение (пряжа - полуфабрикаи),

2) ткачество («суровая» ткань),

3) отделка (готовая ткань).

Особенностями попередельного метода являются:

1. Организация аналитического учета к синтетическому счету 20 «Основное производство» для каждого передела.

2. Обобщение затрат по переделам, т.е. количественная себестоимость продукции каждого передела в целом.

3. Списание затрат за календарный период, а не за время изготовления заказа.

При попередельном методе применяются два варианта учета затрат на производство:

1) Бесполуфабрикатный – учет затрат на производство ведется без бухгалтерских записей при передаче полуфабрикатов собственного производства из одного структурного подразделения в другое, т.е. из цеха в цех. Контроль за движением полуфабрикатов внутри цеха и между цехами осуществляется бухгалтерией оперативно в натуральном выражении без записей на бухгалтерских счетах.

Затраты на изготовление полуфабрикатов, деталей и узлов учитывают по цехам в размере статей расходов. Затраты отражаются по каждому цеху, т.е. переделу в отдельности, а стоимость исходного сырья включается в себестоимость продукции только первого передела. При этом варианте себестоимость единицы готовой продукции формируется путем суммирования затрат цехов, т.е. переделов. Этот вариант проще и менее трудоемкий, чем полуфабрикатный. Недостатком бесполуфабрикатного варианта является то, что этот вариант не позволяет определять себестоимость полуфабрикатов при передаче их из одного передела в другой; а это необходимо знать в тех случаях, когда полуфабрикаты собственного производства продаются на сторону.

2) Полуфабрикатный – учет осуществляется с перечислением себестоимости полуфабрикатов собственного производства при передаче их из цеха в цех в системе счетов бухгалтерского учета. При этом варианте себестоимость определяется по выпуску продукции каждого цеха или передела, при этом калькулируется себестоимость не только продукции по предприятию в целом, и продукции отдельных цехов, т.е. полуфабрикатов. Этот вариант используется на предприятиях реализующих полуфабрикаты собственного производства на сторону, при этом варианте используется счет 21 «Полуфабрикаты собственного производства».

1. Получены полуфабрикаты собственного производства (из первого передела или цеха) Дт 21 Кт 20;

2. Переданы полуфабрикаты в дальнейшую переработку Дт 20 Кт 21;

3. Получены полуфабрикаты из второго передела или цеха Дт 21 Кт 20 и т.д.

4. Проданы полуфабрикаты собственного производства Дт 90 Кт 21.

Преимуществом полуфабрикатного метода является: наличие бухгалтерской информации о себестоимости полуфабрикатов на выходе из каждого передела. Этот вариант позволяет учитывать остатки незавершенного производства в местах его нахождения и контролировать движение полуфабрикатов собственного производства. Недостатком этого варианта является трудоемкость

40 Позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.

Позаказный метод учета затрат используется при изготовлении по специальному заказу изделия. В промышленности он применяется на предприятиях с единым типом организации производства. Наиболее типичны заводы тяжелого машиностроения, создающие экскаваторы больших мощностей и т.п., а также продукцию военно-промышленного комплекса.

Отличительными особенностями единичного типа производства являются:

1. большое разнообразие изготовляемой продукции, значительная часть которой не повторяется и выпускается в небольших количествах по отдельным заказам;

2. технологическая специализация рабочих мест и невозможность постоянного закрепления определенных операций и деталей за рабочими местами;

3. применение уникального оборудования;

4. большой удельный вес ручных сборочных операций;

5. преобладание среди рабочих выпускников университетов с высокой квалификацией.

Позаказный метод учета затрат может применяться в производствах, выпускающих опытные образцы продукции и во вспомогательных производствах, при изготовлении специальных инструментов и при проведении ремонтных работ и т.п. Сферой применения этого метода учета является также мелкосерийные промышленные предприятия. Этот же метод используется в строительстве и научно-исследовательских учреждениях.

Сущность данного метода заключается в следующем: все прямые затраты учитываются в разрезе установленных статей калькуляции по отдельным производственным заказам, остальные затраты учитываются по местам их возникновения и включаются в себестоимость отдельных видов заказов, в соответствии с установленной базой распределения.

Объектами учета затрат и объектом калькулирования при этом методе является отдельный производственный заказ. Под заказом понимается заявка клиента на определенное количество специально созданных или изготовленных для него изделий.

Учет издержек по отдельным заказам начинается с открытия заказа. Открыть заказ означает заполнить специальный бланк заказа, этот документ находится в бухгалтерии. Бланк заказа должен содержать следующую информацию:

1. тип заказа (для собственных нужд или для сторонних организаций, разовый или сводный). Издержки по разовым заказам учитываются и определяются в рамках одного отчетного периода. Дополнительные и сводные заказы состоят из периодически возобновленных или ряда мелких заказов, учет издержек по таким заказам связан с распределением издержек между несколькими отчетными периодами;

2. номер заказа, т.е. индивидуальный код, он отличает данный заказ от всех других;

3. характеристика заказа, т.е. краткое описание всех работ по выполнению заказа;

4. исполнитель, т.е. участник, выполняющий работы;

5. срок исполнения заказа;

6. месяц в котором учитываются или распределяются издержки по заказу.

После этого в бухгалтерию начинают поступать первичные документы на расход материалов, заработной платы и других ресурсов, т.е. документы о прямых издержках. В каждом документе проставляется номер заказа. Бухгалтерия для учета затрат по заказам для каждого заказа открывает картотеку или ведомость. По мере прохождения заказа в картотеке накапливается информация о затратах по прямым затратам (материалам, заработной плате и т.п.) и общезаводским расходам, связанным с изготовлением заказа. Таким образом, картотека заказа является основным учетным регистром.

По каждому заказу к счету 20 «Основное производство» открывается отдельный аналитический счет, т.е. количество аналитических счетов к счету 20 должно соответствовать количеству заказов.

Прямые затраты на основании соответствующих первичных документов относятся на конкретные заказы и отражаются по дебету счета 20. Тем самым возникает проблема с распределением косвенных расходов между отдельными производственными заказами выполненными в отчетном периоде (амортизация, затраты на освещение, отопление и т.п.). Одно из решений этой проблемы – ожидание окончания отчетного периода и затем, зная общую фактическую сумму косвенных расходов за отчетный период, распределить ее между отдельными заказами. Однако чаще всего руководству предприятия необходимы данные об ожидаемой себестоимости заказа до того, как будет выпущен заказ, поэтому на практике косвенные расходы распределяют между отдельными заказами предварительно пользуясь бюджетными ставками или плановыми показателями распределения ожидаемых косвенных затрат

42 Нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.

Нормативный метод учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции – это система оценки издержек на производство изделия, основанная не на фактических издержках, а на нормативных.

Нормативный метод учета затрат применяется для своевременного предупреждения нерационального расхода материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Он может использоваться и при позаказном и при попроцессном методах калькулирования себестоимости.

Нормативный метод учета затрат должен выполнять две функции:

1. Обеспечить оперативный контроль за производственными затратами путем учета затрат по текущим нормам и отдельно отклонений от норм и их изменений.

2. Обеспечить точное калькулирование себестоимости продукции.

Основанным достоинством системы нормативного учета является выявление в оперативном порядке отклонений фактических затрат от действующих норм расхода сырья и материалов, заработной платы и других производственных затрат, их причин и влияния на себестоимость продукции. Еще одним приемом использования нормативного метода является экономия на ведение учетных записей, т.е. применение нормативов затрат упрощает ведение учета.

Нормативный метод учета затрат применяют в отраслях обрабатывающей промышленности с массовым и серийным производством разнообразной и сложной продукции.

Нормативный метод учета затрат на производство характеризуется следующими принципами организации учета:

1. планирование затрат на основе норм обеспечивающих решение поставленных перед предприятием задач;

2. документирование затрат путем выдачи разрешений на использование различных ресурсов для производственных целей обоснованных нормами и нормативами;

3. отражение затрат на счетах бухгалтерского учета по нормам и отклонениям от них;

4. выявление отклонений производится управленческим персоналом в целях оперативного вмешательства в процесс формирования себестоимости на каждом уровне управления.

Сущность нормативного метода заключается в следующем:

а) отдельные виды затрат на производство учитывают по текущим нормам, предусмотренным нормативными калькуляциями;

б) обособленно ведут оперативный учет отклонений фактических затрат от текущих норм с указанием места возникновения отклонений, причин и виновников их образования;

в) учитывают изменения вносимые в текущие нормы затрат в результате внедрения организационно-технических мероприятий и определяют влияние этих изменений на себестоимость продукции.

Фактическая себестоимость продукции определяется сложением суммы затрат по текущим нормам, величины отклонений от норм и величины изменений норм.

Зф = Зн + О + И,

где Зн – затраты нормативные,

О – величина отклонений от норм,

И – величина изменений норм.

При этом фактическую себестоимость изделий можно установить двумя способами:

1. если объектом учета производственных расходов являются отдельные виды продукции, то и отклонения от норм, а также их изменения можно отнести на эти виды продукции прямым путем. Фактическая себестоимость этих видов продукции определяется способом прямого расчета приведенной выше формулы;

2. если объектом учета производственных расходов являются группы отдельных видов продукции, то фактическая себестоимость каждого вида продукции определяется распределением отклонений от норм и изменений норм пропорционально нормативным затратам на производство отдельных видов продукции.

Применение нормативного метода учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции требует разработки нормативных калькуляций на основе норм основных затрат, действующих на начало месяца и квартальных смет расходов по обслуживанию производства и управлении.

Отклонения фактических затрат от установленных норм по отдельным расходам определяют методом документирования, инвентаризационным методом или расчетным путем.

Нормативные затраты представляют собой рассчитанные определенные затраты, которые обычно выражаются в расчете на единицу готовой продукции. Нормативные затраты включают три элемента производственных затрат:

1. прямые материальные затраты;

2. прямые затраты труда;

3. общепроизводственные расходы.

Нормативные затраты на единицу продукции состоят из 6 элементов:

1. нормативная цена основных материалов;

2. нормативное количество основных материалов;

3. нормативное рабочее время;

4. нормативная ставка прямой оплаты труда;

5. нормативный коэффициент переменных общепроизводственных расходов (расходы по обслуживанию машин и оборудования);

6. нормативный коэффициент постоянных общепроизводственных расходов (цеховые).

Наши рекомендации