IV. Функции местного самоуправления
Функции местного самоуправления – это обусловленные природой местного самоуправления основные направления муниципальной деятельности. Опираясь на Конституцию РФ и ФЗ №131 можно выделить 6 функций местного самоуправления:
- Обеспечение участия населения муниципального образования в самостоятельном решении вопросов местного значения. Данная функция предполагает:
· Обязательное формирование выборных (представительных) органов муниципального образования.
· Использование в муниципальной деятельности институтов (форм) непосредственной (прямой) демократии (см. вопрос: Система местного самоуправления).
· Обеспечение равного доступа граждан к муниципальной службе (данный принцип в частности закреплён в ФЗ от 2 марта 2007 г. №25 «О муниципальной службе в Российской Федерации»).
2. Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципальных образований – данная функция реализуется органами местного самоуправления, в частности посредством планирования. Так, в соответствии с п. 4 ч. 10 ст. 35 ФЗ №131: «Принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчётов об их исполнении» (например: Стратегический план развития города Екатеринбурга на период до 2015 г.; Программа сноса ветхих жилищ в городе Екатеринбурге). Реализуют данную функцию органы местного самоуправления. Они создают и развивают различные муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения (образования, здравоохранения, культуры, спорта и т.д.). Органы в праве координировать участие не муниципальных предприятий и организаций в комплексном социально-экономическом развитии муниципального образования, используя в этих целях такие инструменты, как: договоры, муниципальный заказ, советы директоров, советы предпринимателей и т.д.).
3. Обеспечение удовлетворения основных потребностей местного населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах (функция обслуживания населения). Органы местного самоуправления обязаны обеспечить основные жизненные потребности населения муниципального образования (коммунальные, транспортные) на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов.
4. Управление муниципальной собственностью и финансовыми средствами местного самоуправления. В исключительном ведении представительного органа местного самоуправления находятся: определение общего порядка управления и распоряжение муниципальным имуществом, а также утверждение местного бюджета и отчёта о его исполнении (ч. 10 ст. 35 ФЗ №131); а местная администрация в свою очередь – уже непосредственно распоряжается (путём совершения сделок) муниципальной собственностью и финансовыми средствами местного самоуправления. С этой целью в структуре местной администрации создаются специальные органы, а именно – комитеты по управлению муниципальным имуществом и финансово бюджетные управления (отделы)).
6. Функция охраны общественного порядка – это одна из основных функций, прямо вытекающая из ч. 1 ст. 132 Конституции РФ. Данная функция на территории муниципального образования обеспечивается органами местного самоуправления, прежде всего, с помощью милиции общественной безопасности (местной милиции). Согласно Закону РФ от 18.04.1991 г. «О милиции», милиция общественной безопасности (МОБ) является составной частью милиции РФ и входит в единую структуру МВД РФ. Таким образом, к настоящему времени не созданы отдельные муниципальные органы милиции вне системы МВД РФ, хотя такое допускается ФЗ №131. В районах, городах МОБ создаётся и функционирует в качестве самостоятельного структурного звена в составе соответствующих отделов (управлений) внутренних дел (например: Ленинское РУВД Екатеринбурга можно рассмотреть в качестве самостоятельного структурного звена, включающего в себя МОБ и криминальную милицию).
Состав МОБ:
1) Дежурные части;
2) Подразделения ГИБДД;
3) Участковые уполномоченные милиции;
4) Подразделения охраны объектов по договорам;
5) Изоляторы временного содержания;
6) Отряды милиции особого назначения (ОМОН);
7) Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
8) Служба дознания (дознаватели);
9) Конвойная служба милиции;
10) И некоторые другие подразделения.
Подразделения МОБ создаются за счёт средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, однако органы местного самоуправления в праве выделять дополнительные финансовые средства на содержание данных подразделений, плюс, на них (органы местного самоуправления) возложена обязанность по материально-техническому обеспечению подразделений МОБ (например: выделение служебных помещений, средств связи, обеспечение жильём их сотрудников и т.д.).
Основные задачи МОБ (ст. 9 Закона РФ «О милиции»):
1) Обеспечение личной безопасности граждан;
2) Охрана общественного правопорядка и общественной безопасности;
3) Выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений (проступков);
4) Раскрытие преступлений по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно.
МОБ находится в двойном подчинении: с одной стороны – вышестоящим УВД (например: Ленинское РУВД Екатеринбурга подчиняется УВД Екатеринбурга, а то в свою очередь – УВД Свердловской области), а с другой стороны – соответствующим органам местного самоуправления (например: начальник МОБ утверждается вышестоящим начальником ОВД, но по согласованию с главой муниципального образования и с утверждением городской думы).
В обеспечении охраны общественного порядка на территории муниципального образования, также принимают участие комиссиидействующие при местной администрации. Таких комиссий 3:
1) Административные комиссии – образуются для рассмотрения дел об административных правонарушениях, которые отнесены к их ведению КоАП РФ (например: это такие дела, как: нарушение паспортного режима, нарушение правил торговли, санитарных норм, экологических норм и т.д.);
2) Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
3) Наблюдательные комиссии – осуществляют контроль за соблюдением законности в МЛС, расположенных на территории муниципального образования, плюс, оказывают социальную поддержку гражданам, отбывшим наказание и нуждающимся в такой помощи.
Для охраны общественного порядка, органы местного самоуправления могут привлекать на добровольных началах граждан, общественные организации, предприятия, используя такие формы, как: народные дружины, добровольные отряды по охране общественного порядка и т.д.).
6. Функция защиты прав и интересов местного самоуправления, гарантированных государством. ФЗ №131 в частности, предоставляет гражданам, органам и должностным лицам местного самоуправления право на судебную защиту от нарушений прав местного самоуправления.