Министерство образования и науки российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
Юридическийфакультет
Кафедра уголовного процесса и криминалистики
«Утверждаю»
Проректор по учебной работе
____________ ___Т.Ю Стукен
«____»______________ 2011 г.
Учебно-методический комплекс дисциплины
«Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс)»
цикл ФГОС ВПО Б3.Б.11 профессиональный
входит в число обязательных дисциплин
к образовательной программе
по направлению подготовки бакалавр
профиль 030900_03.62 "Уголовное право"
Специальность (направление) | Код направления подготовки |
Юриспруденция | 030900.62 |
форма обучения | очная форма (4 года) |
г. Омск – 2011
Программа дисциплины ««Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс)»
Разработана:
Заведующим каф. уголовного процесса и криминалистики,
д.ю.н., профессором ____________В.А. Азаровым
доцентом кафедры
уголовного процесса и криминалистики,
к.ю.н. ___________ И.Ю. Таричко
ст.преподавателем кафедры
уголовного процесса и криминалистики ___________ Н.С. Каштановой
Программа рассмотрена на заседании кафедры уголовного процесса и криминалистики
(протокол № 1 от 12 сентября 2011 г.)
Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ и согласована с факультетами/институтами, осуществляющими профессиональную подготовку по этим направлениям подготовки:
Декан юридического факультета ______________________ М.С. Фокин
1. Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс)» являются:
- комплексное исследование основных институтов уголовного судопроизводства,
- анализ теоретических и практических проблем, связанных с применением нового уголовно-процессуального закона.
- привитие студентам навыков самостоятельной работы с нормативной и научной литературой, умения применять полученные знания при решении конкретных практических задач.
2. Место дисциплины в структуре ООП вуза
Дисциплина «Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс)» преподается в 4-м семестре 2 курса и 5-м семестре 3 курса. Изучение дисциплины «Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс)» ведется одновременно с такими дисциплинами как «Научная организация управленческого труда», «История политических и правовых учений», которые нацелены на формирование сходных компетенций выпускников, ориентированных на личностное развитие. Дисциплина «Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс)» нацелена, в первую очередь, на подготовку выпускника к практической деятельности.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Коды компетенций | Название компетенции | Краткое содержание/определение и структура компетенции. Характеристика (обязательного) порогового уровня сформированности компетенции у выпускника | Средства и технологии оценивания |
ОК-01 ОК-02 ПК-03 ПК-05 ПК-06 ПК-07 ПК-08 ПК-09 ПК-12 ПК-13 ПК-15 ПК-16 | Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания Способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста Способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права Способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности Способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства Владеет навыками подготовки юридических документов Готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства Способность принимать оптимальные управленческие решения Способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения Способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации Способен толковать различные правовые акты Способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности | Знает: - сущность, содержание, формы и принципы организации трудовой деятельности, - содержание и особенности профессиональной деятельности юриста, требования к осуществлению отдельных видов профессиональной деятельности в области создание и реализации норм права, формы и принципы профессионального общения; - понятия, категории и принципы нравственного поведения, этикета, профессиональной этики и этикета юриста; - способы группового и коллективного взаимодействия при осуществлении профессиональной деятельности, принципы и методы организации и управления малыми коллективами; - возможные виды и способы разрешения нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности юриста; - сущность профессиональной деформации, пути ее предупреждения и преодоления Умеет: -отыскивать нормативные требования к профессиональному поведению юриста; -оценивать факты и явления профессиональной деятельности с этической точки зрения; - применять нравственные нормы и правила поведения, принципы коллективного взаимодействия и профессионального общения в конкретных жизненных ситуациях; - организовать общение в соответствии с социальными нормами и правилами характерными для официального общения; - иллюстрировать и дифференцировать надлежащее и ненадлежащее профессиональное поведение юриста; - устанавливать наличие признаков профессиональной деформации; - устанавливать наличие и определять вид профессионального конфликта; Владеет -навыками сбора, обработки и применения нормативной и фактической информации, имеющей значение для эффективного и добросовестного осуществления профессиональной деятельности; -навыками установления круга должностных обязанностей, выбора эффективных путей их выполнения, использования способов морально-этической регуляции в своей профессиональной деятельности; -навыками эффективного профессионального общения, коллективного взаимодействия, применения норм этикета в своей профессиональной деятельности; -способностью отличать профессионально-деформированное поведение от влияния внешних факторов профессиональной деятельности; - способностью выбирать эффективные пути решения нравственно-этических конфликтов в профессиональной деятельности -способностью систематизировать и дать собственную оценку объективированным требованиям к профессиональному поведению юриста, сформулировать предложения по совершенствованию системы требований к профессиональному поведению юриста; Знает:
| Выступление на семинаре Контрольная работа Тестирование Промежуточный зачет Зачет Экзамен Курсовая работа Итоговая государственная аттестация Выступление на семинаре Контрольная работа Тестирование Промежуточный зачет Зачет Экзамен Курсовая работа Выступление на семинаре Практическое задание Контрольная работа Тестирование Промежуточный зачет Зачет Экзамен Курсовая работа Отчет по практике Итоговая государственная аттестация Контрольная работа Выполнение практического задания Проектирование Тестирование Промежуточный зачет Зачет Экзамен Отчет по практике Итоговая аттестация Собеседование, опрос, оценка устного выступления на семинаре, эссе, реферат, оценка практического задания, зачеты, экзамены, итоговая государственная аттестация Собеседование, опрос, оценка устного выступления на семинаре, анализ, обсуждение и оценка демонстрационного фрагмента учебно-методического материала фрагмента занятия, зачет Собеседование, опрос, оценка устного выступления на семинаре, эссе, реферат, оценка практического задания, зачет Контрольная работа Выполнение практического задания Проектирование Тестирование Промежуточный зачет Зачет Экзамен Отчет по практике Итоговая аттестация Выступление на семинаре Контрольная работа Тестирование Промежуточный зачет Зачет Экзамен Итоговая аттестация Выступление на семинаре Контрольная работа Тестирование Промежуточный зачет Зачет Экзамен |
4. Тематический план (с распределением общего бюджета времени)
Общая трудоемкость дисциплины 2 курс - 3 зачетные дисциплины 108 часов, 3 курс - 4 зачетные дисциплины 144 часа.
Курс | Сем. | Темы | Всего | Аудиторные занятия (часов) | Самост. работа студ. | Формы контроля | ||
Лекции | Семин. (практ.) занятия | Практические занятия в интерактивной форме | ||||||
Общая часть | зачет | |||||||
1. Понятие и назначение уголовного судопроизводства | ||||||||
2. Принципы уголовного процесса | ||||||||
3. Участники уголовного судопроизводства | ||||||||
4. Доказательства и доказывание в уголовном процессе | ||||||||
5. Меры уголовно-процессуального принуждения | ||||||||
6. Ходатайства и жалобы. Процессуальные документы, сроки и судебные издержки | - | |||||||
Особенная часть | 36 (СРС Э) Самостоят.работа студента перед экзаменом Экзамен | |||||||
7. Возбуждение уголовного дела | ||||||||
8.Предварительное расследование | ||||||||
9. Следственные действия | ||||||||
10. Предъявление обвинения и допрос обвиняемого | - | |||||||
11. Возмещение вреда, причиненного преступлением | - | |||||||
12. Приостановление и возобновление предварительного расследования. Реабилитация. | - | |||||||
13. Окончание предварительного расследования. Направление уголовного дела прокурору. Прекращение уголовного дела. | - | |||||||
14. Стадия подготовки судебного разбирательства | - | |||||||
15. Судебное разбирательство | ||||||||
16. Особый порядок судебного разбирательства. | ||||||||
17. Особенности производства у мирового судьи и в суде с участием присяжных заседателей | - | - | ||||||
18. Апелляционное производство. | ||||||||
19. Исполнение приговора | - | - | ||||||
20. Пересмотр вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда. | - | - | ||||||
21. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Производство о применении принудительных мер медицинского характера. | - | - | - | |||||
22. Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц | - | - | ||||||
23. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства | - | - | ||||||
24. Уголовный процесс зарубежных стран | - | - | - | |||||
Итого: |
Тематический план по уголовному процессу
(в соответствии с рабочим учебным планом)
курс | Сем. | Темы | Всего | Лекции | Практ (семинар.) занятия | СРС | Форма контроля |
Общая часть | зачет | ||||||
1. Понятие и назначение уголовного судопроизводства | |||||||
2. Принципы уголовного процесса | |||||||
3. Участники уголовного судопроизводства | |||||||
4. Доказательства и доказывание в уголовном процессе | |||||||
5. Меры уголовно-процессуального принуждения | |||||||
6. Ходатайства и жалобы. Процессуальные документы, сроки и судебные издержки | - | ||||||
Особенная часть | экзамен | ||||||
7. Возбуждение уголовного дела. | |||||||
8.Предварительное расследование: понятие, формы, общие условия. | |||||||
9. Следственные действия. | |||||||
10. Предъявление обвинения и допрос обвиняемого. | |||||||
11. Возмещение вреда, причиненного преступлением. | |||||||
12. Приостановление и возобновление предварительного расследования. Прекращение уголовного дела. Реабилитация. | |||||||
13. Окончание предварительного расследования. Направление уголовного дела прокурору. | |||||||
14. Стадия подготовки судебного разбирательства. | |||||||
15. Судебное разбирательство. | |||||||
16. Особый порядок судебного разбирательства. | |||||||
17. Особенности производства у мирового судьи и в суде с участием присяжных заседателей. | |||||||
18. Апелляционное производство. | |||||||
19. Исполнение приговора. | |||||||
20. Кассационное производство. Надзорное производство. Возобновление производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. | |||||||
21. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Производство о применении принудительных мер медицинского характера. | |||||||
22. Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц. | |||||||
23. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства. | |||||||
24. Уголовный процесс зарубежных стран. |
Содержание дисциплины
«Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс)».