Министерство образования и науки российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

Юридическийфакультет

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

____________ ___Т.Ю Стукен

«____»______________ 2011 г.

Учебно-методический комплекс дисциплины

«Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс)»

цикл ФГОС ВПО Б3.Б.11 профессиональный

входит в число обязательных дисциплин

к образовательной программе

по направлению подготовки бакалавр

профиль 030900_03.62 "Уголовное право"

Специальность (направление) Код направления подготовки
Юриспруденция 030900.62
форма обучения очная форма (4 года)

г. Омск – 2011

Программа дисциплины ««Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс)»

Разработана:

Заведующим каф. уголовного процесса и криминалистики,

д.ю.н., профессором ____________В.А. Азаровым

доцентом кафедры

уголовного процесса и криминалистики,

к.ю.н. ___________ И.Ю. Таричко

ст.преподавателем кафедры

уголовного процесса и криминалистики ___________ Н.С. Каштановой

Программа рассмотрена на заседании кафедры уголовного процесса и криминалистики

(протокол № 1 от 12 сентября 2011 г.)

Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ и согласована с факультетами/институтами, осуществляющими профессиональную подготовку по этим направлениям подготовки:

Декан юридического факультета ______________________ М.С. Фокин

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс)» являются:

- комплексное исследование основных институтов уголовного судопроизводства,

- анализ теоретических и практических проблем, связанных с применением нового уголовно-процессуального закона.

- привитие студентам навыков самостоятельной работы с нормативной и научной литературой, умения применять полученные знания при решении конкретных практических задач.

2. Место дисциплины в структуре ООП вуза

Дисциплина «Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс)» преподается в 4-м семестре 2 курса и 5-м семестре 3 курса. Изучение дисциплины «Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс)» ведется одновременно с такими дисциплинами как «Научная организация управленческого труда», «История политических и правовых учений», которые нацелены на формирование сходных компетенций выпускников, ориентированных на личностное развитие. Дисциплина «Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс)» нацелена, в первую очередь, на подготовку выпускника к практической деятельности.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Коды компетенций Название компетенции Краткое содержание/определение и структура компетенции. Характеристика (обязательного) порогового уровня сформированности компетенции у выпускника Средства и технологии оценивания
ОК-01   ОК-02   ПК-03     ПК-05     ПК-06   ПК-07   ПК-08   ПК-09   ПК-12     ПК-13   ПК-15     ПК-16   Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания     Способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста   Способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права   Способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности     Способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства   Владеет навыками подготовки юридических документов   Готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства     Способность принимать оптимальные управленческие решения     Способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения   Способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации     Способен толковать различные правовые акты     Способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности Знает: - сущность, содержание, формы и принципы организации трудовой деятельности, - содержание и особенности профессиональной деятельности юриста, требования к осуществлению отдельных видов профессиональной деятельности в области создание и реализации норм права, формы и принципы профессионального общения; - понятия, категории и принципы нравственного поведения, этикета, профессиональной этики и этикета юриста; - способы группового и коллективного взаимодействия при осуществлении профессиональной деятельности, принципы и методы организации и управления малыми коллективами; - возможные виды и способы разрешения нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности юриста; - сущность профессиональной деформации, пути ее предупреждения и преодоления   Умеет: -отыскивать нормативные требования к профессиональному поведению юриста; -оценивать факты и явления профессиональной деятельности с этической точки зрения; - применять нравственные нормы и правила поведения, принципы коллективного взаимодействия и профессионального общения в конкретных жизненных ситуациях; - организовать общение в соответствии с социальными нормами и правилами характерными для официального общения; - иллюстрировать и дифференцировать надлежащее и ненадлежащее профессиональное поведение юриста; - устанавливать наличие признаков профессиональной деформации; - устанавливать наличие и определять вид профессионального конфликта;   Владеет -навыками сбора, обработки и применения нормативной и фактической информации, имеющей значение для эффективного и добросовестного осуществления профессиональной деятельности; -навыками установления круга должностных обязанностей, выбора эффективных путей их выполнения, использования способов морально-этической регуляции в своей профессиональной деятельности; -навыками эффективного профессионального общения, коллективного взаимодействия, применения норм этикета в своей профессиональной деятельности; -способностью отличать профессионально-деформированное поведение от влияния внешних факторов профессиональной деятельности;   - способностью выбирать эффективные пути решения нравственно-этических конфликтов в профессиональной деятельности -способностью систематизировать и дать собственную оценку объективированным требованиям к профессиональному поведению юриста, сформулировать предложения по совершенствованию системы требований к профессиональному поведению юриста; Знает:
  • основные положения отраслевых юридических и специальных наук, содержание правового регулирования, осуществляемого различными отраслями права;
  • виды и особенности правового статуса различных субъектов права;
  • понятия законности и правопорядка, средства и способы их обеспечения, пределы осуществления и способы защиты прав и законных интересов участников различных видов правоотношений;
  • принципы разграничения отдельных видов государственных и муниципальных полномочий;
  • сущность правомерного и неправомерного поведения;
понятие, виды, порядок применения юридической ответственности Умеет:
  • анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения с целью установления случаев неправомерного поведения;
  • применять правовые нормы, регламентирующие юридическую ответственность;
  • осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов на предмет соответствия действующему законодательству;
разрабатывать план профилактических мероприятий, обеспечивающих соблюдение законодательства; Владеет:
  • навыками сбора и систематизации информации о нарушении законодательства;
  • навыками выявлять нарушения и устанавливать факторы, препятствующие соблюдению законодательства;
  • навыками применения мер юридической ответственности,
  • организации взаимодействия с заинтересованными лицами и организациями по обеспечению соблюдения законодательства субъектами права;
  • навыками анализа правоприменительной практики, оценки уровня соблюдения законодательства субъектами права и эффективности мер по поддержанию законности и правопорядка.
Пороговый уровень: Знает основные признаки правомерного и неправомерного поведения. Умеет проверять поведение субъектов права на соответствие нормам законодательства. Владеет навыками применения мер о юридической ответственности.     Знает: - основы конституционного строя, компетенцию государственных органов, участвующих в процессе реализации норм права, особенности правового положения граждан в Российской Федерации; - признаки и виды правового и юридически значимого поведения, понятие и виды юридических фактов, содержание различных видов правоотношений; - предмет, метод, систему источников и принципы взаимодействия различных отраслей права, особенности системы уголовного и уголовного процессуального права и законодательства; - основные положения базовых отраслей материального и процессуального права, включая уголовно-исполнительное законодательство и основы законодательства об экспертной деятельности; - практику применения законодательства в различных областях правового регулирования - особенности квалификации отдельных видов преступлений, основные проблемы, возникающие при осуществлении уголовного преследования и назначении наказания; - особенности методики расследования отдельных видов преступлений; - правовые основы осуществления экспертной деятельности Умеет: - использовать преимущества правомерного поведения; - использовать субъективные права и реализовывать юридические обязанности в соответствии с законом; - распознавать неправомерное поведение; - выделять и анализировать значимые для процесса правореализации факты и обстоятельства, а также возникающие в связи с ними правовые отношения, осуществлять правильную квалификацию преступлений; - отыскивать подлежащие применению в конкретных обстоятельствах нормы права, анализировать, сопоставлять, толковать и правильно их применять; - определять необходимые методы и методики расследования преступлений Владеет: - навыками работы с правовыми актами; - умением анализировать различные правовые явления, юридические факты, правовые нормы и правовые отношения, давать правильную квалификацию преступлений; ставить и эффективно решать проблемы, связанные с назначением уголовного наказания; - умением реализовывать нормы материального и процессуального права, в том числе нормы уголовно-исполнительного законодательства; - применять различные методики расследования преступлений, достаточные для установления виновности или невиновности лица в совершении преступления; - умением обосновать юридическое решение; Пороговый уровень: Знает основные положения и систему источников различных отраслей материального и процессуального права, принципы взаимодействия основных элементов системы права между собой, особенности системы уголовного и уголовного процессуального права. Умеет отыскивать подлежащие применению нормы права, правильно квалифицировать юридически значимые факты и обстоятельства. Владеет навыками применения для разрешения конкретных ситуаций норм материального и процессуального права, умением обосновать принятое решение, правильно квалифицировать преступление, доказать виновность лица, совершившего преступление, избирать меру уголовного наказания. Знает: -основные виды юридических документов, составляемых при реализации законодательства различной отраслевой принадлежности и их функции; - существенные признаки, структуру, требования к содержанию различных видов юридических документов, включая локальные акты организаций, акты, создаваемые при осуществлении исполнительного производства; - правила, приемы и способы отражения информации в юридических документах, в том числе создаваемых в ходе реализации норм жилищного, трудового, наследственного законодательства, законодательства, регулирующего отношения в области оборота недвижимого имущества. -Умеет: - правильно определять вид подлежащего составлению документа; - отыскивать в законодательстве нормативные требования к форме, содержанию, порядку составления юридических документов; - собирать и использовать информационно-аналитические материалы, необходимые для подготовки юридических документов; Владеет: - навыками составления юридических документов с учетом требований, предъявляемых к их форме, содержанию и порядку принятия; - умением полно, логически верно отражать результаты профессиональной деятельности в юридических и иных документах; в том числе создаваемых в ходе реализации норм жилищного, трудового, наследственного законодательства, законодательства, регулирующего отношения в области оборота недвижимого имущества осуществления хозяйственной деятельности субъектами гражданского оборота,, законодательства об исполнительном производстве;   - навыками оценки качества юридических и иных документов, выявления дефектов юридических документов, создаваемых в ходе реализации норм гражданского, трудового, гражданского и арбитражного процессуального законодательства;   -навыками прогнозирования последствий отражения той или иной информации в юридической и иной документации Пороговый уровень: Знает существенные признаки различных видов юридических документов. Умеет определить правовую основу составления юридических документов. Владеет навыками составления юридической и иной документации с соблюдением предъявляемых к ней нормативных требований.   Знает- - сущность режима законности и правопорядка;   -принципы правового регулирования правоохранительной деятельности как основного способа обеспечения законности и правопорядка;   понятие, состав и содержание уголовно-правовых отношений;   правовой статус граждан, вовлекаемых в уголовное судопроизводство;   уголовно-процессуальный статус органов, осуществляющих правоохранительную деятельность;   виды процедурных и процессуальных актов, составляемых участниками уголовно-правовых отношений.   Умеет- анализировать ситуацию, возникающую при осуществлении правоохранительной деятельности использовать уголовно-правовую терминологию при формулировании решений;   применять нормы уголовного и уголовно-процессуального права при принятии решений и совершении юридических действий   Владеет - способностьюанализа нормативных уголовно-правовых актов, их структуры, содержания и иерархии;   способностьютолкования содержания норм уголовного и уголовно-процессуального права, их выражения в тексте нормативных правовых документов; способностью давать оценку правомерного и неправомерного поведения; правильно применять нормы, устанавливающие уголовную ответственность навыками обобщения практики применения уголовного законодательства   Пороговый уровень знаетправовой статус лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, особенности квалификации преступлений, процедуру производства уголовного судопроизводства умеетрешать возникающие в процессе профессиональной деятельности разногласия в правовом поле, действовать в соответствии с должностными инструкциями, отличать неправомерное поведение владеетспособностью давать оценку правомерного и неправомерного поведения и способностью адекватно реагировать на неправомерное поведение   Знает – Основные теории социального управления;   виды управленческих задач;   место преподаваемой дисциплины в структуре ООП;   методы организации групповой дискуссии при выработке управленческого решения. Модели поведения руководителя в процессе принятия решения;   нормативные правовые акты, регламентирующие принятие управленческих решений и их трансляцию подчиненным.   Умеет- разработать план подготовки и проведения учебного занятия;   анализировать совокупность методов выработки управленческих решений;   выбирать необходимые методы для преподавания определенных дисциплин;   использовать информационные ресурсы   Владеет – совокупностью способов, методов, средств диагностики проблемной ситуации, проектирования социальных систем, их инновирования, и прогнозирования и моделирования многообразных последствий   методами выработки управленческих решений;     приемами выработки управленческих решений.   Пороговый уровень – знаетсодержание нормативных документов, регламентирующих отношения в сфере управленческой деятельности; умеетоценивать управленческую ситуацию; владеетметодами выработки управленческих решений   Знает- - причины и условия, способствующие совершению правонарушений; - особенности квалификации преступлений - криминологические способы предупреждения правонарушений - признаки коррупционного поведения   Умеет- определить в выявленном общественно опасном деянии признаки преступления;   анализировать причины и условия, способствующие совершению правонарушений;   дать оценку выявленному коррупционному поведению   Владеет- способностью квалифицировать преступление;   способностью выявлять и критически оценивать факты коррупционного поведения;   способностью применить меры, направленные на предупреждение правонарушений и устранение причин и условий, способствующих их совершению   Пороговый уровень знаетособенности квалификации преступлений, причины и условия, способствующие правонарушениям, признаки коррупционного поведения умеетвыбирать средства, необходимые для предупреждения правонарушений, отличить признаки коррупционного поведения владеетспособностью квалифицировать преступления, выявлять признаки коррупционного поведения, способностью организовывать предупреждение правонарушений . Знает: -основные виды юридических документов, составляемых при реализации законодательства различной отраслевой принадлежности и их функции; - существенные признаки, структуру, требования к содержанию различных видов юридических документов, включая локальные акты организаций, акты, создаваемые при осуществлении исполнительного производства; - правила, приемы и способы отражения информации в юридических документах, в том числе создаваемых в ходе реализации норм жилищного, трудового, наследственного законодательства, законодательства, регулирующего отношения в области оборота недвижимого имущества. -Умеет: - правильно определять вид подлежащего составлению документа; - отыскивать в законодательстве нормативные требования к форме, содержанию, порядку составления юридических документов; - собирать и использовать информационно-аналитические материалы, необходимые для подготовки юридических документов; Владеет: - навыками составления юридических документов с учетом требований, предъявляемых к их форме, содержанию и порядку принятия; - умением полно, логически верно отражать результаты профессиональной деятельности в юридических и иных документах; в том числе создаваемых в ходе реализации норм жилищного, трудового, наследственного законодательства, законодательства, регулирующего отношения в области оборота недвижимого имущества осуществления хозяйственной деятельности субъектами гражданского оборота,, законодательства об исполнительном производстве;   - навыками оценки качества юридических и иных документов, выявления дефектов юридических документов, создаваемых в ходе реализации норм гражданского, трудового, гражданского и арбитражного процессуального законодательства;   -навыками прогнозирования последствий отражения той или иной информации в юридической и иной документации Пороговый уровень: Знает существенные признаки различных видов юридических документов. Умеет определить правовую основу составления юридических документов. Владеет навыками составления юридической и иной документации с соблюдением предъявляемых к ней нормативных требований. Знает:
  • понятие, цели, способы и виды толкования правовых актов;
  • связь толкования правовых актов с правотворчеством и правореализацией;
  • принципы построения системы права и системы законодательства;
основные положения материального и процессуального права Умеет:
  • собирать информацию, необходимую для правильного толкования правовых актов;
  • интерпретировать содержание толкуемых правовых актов;
  • выявлять в результате толкования недостатки правовых актов
Владеет:
  • навыками использования результатов толкования правовых актов для юридической квалификации фактических обстоятельств;
  • навыками подготовки аргументированного заключение о толкуемом правовом акте (интерпретационного акта);
  • умением охарактеризовать причины, обусловившие недостатки толкуемых правовых актов;
  • оценить правильность использования различных способов толкования в процессе интерпретационной деятельности.
Пороговый уровень: Знает способы и виды толкования правовых актов. Умеет интерпретировать содержание толкуемых правовых актов. Владеет навыками использования результатов толкования правовых актов для юридической квалификации фактических обстоятельств   Знает:
  • основные положения отраслевых юридических и специальных наук, базовых отраслей материального и процессуального права (государственного, административного, гражданского, уголовного, гражданского, арбитражного и уголовного процессуального, трудового, экологического, земельного, финансового, налогового, предпринимательского, международного, международного частного, права социального обеспечения);
  • практику применения действующего законодательства;
виды и особенности различного рода юридических заключений и консультаций, методику их осуществления Умеет: -определять цель юридического заключения и/или консультации, - собрать необходимую информацию и правильно уяснить фактические обстоятельства дела, являющегося предметом юридического заключения или консультации; -определять круг норм, подлежащих применению для разрешения конкретной ситуации и отыскивать их, при необходимости давать толкование правовых норм; - привести доказательства, подтверждающие выводы юридического заключения или консультации; Владеет: -навыками применения норм материального и процессуального права; - основными приемами проведения юридических консультаций; - навыками подготовки и составления письменных юридических заключений; - умением организовать взаимодействие с другими специалистами, мнение которых необходимо для подготовки юридического заключения или консультации Пороговый уровень: Знает процесс подготовки юридического заключения и консультирования, основные положения материального и процессуального права. Умеет соотносить нормы права и фактические обстоятельства дела, правильно отобрать и квалифицировать факты и обстоятельства. Владеет умением подготовить письменное юридическое заключение, дать юридическую консультацию.
Выступление на семинаре Контрольная работа Тестирование Промежуточный зачет Зачет Экзамен Курсовая работа Итоговая государственная аттестация   Выступление на семинаре Контрольная работа Тестирование Промежуточный зачет Зачет Экзамен Курсовая работа   Выступление на семинаре Практическое задание Контрольная работа Тестирование Промежуточный зачет Зачет Экзамен Курсовая работа Отчет по практике Итоговая государственная аттестация   Контрольная работа Выполнение практического задания Проектирование Тестирование Промежуточный зачет Зачет Экзамен Отчет по практике Итоговая аттестация     Собеседование, опрос, оценка устного выступления на семинаре, эссе, реферат, оценка практического задания, зачеты, экзамены, итоговая государственная аттестация   Собеседование, опрос, оценка устного выступления на семинаре, анализ, обсуждение и оценка демонстрационного фрагмента учебно-методического материала фрагмента занятия, зачет   Собеседование, опрос, оценка устного выступления на семинаре, эссе, реферат, оценка практического задания, зачет   Контрольная работа Выполнение практического задания Проектирование Тестирование Промежуточный зачет Зачет Экзамен Отчет по практике Итоговая аттестация   Выступление на семинаре Контрольная работа Тестирование Промежуточный зачет Зачет Экзамен Итоговая аттестация     Выступление на семинаре Контрольная работа Тестирование Промежуточный зачет Зачет Экзамен  

4. Тематический план (с распределением общего бюджета времени)

Общая трудоемкость дисциплины 2 курс - 3 зачетные дисциплины 108 часов, 3 курс - 4 зачетные дисциплины 144 часа.

  Курс   Сем.   Темы   Всего Аудиторные занятия (часов) Самост. работа студ. Формы контроля
Лекции Семин. (практ.) занятия Практические занятия в интерактивной форме
Общая часть зачет
    1. Понятие и назначение уголовного судопроизводства  
    2. Принципы уголовного процесса  
    3. Участники уголовного судопроизводства  
    4. Доказательства и доказывание в уголовном процессе  
    5. Меры уголовно-процессуального принуждения  
    6. Ходатайства и жалобы. Процессуальные документы, сроки и судебные издержки -  
Особенная часть 36 (СРС Э) Самостоят.работа студента перед экзаменом   Экзамен  
    7. Возбуждение уголовного дела
    8.Предварительное расследование
    9. Следственные действия
    10. Предъявление обвинения и допрос обвиняемого -
    11. Возмещение вреда, причиненного преступлением -
    12. Приостановление и возобновление предварительного расследования. Реабилитация. -
    13. Окончание предварительного расследования. Направление уголовного дела прокурору. Прекращение уголовного дела. -
    14. Стадия подготовки судебного разбирательства -
    15. Судебное разбирательство
    16. Особый порядок судебного разбирательства.            
    17. Особенности производства у мирового судьи и в суде с участием присяжных заседателей - -
    18. Апелляционное производство.            
    19. Исполнение приговора - -
    20. Пересмотр вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда. - -
    21. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Производство о применении принудительных мер медицинского характера. - - -
    22. Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц - -
    23. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства - -
    24. Уголовный процесс зарубежных стран - - -
    Итого:

Тематический план по уголовному процессу

(в соответствии с рабочим учебным планом)

курс Сем. Темы Всего Лекции Практ (семинар.) занятия СРС Форма контроля
Общая часть зачет
    1. Понятие и назначение уголовного судопроизводства  
    2. Принципы уголовного процесса  
    3. Участники уголовного судопроизводства  
    4. Доказательства и доказывание в уголовном процессе  
    5. Меры уголовно-процессуального принуждения  
    6. Ходатайства и жалобы. Процессуальные документы, сроки и судебные издержки -  
Особенная часть экзамен
    7. Возбуждение уголовного дела.  
    8.Предварительное расследование: понятие, формы, общие условия.  
    9. Следственные действия.  
    10. Предъявление обвинения и допрос обвиняемого.  
    11. Возмещение вреда, причиненного преступлением.  
    12. Приостановление и возобновление предварительного расследования. Прекращение уголовного дела. Реабилитация.  
    13. Окончание предварительного расследования. Направление уголовного дела прокурору.  
    14. Стадия подготовки судебного разбирательства.  
    15. Судебное разбирательство.  
    16. Особый порядок судебного разбирательства.    
    17. Особенности производства у мирового судьи и в суде с участием присяжных заседателей.    
    18. Апелляционное производство.    
    19. Исполнение приговора.    
    20. Кассационное производство. Надзорное производство. Возобновление производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.    
    21. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Производство о применении принудительных мер медицинского характера.    
    22. Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц.    
    23. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства.    
    24. Уголовный процесс зарубежных стран.    

Содержание дисциплины

«Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс)».

Наши рекомендации