Конституционный Суд Республики Беларусь в системе органов судебной власти. Компетенция Конституционного Суда

Правовую основу организации и деятельности Конституци­онного Суда составляют Конституция Республики Беларусь, За­кон "О Конституционном Суде Республики Беларусь", принятый Парламентом 30 марта 1994 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными в 1995 и 1997 годах), Регламент Конституционного Суда Республики Беларусь, утвержденный Конституционным Судом. Нормы этического характера для судей Конституционного Суда установлены Кодексом чести судьи.

Согласно Конституции страны на Конституционный Суд воз­лагается контроль за конституционностью нормативных актов в государстве.

Конституционный Суд рассматривает дела и дает заключения о:

соответствии законов, декретов и указов Президента Респуб­лики Беларусь, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

соответствии актов межгосударственных образований, в ко­торые входит Республика Беларусь, указов Президента Республи­ки Беларусь, изданных во исполнение закона, Конституции, меж­дународно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;

соответствии постановлений Совета Министров Республики Беларусь, актов Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генерального проку­рора Республики Беларусь Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, за­конам, декретам и указам Президента Республики Беларусь;

соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицирован­ным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Прези­дента Республики Беларусь.

Конституционный Суд рассматривает вопросы о конституци­онности указанных актов как в целом, так и отдельных их поло­жений.

Согласно статье 38 Закона "О Конституционном Суде Рес­публики Беларусь" заключения Конституционного Суда являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат.

Конституционный Суд не обладает правом законодательной инициативы, поскольку сам контролирует конституционность нормативных актов. Однако в соответствии с законом Суд вправе вносить палатам Парламента, Президенту, Совету Министров Республики Беларусь и в другие государственные органы в соот­ветствии с их компетенцией предложения о необходимости вне­сения в акты действующего законодательства изменений и до­полнений, принятия новых нормативных актов. Эти предложения подлежат обязательному рассмотрению. Конституционный Суд имеет право также вносить в государственные органы другие предложения, вытекающие из его компетенции.

В настоящее время Суд не имеет права возбуждать дела по собственному усмотрению, чем он активно, как уже отмечалось, пользовался в прошлый период.

С точки зрения сегодняшнего дня особенно хорошо видно, что "судебный субъективизм" в 1994—1996 годах, проявившийся в том числе и в возбуждении дел по усмотрению суда, не способ­ствовал в полной мере становлению Конституционного Суда, да­вал почву для обвинений в его адрес в необъективности и прист­растности. Думаю, что Конституционному Суду должна быть присуща сдержанность, действие в строгих рамках Конституции, вольности просто недопустимы. К этому обязывает и наша систе­ма права.

Всего в 1994—1998 годах Конституционным Судом Республи­ки Беларусь рассмотрено около 60 дел.

Проверке подвергнуто около 75 нормативных актов, в том числе: 24 закона, 6 постановлений Верховного Совета Республики Беларусь, 18 указов и 1 распоряжение Президента Республики Беларусь, 8 постановлений Правительства Республики Беларусь, 5 постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, прочие акты. Признаны неконституционными около 50 норма­тивных актов.

Инициаторами производств о проверке конституционности нормативных актов являлись Президент Республики Беларусь, Председатель Верховного Совета, постоянные комиссии и группы депутатов Верховного Совета Республики Беларусь, Верховный Суд и Высший Хозяйственный Суд, Генеральный прокурор Рес­публики Беларусь. По ряду дел, как уже отмечалось, производст­во возбуждалось по инициативе Конституционного Суда.

В Законе о Конституционном Суде сейчас детализирован по­рядок реализации положений тех норм статьи 112 Конституции, которые действуют с 30 марта 1994 года. Согласно названной статье, если при рассмотрении конкретного дела Суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативно­го акта неконституционным.

К сожалению, с 30 марта 1994 года данная норма фактически не действовала: суды не входили с соответствующими предложе­ниями в Конституционный Суд. Многими это объяснялось отсут­ствием законодательной регламентации такого обращения. Хотя и в тот период нельзя было согласиться с такого рода объяснения­ми, так как были все условия для формирования соответствующей практики, чтобы снять всякие сомнения в законе от 7 июля 1997 года предусмотрено, что суд (общей компетенции или хо­зяйственный) при выявлении расхождений между Конституцией и подконституционным актом принимает решение в соответст­вии с Конституцией и после вступления в законную силу судеб­ного постановления ставит соответственно перед Верховным Судом или Высшим Хозяйственным Судом вопрос о внесении ими предложения в Конституционный Суд о признании данного нормативного акта неконституционным. Согласно закону Вер­ховный Суд или Высший Хозяйственный Суд обязаны сделать это в месячный срок со дня обращения к ним суда нижестоящей инстанции.

Наше законодательство в этой части несколько отличается от законодательства ряда других стран, в том числе государств СНГ: предполагается, что суд сразу выносит решение по делу, руковод­ствуясь при этом Конституцией. Однако не исключается и воз­можность суда при рассмотрении конкретного дела приостано­вить производство по нему до вынесения вердикта Конституци­онным Судом по вопросу о конституционности нормативного акта. Следовало бы предусмотреть аналогичный механизм взаи­модействия судов (общей компетенции, хозяйственных) и Кон­ституционного Суда при установлении расхождений между меж­дународными договорами, действующими на территории Белару­си, и иными подконституционными актами с целью обеспечения реального верховенства первых над вторыми.

Здесь же замечу, что согласно Конституции в Республике Бе­ларусь сложилась следующая иерархия правовых норм: 1) Кон­ституция; 2) акты о толковании Конституции; 3) международные договоры; 4) законы и декреты Президента; особое место здесь занимают программные законы - об основных направлениях вну­тренней и внешней политики Республики Беларусь, о военной доктрине Республики Беларусь (если обычные законы принима­ются большинством голосов от полного состава палат, то про­граммные - не менее двумя третями от полного состава палат); 5) указы Президента (часть третья ст. 137 Конституции); 6) по­становления Правительства и т.д.

В обновленном законе о Конституционном Суде Республики Беларусь сохранен ряд норм, имеющих важнейшее значение для развития правовой системы, а также предусмотрен ряд новых положений, которые призваны способствовать независимости Суда, совершенствованию его работы.

В статье 9 закона предусмотрено, что законы, декреты и ука­зы Президента, международные договорные и иные обязательства Республики Беларусь, акты межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, постановления Правитель­ства, акты Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Ге­нерального прокурора, акты других государственных органов, признанные Конституционным Судом не соответствующими Конституции либо актам, обладающим более высокой юридичес­кой силой, считаются утратившими силу в целом или в опреде­ленной их части с момента, определяемого Конституционным Судом. Таким образом, здесь Суд получил большую свободу дей­ствий, что налагает на него и дополнительную ответственность. Ранее, например, если речь шла об актах, нарушающих права и свободы человека, то при признании Судом их неконституцион­ными, они считались не имеющими юридической силы в целом или в определенной их части с момента принятия соответствую­щего акта. Нетрудно представить, какие могли появиться пробле­мы, когда после многих лет действия такого акта он признавался неконституционным.

Дела рассматриваются Судом на пленарных заседаниях всем составом Суда по правилам конституционного производства, предусмотренным Законом о Конституционном Суде и Регламен­том Конституционного Суда. Заседание Суда является правомоч­ным при наличии не менее восьми судей.

В законе изменены сроки, а также процедура оглашения и принятия итогового решения Конституционным Судом. Ранее Суд сразу после окончания слушаний по делу уходил в совеща­тельную комнату для подготовки и оглашения решения. Сейчас в законе имеются иные нормы, в большей мере обеспечивающие принятие решения в спокойной обстановке. Так, по завершении исследования материалов дела председательствующий заседания объявляет об окончании слушания дела и сообщает дату и время оглашения итогового решения. При этом итоговое решение должно быть оглашено не позднее пятнадцати дней с момента окончания слушания дела. Председательствующий голосует по­следним. Судьи голосуют "за" или "против" и не вправе воздер­жаться или не участвовать в голосовании. Заключение Суда счи­тается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава судей. Если же голоса разделились поровну, ре­шение считается принятым в пользу конституционности оспари­ваемого акта.

Конституционный Суд Республики Беларусь, к сожалению, не может возбуждать производство по делам о проверке конститу­ционности нормативных актов, если предложение об этом исхо­дит от гражданина. Хотя я полагаю, что в перспективе к этому можно прийти: в Конституции наряду с закреплением основных положений статуса Конституционного Суда предусмотрено, что компетенция, организация и порядок деятельности Конституци­онного Суда определяются законом. На мой взгляд, в этой связи Суд может быть наделен дополнительными правами и обязаннос­тями.

В соответствии с Конституцией и законом Конституционный Суд обладает некоторыми иными существенными полномочиями. Так, по предложению Президента он дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Пар­ламента Конституции Республики Беларусь.

Конституционный Суд Республики Беларусь готовит ежегод­ные послания Президенту и палатам Парламента о состоянии конституционной законности в стране.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь де­ятельность Конституционного Суда финансируется отдельной строкой из республиканского бюджета.

Наши рекомендации