Конституционный Суд РФ в системе органов судебной власти

Конституционный Суд РФ занимает особое место в судеб­ной системе, обусловленное его целями и задачами по защите основ конституционного строя Российской Федерации, кон­ституционных прав и свобод граждан, обеспечению верховенст­ва и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации (ст. 3 Закона о Конституционном Су­де РФ). Цели и задачи достигаются посредством ряда присущих ему функций. Основное назначение этого судебного органа — осуществлять конституционный контроль. Конституционный Суд РФ — судебный орган конституционного контроля, само­стоятельно и независимо осуществляющий судебную власть по­средством конституционного судопроизводства.

Основными функциями Конституционного Суда РФ являются:

—толкование Конституции РФ;

-нормоконтроль законов, других нормативных правовыхактов, внутригосударственных и не вступивших в силу между­народных договоров Российской Федерации;

—защита прав и свобод человека и гражданина;

-разрешение споров о компетенции между органами госу­дарственной власти различных уровней государственной вла­сти.

§5. Конституционный Суд РФ в системе органов судебной власти 623

Функции Конституционного Суда РФ выполняются посред­ством конкретных полномочий. Полномочия Конституционного Суда РФ закреплены в ст. 125 Конституции РФ и в ст. 3 Закона о Конституционном Суде РФ. Это:

1)разрешение дел о соответствии Конституции РФ:

а)федеральных законов, нормативных актов Президен­-та РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правитель­ства РФ;

б)конституций республик, уставов, а также законов и иныхнормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, от­носящимся к ведению органов государственной власти Россий-­ской Федерации и совместному ведению органов государствен­-ной власти Российской Федерации и органов государственнойвласти субъектов РФ;

в)договоров между органами государственной власти Рос­-сийской Федерации и органами государственной власти субъ­-ектов РФ, договоров между органами государственной властисубъектов РФ;

г)не вступивших в силу международных договоров Россий­-ской Федерации;

2)разрешение дел по спорам о компетенции:

а)между федеральными органами государственной власти;

б)между органами государственной власти Российской Фе­-дерации и органами государственной власти субъектов РФ;

в)между высшими государственными органами субъек-­тов РФ;

3)проверка конституционности закона, примененного илиподлежащего применению в конкретном деле по жалобам нанарушение конституционных прав и свобод граждан и по за-­просам судов;

4) толкование Конституции РФ;

5) дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной из­мене или совершении иного тяжкого преступления.

Кроме того, в Законе «О референдуме Российской Федера­ции» указано еще одно полномочие Конституционного Суда РФ — дача заключения о соответствии Конституции РФ инициативы проведения референдума Российской Федерации по предложенному вопросу (предложенным вопросам) рефе­рендума (ст. 23).

624 Глава 26. Конституционный статус судебной власти в России

Конституционный Суд РФ имеет право законодательной инициативы, право посланий Федеральному Собранию, участ­вует в процедуре принесения Президентом РФ присяги народу.

Особенностью Конституционного Суда РФ является то, что он рассматривает только вопросы права.

Конституция РФ устанавливает, что Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей (ч. 1 ст. 125). Согласно Закону о Конституционном Суде РФ Суд рассматривает и разрешает де­ла на пленарных заседаниях, участие в которых принимают все конституционные судьи, и заседаниях двух палат, включающих соответственно 10 и 9 судей. Персональный состав палат опре­деляется путем жеребьевки. Председатель и заместители Пред­седателя Конституционного Суда РФ не могут входить в состав одной и той же палаты. Персональный состав палат должен ме­няться каждые три года.

Пленум и палаты не являются инстанциями друг для друга, а созданы для ускорения процесса разрешения судебно-консти­туционных споров. Решения пленарных заседаний и заседаний палат имеют одинаковую юридическую силу и признаются ре­шениями Конституционного Суда РФ.

Полномочия Конституционного Суда РФ распределены между пленумом и палатами (ст. 21, 22 названного Закона). Од­нако на пленарном заседании может быть рассмотрен любой вопрос, относящийся к ведению Суда.

Руководящими должностными лицами Конституционного Суда РФ являются Председатель и заместители Председателя, которые назначаются Советом Федерации по предложению Президента РФ из числа действующих судей на шесть лет. Воз­можно их переназначение на новый срок.

Председатель Конституционного Суда РФ представляет Суд в отношениях с государственными и общественными органами, созывает пленарные заседания и председательствует на них и осуществляет иные организационные полномочия, возложен­ные на него указанным Законом и Регламентом Конституцион­ного Суда РФ. Заместители Председателя выполняют функции, которые возложены на них Председателем или Конституцион­ным Судом РФ в отсутствие Председателя.

Полномочия Конституционного Суда РФ реализуются по­средством конституционного судопроизводства, которое пред­ставляет собой совокупность последовательно сменяющих друг 1руга процессуальных действий Конституционного Суда РФ и

§ 6. Верховный Суд РФ. и Высший Арбитражный Суд РФ625

участников процесса в соответствии с положениями Закона о Конституционном Суде РФ.

Конституционное судопроизводство основывается на прин­ципах независимости суда и конституционных судей, коллеги­альности, непрерывности заседаний, гласности, состязательно­сти и равноправии сторон. Судопроизводство в Конституцион­ном Суде РФ имеет ряд особенностей. В частности, применяется усеченное (письменное) производство, которое позволяет выно­сить итоговые решения в виде определений о распространении ранее сформулированных Конституционным Судом РФ право­вых позиций на аналогичные (тождественные, сходные) ситуа­ции. Данный вид производства значительно ускоряет рассмотре­ние дел в Конституционном Суде РФ.

Результатом деятельности Конституционного Суда РФ явля­ются принимаемые им итоговые решения — постановления, заключения, принимаемые в результате публичного рассмотре­ния дел (полное производство), и определения о распростране­нии правовых позиций на аналогичные (тождественные, сход­ные) случаи, принимаемые в порядке усеченного (письменного) производства. Они являются окончательными и обжалованию не подлежат; действуют непосредственно и общеобязательны на всей территории Российской Федерации (ст. 6 названного Зако­на). Общеобязательными являются не только выводы резолю­тивной части итоговых решений, но и правовые позиции, по­служившие правовым основанием для таких выводов.

Наши рекомендации