Общая характеристика статистики как науки
(1 час)
Вопросы к теме:
1. Понятие и предмет статистики.
2. Методы статистики.
3. Связь статистики с другими общественными науками.
Тема 2.
Общая характеристика правовой статистики
Как науки и учебной дисциплины
(1 час)
Вопросы к теме:
1. Понятие правовой статистики, ее признаки и значение в практической деятельности.
2. Методы правовой статистики (этапы статистической работы).
3. Отрасли правовой статистики.
Тема 3.
Статистическое наблюдение
Как первый этап статистического исследования
(3 часа)
Вопросы к теме:
1. Понятие статистического наблюдения и организация его проведения.
2. Формы, виды и способы статистического наблюдении.
3. Выборочный метод статистического наблюдения.
4. Ошибки наблюдения и контроль за ведением правовой статистики.
5. Учет и отчетность в правоохранительных органах.
Тема 4.
Статистическая сводка и группировка
Как второй этап статистического исследования
(3 часа)
Вопросы к теме:
1. Статистическая сводка: понятие, элементы, виды.
2. Статистическая группировка и группировочные признаки.
3. Виды статистических группировок.
4. Ряды распределения: понятие и виды.
5. Статистические таблицы: понятие, элементы, виды. Правила составления статистических таблиц и работы с ними.
6. Статистические графики: понятие, элементы, виды.
Тема 5.
Статистические показатели,
Абсолютные и относительные величины
(3 часа)
Вопросы к теме:
1. Статистический анализ как третий этап статистического исследования: понятие и задачи.
2. Статистические показатели: понятие, содержание, функции, виды, требования, предъявляемые к статистическим показателям.
3. Абсолютные величины: понятие и значение.
4. Относительные величины: понятие и значение.
5. Виды относительных величин.
Тема 6.
Средние величины и индексы
(3 часа)
Вопросы к теме:
1. Средние величины: понятие, значение, особенности применения.
2. Виды средних величин.
3. Показатели вариации и способы их расчета.
4. Индексы: понятие, значение, виды.
Тема 7.
Статистическое изучение динамики правовых явлений
(1 час)
Вопросы к теме:
1. Понятие и классификация рядов динамики.
2. Условия построения рядов динамики.
3. Способы преобразования рядов динамики.
4. Приемы исследования рядов динамики преступности.
Тема 8.
Статистическое изучение взаимосвязи
Социально-правовых явлений
(3 часа)
Вопросы к теме:
1. Понятие связи и ее виды.
2. Статистические методы выявления наличия и измерения тесноты связи между двумя признаками социально-правовых явлений.
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
Задание 1.
Органами МВД зарегистрирована подростковая преступность за май 2006 г. в возрасте:
16, 13, 15, 13, 15, 17, 17, 15, 15, 14, 16, 14, 14, 14, 14, 14, 13, 16, 17, 16, 13, 15, 14, 15 лет.
На основе этих данных:
1. Составьте дискретный ряд распределения.
2. Произведите сравнительный анализ, если известно, что за аналогичный период 2005 г. преступления, совершенные подростками, распределились по возрасту преступников следующим образом:
Возраст, лет | Всего | |||||
Число преступлений, в % к итогу |
3. Постройте полигон распределения, найдите модальную величину ряда распределения и сделайте выводу.
Задание 2.
При проведении плановых мероприятий по выявлению нарушений скоростного режима на автомобильных дорогах района зарегистрирована следующая скорость движения автотранспорта (в км/ч):
168, 115, 137, 124, 145, 105, 135, 125, 122, 146, 170, 135, 100, 132, 150, 110, 105, 127, 118, 112, 130, 155, 138, 128, 142, 100, 130, 150, 135, 180, 120, 145, 125, 140, 175, 140, 148, 138, 105, 140.
Для анализа информации требуется:
1. Построить интервальный ряд распределения, образовав 4 группы с равными интервалами.
2. Изобразить полученный ряд распределения на графике.
Задание 3.
На основании приведенных в задании 2 данных и построенного вариационного ряда определите:
1. Среднюю скорость автомобилей, превысивших скорость:
а) на основе индивидуальных данных;
б) на основе построенного вариационного ряда.
2. Среднее квадратическое отклонение.
3. Коэффициент вариации.
4. Произведите выбор более точного значения средней скорости из перечисленных в п. 1 и обоснуйте его.
Задание 4.
На основании следующей информации о стаже сотрудников РУВД:
Стаж, лет | До 3 | 3–6 | 6–9 | 9–12 | 12–15 | 15 и более |
Число работников |
определите:
1. Средний стаж сотрудников РУВД.
2. Модальный и медианный стаж сотрудников РУВД.
3. Изобразите приведенный вариационный ряд графически и сделайте выводы.
Задание 5.
Для выявления причин роста преступности в регионе было проведено 5-процентное выборочное обследование. При механическом способе отбора в выборку попали следующие данные о возрасте преступников:
Возраст, лет | До 16 | 16–20 | 20–24 | 24–28 | 28 и более | Итого |
Число совершенных преступлений |
Определите:
1. С вероятностью 0,997 возможные пределы доли преступников в возрасте до 16 лет.
2. С вероятностью 0,954 возможные пределы среднего возраста преступников.
Задание 6.
Для определения среднего возраста 50 тыс. человек, совершивших экономические преступления в РФ, необходимо провести выборочное обследование методом механического отбора. При проведении предыдущего подобного обследования величина дисперсии составила 75. Определите необходимую численность выборки, чтобы с вероятностью 0,997 предельная ошибка выборки не превышала бы 2,5 года.
Задание 7.
По данным МВД, число экономических преступлений в регионе в 2003–2007 гг. составило (см. нижеприводимую таблицу). В 2004 г. произошло укрупнение региона.
По приведенным данным:
Число преступлений | |||||
В прежних границах региона | |||||
В новых границах региона |
1. Укажите вид ряда динамики.
2. Произведите смыкание рядов динамики.
3. Проведение анализ динамики числа экономических преступлений в регионе за 2003–2007 гг. на основе абсолютных, относительных и средних показателей динамики.
4. Изобразите графически интенсивность динамики и сделайте выводы.
5. Сделайте прогноз числа экономических преступлений в регионе на 2008 г.
Задание 8.
По данным МВД, в январе 2006 г. выявлено следующее количество лиц, совершивших преступления (в тыс. чел.):
До 30 лет | Старше 30 лет | Итого | |
Мужчины | 71,7 | 34,8 | 106,5 |
Женщины | 7,3 | 12,2 | 20,5 |
Итого | 79,0 | 48,0 | 127,0 |
Для оценки связи между полом и возрастом определите коэффициент ассоциации и сделайте вывод.