И деятельности прокуратуры
Российское государство, все народы многонациональной России остро
заинтересованы в сильной, независимой, эффективно работающей проку-
ратуре, способной противостоять натиску криминала и проявлениям се-
паратизма. Стране необходима действенная прокуратура, стоящая на
страже основ государственного строя и целостности Российской федера-
ции, прав и свобод ее граждан, законных интересов юридических лиц.
Необходимость совершенствования всей многогранной деятельности
прокуратуры диктуется определенными обстоятельствами:
* происходящим в последние годы тотальным разворовыванием госу-
дарственной собственности, обворовыванием народа как коммерчес-
кими структурами, так и преступными элементами;
»«* невиданным разрывом в доходах между кучкой доморощенных нуво-
ришей и основной массой населения;
* растущей коррумпированностью чиновников сверху донизу;
•I* проявлениями сепаратистских тенденций в ряде субъектов Россий-
ской Федерации;
*!• ростом преступности и в особенности тяжких преступлений;
«I» многочисленными нарушениями прав и свобод граждан, имеющими
тенденцию к росту;
* неудовлетворительной в целом работой органов государственного
контроля, обязанных обеспечивать законность;
*$• ухудшающейся работой судов общей юрисдикции вследствие непро-
думанного проведения судебной реформы.
Следует заметить, что сделанный реформаторами акцент на судебную
форму защиты прав и свобод граждан вовсе не означает, что должна сво-
рачиваться прокурорская форма защиты этих прав и свобод в виде проку-
рорского надзора за их соблюдением. Более того, прокурорский надзор за
счет таких преимуществ, как оперативность разрешения обращений
граждан, инициативность, доступность для населения, охват широкого
круга лиц и, наконец, возможность беспошлинного обращения граждан в
прокуратуру существенным образом компенсирует ряд уязвимых сторон
суда. Необходимо совершенствовать все формы защиты прав и сво-
бод граждан и каждая из этих форм должна органически дополнять
другие формы.Выиграют граждане, выиграет и государство. Необходи-
мо совершенствовать работу всех правоохранительных органов и, види-
мо, уместнее было бы говорить не о судебной реформе, а о реформе всей
правоохранительной системы Российской Федерации.
По какому пути пойдет в будущем развитие российской прокуратуры
будет зависеть, на наш взгляд, от следующих факторов:
*> какая модель развития капитализма будет взята за основу в России,
т.е. будет ли преобладать модель частного капитализма или будет из-
брана модель так называемого народного капитализма с ориентацией
на усиление социальной защиты основной массы россиян;
»> будет ли в России проводиться политика, отвечающая националь-
ным интересам, преобладать национальная идея, направленная на
всяческое усиление государства, его целостности, экономической,
интеллектуальной и военной мощи и в конечном итоге на спасение
россиян: с учетом сложившихся неблагополучных реалий именно
спасение россиян становится основной, преобладающей националь-
ной идеей;
* как в будущем пойдет процесс становления новой российской госу-
дарственности, развития федеративных отношений и, в частности, ка-
кой объем прав получат субъекты Российской Федерации, какие пол-
номочия останутся за центром, как это скажется на структуре
законодательства;
*»* по каким направлениям будет идти судебная реформа и к каким пози-
тивным результатам она может привести в плане защиты прав и сво-
бод граждан, как будут перераспределятся правозащитные полномо-
чия между судами, прокуратурой, другими правоохранительными и
иными органами;
*»* будет ли учитываться позитивный опыт организации и деятельности
российской прокуратуры, накопленный ею за многие десятилетия
своего существования.