В рамках традиционного подхода административная юстиция характеризуется следующими общими чертами
1. Наличие правового спора (административно-правового, управленческого спора) о публичном праве, возникшего в связи с реализацией публичного управления, исполнительной власти, управленческой деятельности государственных и муниципальных служащих, должностных лиц, т. е. в сфере управленческой деятельности. Однако рассмотрение возникшего спора происходит при применении норм не только публичного, но и частного права. Административно-правовой спор имеет публично-правовую природу. Он является одним из видов юридического конфликта. Административно-правовой спор (в смысле административной юстиции) представляет собой юридический конфликт (или юридическую коллизию), возникший между государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами (с одной стороны) и иными субъектами права (с другой стороны) в связи с нарушением субъективных публичных прав физических или юридических лиц, осуществлением противозаконного административного нормотворчества. Административно-правовые споры разрешаются судами общей юрисдикции и арбитражными судами в рамках установленных правовых процедур, обеспечивающих реализацию в полном объеме установленного административно-правового статуса субъектов права, свободы и права которых нарушены. Таким образом, судебный контроль является процессуально-правовой формой разрешения административного правового спора.
2. Разрешение административно-правового спора в рамках осуществления правосудия, т. е. административная юстиция — это судебная власть.
3. Правовая защита субъективных публичных прав граждан как одна из главных целей административной юстиции.
4. Органы административной юстиции могут быть в известной мере независимы как от других ветвей власти (иных органов управления), так и от судов общей юрисдикции. Они осуществляют также внешний контроль за исполнительной властью, т. е. судебный контроль за работой органов управления и их должностных лиц. Часто эти органы называются квазисудебными, так как их деятельность отличается от общих судов, рассматривающих дела в рамках традиционного гражданского процесса.
5. Существование специальных субъектов «административ-но-юстиционного» правоотношения (граждане, органы публичного управления, субъекты исполнительной власти, должностные лица). Должностные лица (судьи), рассматривающие споры в области управления, обладают специальными знаниями и квалификацией в конкретных областях функционирования органов исполнительной власти.
6. Административно-правовые споры (т. е. споры граждан и других субъектов права с публичной властью) подведомственны либо общим судам, либо специальным административным судам, отделенным от общих судов, либо так называемым квазисудебным органам.
7. Административные споры рассматриваются по установленным процессуальным законодательством правилам, обеспечивающим участникам правового спора формальное (процессуальное) равенство, т. е. в рамках специально созданных процедур рассмотрения жалоб (или исков). При рассмотрении административного дела должны соблюдаться все принципы административного процесса (гласность, устность, законность, состязательность, непосредственность и т. д.).
8. Юридическим «результатом» административно-юстиционного процесса является признание административным судом (общим судом, квазисудебными органами) незаконности или недействительности (или, наоборот, законности и действительности) принятых органами управления (должностными лицами) административных актов или совершенных ими действий (бездействия).
Выделяются и главные предпосылки формирования административной юстиции. Например, Ю. А. Тихомиров указывает на два юридических основания:
1) судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (конституционное основание);
2) законодателем допускается учреждение специализированных федеральных судов по рассмотрению административных дел (законодательное основание).
Другие авторы приводят ряд доводов более общего плана:
1) высокий удельный вес в России государственного регулирования, участия государства в структурах гражданского общества;
2) близость российской правовой системы к континентальной (западноевропейской) модели;
3) хорошо изученный и традиционно популярный у российских ученых-юристов как до революции 1917 г., так и после нее немецкий и французский опыт организации системы административной юстиции;
4) насущная необходимость предоставления судам права отмены незаконных актов управления;
5) перегруженность российских судов и многочисленные факты произвола исполнительных органов власти, нарушающих права граждан. Одними из главных, на наш взгляд, предпосылок и в то же время будущих результатов создания в России системы административных судов являются: необходимость реформирования государственной власти в стране; укрепление судебной власти и придание ей большей оперативности и эффективности; совершенствование правового механизма обеспечения прав и свобод как физических, так и юридических лиц.
Причины формирования:
1. Закрепление в Конституции Российской Федерации норм-принципов, направленных на обеспечение соответствия судебной системы России стандартам правового государства.
2. Необходимость приведения судебной системы Российской Федерации в соответствии с международными правовыми стандартами.
3. Необходимость совершенствования судебной системы Российской Федерации; выделение судейской специализации по административным делам.
4. Расширение правовых гарантий личности; обеспечение прав и свобод граждан.
5. Необходимость разработки законодательства об управленческом процессе, об административных процедурах.
6. Возрастание сложности и динамизма общественной и государственной жизни, реформирование государственного и муниципального управления.
7. Увеличение числа рассмотренных судами административных споров между гражданами и органами исполнительной власти, должностными лицами.
8. Заинтересованность судей в введении в судебную систему административного судопроизводства.
9. Усиление борьбы с коррупцией в системе государственной и муниципальной службы.
10. Разработка и принятие Административно-процессуального кодекса РФ и Федерального Конституционного закона «Об административных судах».
11. Отсутствие в административном споре отношений имущественного содержания.
12. Развитие административной юстиции в системе арбитражного судопроизводства.