Раздел 3. Методические указания по изучению курса административного права и подготовки курсовых работ
Методические указания по изучению курса административного права
Отрасль административного права является одной из основных отраслей российского права, а учебная дисциплина административного права - одна из важнейших в юридическом образовании.
Необходимость изучения административного права не зависит от того, какую специализацию и сферу деятельности выбирает будущий юрист – в любом случае ему придется сталкиваться с вопросами государственного управления, административными правовыми актами, государственным надзором, административной ответственностью.
Изучение административного права, как и многих других юридических дисциплин, выражается в двух аспектах:
1) овладение теоретическими основами данной науки;
2) изучение действующих нормативных правовых актов.
Каждый из названных аспектов в изучении административного права имеет свои особенности и свои трудности.
Теория административного права - это целый блок вопросов в административно-правовой науке и соответствующей учебной дисциплине. Изучение теоретических аспектов административного права имеет свои трудности, обусловленные следующими факторами:
1) в науке нет единообразного понимания многих теоретических вопросов административного права, в учебниках разных авторов встречаются противоречивые суждения, порой одни авторы опровергают взгляды других (о предмете административного права, о системе отрасли, административно-правовых отношениях и т.д.);
2) нет единообразия в используемом понятийном аппарате (акты государственного управления или административные акты; органы исполнительной власти или органы публичной администрации и т.д.);
3) теоретические вопросы в учебниках зачастую излагаются очень объемно, с оговорками и отступлениями, академическим языком.
Следует обращать внимание на год издания учебников и учебных пособий по административному праву: в связи с интенсивным изменением законодательства желательно, чтобы «возраст» учебника составлял не более 2-3 лет.
Второй аспект изучения административного права – это ознакомление с нормативными правовыми актами. Здесь существуют следующие проблемы:
1) количество нормативных актов в административном праве очень велико, и административное право слабо систематизировано;
2) источники административного права интенсивно меняются, в действующие нормативные акты вносятся изменения, принимаются новые акты вместо ранее действовавших, нередки случаи, когда в учебной литературе раскрывается содержание уже не действующего документа.
Следовательно, при изучении курса административного права от студента особенно требуются навыки поиска актуальной юридической информации. Следить за изменениями законодательства можно различными способами:
1) через официальные печатные издания – Российскую газету, Собрание законодательства РФ;
2) через правовые информационные системы «Консультант Плюс», «Гарант» и др.
3) в сети Интернет, например, на сайте www.garant.ru
Методические указания по выполнению курсовых работ
Курсовая работа представляет собой самостоятельное научное исследование, выполненное в рамках изучения дисциплины. Темы курсовых работ содержатся в рабочей программе.
Цель выполнения курсовой работы заключается в углубленном изучении определенной темы. По содержанию курсовая работа – это законченное логически выстроенное исследование.
Начинается курсовая работа с титульного листа. На второй странице располагается оглавление с указанием глав, параграфов и номеров страниц.
Далее следует введение. Во введении должна содержаться следующая информация:
- актуальность темы (теоретическая и практическая значимость рассматриваемого вопроса);
- цель работы;
- задачи, решаемые для достижения цели;
- объект и предмет исследования;
- степень изученности, научной разработанности темы, авторы, занимавшиеся ее изучением.
Средний объем введения – 2 страницы.
Основной текст курсовой работы разбивается на главы (в среднем – 3 главы). План курсовой работы рекомендуется предварительно обсудить с преподавателем.
Первая глава обычно посвящается теоретическим и историческим аспектам рассматриваемой темы.
Вторая глава посвящена анализу нормативно-правовых актов по теме.
Третья глава, как правило, содержит анализ практических проблем, правоприменительной деятельности и предложений по совершенствованию правового регулирования.
Главы делятся на параграфы. Желательно, чтобы главы были примерно равны по объему и количеству параграфов.
Затем следует заключение, в котором делаются выводы по проведенному исследованию. Заключение не следует «механически» формировать из фрагментов предыдущих глав. Объем заключения 2-3 страницы.
После заключения располагается список литературы. Желательно, чтобы список литературы содержал не менее 30 научных работ (статей, монографий, комментариев) по теме. Публикации располагаются в алфавитном порядке и оформляются с указанием автора, названия, места и года издания, издательства. Например:
Панова И.В. Административно-процессуальное право России. М.: Норма, 2003.
Статьи в периодических издания оформляются с указанием автора, названия статьи, названия журнала, года, номера и страниц, например:
Пехтерев А.Ф. Административное принуждение в деятельности правоохранительных органов России // Современное право. 2003. № 11. С. 22-26
Отдельно делается список нормативных правовых актов. В нем нормативные правовые акты располагаются по юридической силе (начиная с Конституции РФ). По каждому нормативному акту указывается: вид, наименование, номер, дата принятия, источники официального опубликования, например:
Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.
Обязательным условием является правильное оформление ссылок на использованную литературу. Ссылки должны делаться всякий раз при использовании чужих мыслей, например:
По мнению Д.Бахраха, «одной из основных задач государственного управления является формирование кадрового потенциала государственных органов»[1].
Выполненная курсовая работа сдается преподавателю. Если она соответствует предъявляемым требованиям по содержанию и оформлению, она допускается к защите. Не допускаются к защите работы, основанные на устаревшем нормативном материале, не соответствующие по содержанию предмету и теме, без ссылок на использованную литературу, а также работы, выполненные явно не самостоятельно.
Защита курсовой работы заключается в кратком представлении основного содержания работы и ответе на вопросы по теме.
При оценивании курсовой работы принимается во внимание:
- соответствие содержания работы ее теме;
- соответствие содержания действующему законодательству;
- степень использования научной литературы;
- логика изложения;
- наличие примеров, материалов практики;
- наличие собственной аргументированной точки зрения на проблему;
- правильность оформления работы;
- полнота и точность ответов на защите.
Важно обратить внимание на то, что по содержанию и стилю изложения курсовая работа должна носить исследовательский, а не просто повествовательный характер. Это значит, что она не может ограничивать пересказом нормативных актов и учебников. В работе должен быть анализ, сопоставление позиций, выявление проблем.