Общая характеристика статистики как науки

(1 час)

Вопросы к теме:

1. Понятие и предмет статистики.

2. Методы статистики.

3. Связь статистики с другими общественными науками.

Тема 2.

Общая характеристика правовой статистики

Как науки и учебной дисциплины

(1 час)

Вопросы к теме:

1. Понятие правовой статистики, ее признаки и значение в практической деятельности.

2. Методы правовой статистики (этапы статистической работы).

3. Отрасли правовой статистики.

Тема 3.

Статистическое наблюдение

Как первый этап статистического исследования

(3 часа)

Вопросы к теме:

1. Понятие статистического наблюдения и организация его проведения.

2. Формы, виды и способы статистического наблюдении.

3. Выборочный метод статистического наблюдения.

4. Ошибки наблюдения и контроль за ведением правовой статистики.

5. Учет и отчетность в правоохранительных органах.

Тема 4.

Статистическая сводка и группировка

Как второй этап статистического исследования

(3 часа)

Вопросы к теме:

1. Статистическая сводка: понятие, элементы, виды.

2. Статистическая группировка и группировочные признаки.

3. Виды статистических группировок.

4. Ряды распределения: понятие и виды.

5. Статистические таблицы: понятие, элементы, виды. Правила составления статистических таблиц и работы с ними.

6. Статистические графики: понятие, элементы, виды.

Тема 5.

Статистические показатели,

Абсолютные и относительные величины

(3 часа)

Вопросы к теме:

1. Статистический анализ как третий этап статистического исследования: понятие и задачи.

2. Статистические показатели: понятие, содержание, функции, виды, требования, предъявляемые к статистическим показателям.

3. Абсолютные величины: понятие и значение.

4. Относительные величины: понятие и значение.

5. Виды относительных величин.

Тема 6.

Средние величины и индексы

(3 часа)

Вопросы к теме:

1. Средние величины: понятие, значение, особенности применения.

2. Виды средних величин.

3. Показатели вариации и способы их расчета.

4. Индексы: понятие, значение, виды.

Тема 7.

Статистическое изучение динамики правовых явлений

(1 час)

Вопросы к теме:

1. Понятие и классификация рядов динамики.

2. Условия построения рядов динамики.

3. Способы преобразования рядов динамики.

4. Приемы исследования рядов динамики преступности.

Тема 8.

Статистическое изучение взаимосвязи

Социально-правовых явлений

(3 часа)

Вопросы к теме:

1. Понятие связи и ее виды.

2. Статистические методы выявления наличия и измерения тесноты связи между двумя признаками социально-правовых явлений.

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

Задание 1.

Органами МВД зарегистрирована подростковая преступность за май 2006 г. в возрасте:

16, 13, 15, 13, 15, 17, 17, 15, 15, 14, 16, 14, 14, 14, 14, 14, 13, 16, 17, 16, 13, 15, 14, 15 лет.

На основе этих данных:

1. Составьте дискретный ряд распределения.

2. Произведите сравнительный анализ, если известно, что за аналогичный период 2005 г. преступления, совершенные подростками, распределились по возрасту преступников следующим образом:

Возраст, лет Всего
Число преступлений, в % к итогу

3. Постройте полигон распределения, найдите модальную величину ряда распределения и сделайте выводу.

Задание 2.

При проведении плановых мероприятий по выявлению нарушений скоростного режима на автомобильных дорогах района зарегистрирована следующая скорость движения автотранспорта (в км/ч):

168, 115, 137, 124, 145, 105, 135, 125, 122, 146, 170, 135, 100, 132, 150, 110, 105, 127, 118, 112, 130, 155, 138, 128, 142, 100, 130, 150, 135, 180, 120, 145, 125, 140, 175, 140, 148, 138, 105, 140.

Для анализа информации требуется:

1. Построить интервальный ряд распределения, образовав 4 группы с равными интервалами.

2. Изобразить полученный ряд распределения на графике.

Задание 3.

На основании приведенных в задании 2 данных и построенного вариационного ряда определите:

1. Среднюю скорость автомобилей, превысивших скорость:

а) на основе индивидуальных данных;

б) на основе построенного вариационного ряда.

2. Среднее квадратическое отклонение.

3. Коэффициент вариации.

4. Произведите выбор более точного значения средней скорости из перечисленных в п. 1 и обоснуйте его.

Задание 4.

На основании следующей информации о стаже сотрудников РУВД:

Стаж, лет До 3 3–6 6–9 9–12 12–15 15 и более
Число работников

определите:

1. Средний стаж сотрудников РУВД.

2. Модальный и медианный стаж сотрудников РУВД.

3. Изобразите приведенный вариационный ряд графически и сделайте выводы.

Задание 5.

Для выявления причин роста преступности в регионе было проведено 5-процентное выборочное обследование. При механическом способе отбора в выборку попали следующие данные о возрасте преступников:

Возраст, лет До 16 16–20 20–24 24–28 28 и более Итого
Число совершенных преступлений

Определите:

1. С вероятностью 0,997 возможные пределы доли преступников в возрасте до 16 лет.

2. С вероятностью 0,954 возможные пределы среднего возраста преступников.

Задание 6.

Для определения среднего возраста 50 тыс. человек, совершивших экономические преступления в РФ, необходимо провести выборочное обследование методом механического отбора. При проведении предыдущего подобного обследования величина дисперсии составила 75. Определите необходимую численность выборки, чтобы с вероятностью 0,997 предельная ошибка выборки не превышала бы 2,5 года.

Задание 7.

По данным МВД, число экономических преступлений в регионе в 2003–2007 гг. составило (см. нижеприводимую таблицу). В 2004 г. произошло укрупнение региона.

По приведенным данным:

Число преступлений
В прежних границах региона      
В новых границах региона  

1. Укажите вид ряда динамики.

2. Произведите смыкание рядов динамики.

3. Проведение анализ динамики числа экономических преступлений в регионе за 2003–2007 гг. на основе абсолютных, относительных и средних показателей динамики.

4. Изобразите графически интенсивность динамики и сделайте выводы.

5. Сделайте прогноз числа экономических преступлений в регионе на 2008 г.

Задание 8.

По данным МВД, в январе 2006 г. выявлено следующее количество лиц, совершивших преступления (в тыс. чел.):

  До 30 лет Старше 30 лет Итого
Мужчины 71,7 34,8 106,5
Женщины 7,3 12,2 20,5
Итого 79,0 48,0 127,0

Для оценки связи между полом и возрастом определите коэффициент ассоциации и сделайте вывод.

Наши рекомендации