Раздел 2. Субъекты административного права. При подготовке к темам студенты должны обратить внимание на понятие и структуру правового статуса личности в целом
При подготовке к темам студенты должны обратить внимание на понятие и структуру правового статуса личности в целом, административно-правового статуса – в частности. Значительную помощь в этом процессе окажет книга Н.Н. Матузова «Правовая система и личность». При этом, студентам рекомендуется различать такие понятия, как права и законные интересы граждан.
При знакомстве с элементами административно-правового статуса следует четко усвоить понятия административной правоспособности и административной дееспособности, виды прав, свобод и законных интересов граждан, а также административно-правовые средства охраны прав и свобод граждан.
При подготовке к вопросу об общественных объединениях важно ознакомиться с основами административно-правового положения общественных и иных негосударственных объединений, их видами, условиями их функционирования, а также основаниями наступления юридической ответственности.
В процессе подготовки тем раздела студенты, также, должны усвоить содержание государственной службы как вида социальной деятельности и как административно-правового института.
Целесообразно ознакомиться с критериями классификации государственных служащих. Следует помнить, что в учебной литературе могут быть предложены вниманию отличные друг от друга группы видов государственных служащих, что, впрочем, не является признаком принципиально различных подходов к определению категорий служащих. В любом случае, необходимо усвоить такие категории государственных служащих, как должностные лица и представители власти.
При ознакомлении с таким вопросом, как прохождение службы, необходимо обратить внимание на основное содержание этапов прохождения службы.
Особое внимание студентами должно быть уделено сущности и значению законных интересов граждан, их отличию от прав граждан, соотношению данных правовых категорий.
Определенный интерес для студентов представляет сущность юридической обязанности, как меры общественно необходимого поведения, структурный состав этого правового понятия.
Объектом самостоятельного изучения студентами также должны стать вопросы юридического обеспечения, особенностей нормативного регулирования порядка въезда в РФ и выезда из РФ. Требуют дополнительного ознакомления и отдельные аспекты юридического регулирования деятельности различных общественных объединений.
В рамках самостоятельной работы студенты изучают общие вопросы, касающиеся прохождения государственной службы. При ознакомлении с данным вопросом необходимо обратить внимание на основное содержание этапов прохождения службы, а также их элементов.
При подготовке к темам раздела студенты должны обратить внимание на изменения в системе и структуре федеральных органов исполнительной власти. Для этого необходимо внимательно ознакомиться с Федеральным Конституционным законом РФ «О Правительстве Российской Федерации», указом Президента «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти.
При этом необходимо усвоить такие вопросы как: место Президента Российской Федерации в системе государственных органов; система органов исполнительной власти в России; полномочия (распорядительные и нормативные) Президента РФ; основы взаимоотношений Президента РФ с исполнительной властью; отношения Правительства РФ с Правительствами республик в составе Российской Федерации, администрацией автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга; основные вопросы компетенции Правительства РФ.
Подготовка требует изучения нормативных правовых актов, регламентирующих рассматриваемые правоотношения. Общие правила функционирования органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Студентам необходимо ознакомиться с соответствующим федеральным законом, а также изучить основные положения типовых регламентов организации и взаимодействия федеральных органов исполнительной власти.
В целях приобретения практических навыков по вопросам законодательного регулирования деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, студентам может быть предложено ознакомиться и прокомментировать структуру Правительства Нижегородской области.
Студенты самостоятельно изучают следующие нижеуказанные вопросы:
этапы становления исполнительной власти в РФ;
исполнительная власть и муниципальное управление;
федеральные, территориальные органы исполнительной власти.
Следует подчеркнуть, что указанные темы являются предметом других учебных дисциплин, преподаваемых в академии. Так, вопросы, раскрывающие содержание темы «Предприятия и учреждения», изучаются на кафедре гражданского права, а тема «Органы местного самоуправления» подробно рассматривается в рамках дисциплины «Муниципальное право». Однако указанное обстоятельство не является фактором, обусловливающим полное изъятие данных вопросов из учебного курса дисциплины «Административное право».
Прежде всего, студенты должны ознакомиться с, так называемыми, «государственной» и «общественной» теориями местного самоуправления, их сущностью и различиями. В ряду важных аспектов, подлежащих усвоению, находятся такие, как модели и структура местных исполнительных органов, полномочия органов местного управления, их отношение с центральной властью, а также проблемы местного управления. Наиболее полно эти и другие вопросы будут изучаться студентами в рамках учебного курса «Муниципальное право».
Соответствующее внимание следует уделить изучению аспектов, характеризующих административно-правовой статус предприятий и учреждений как субъектов административного права. Необходимо четко усвоить понятия «предприятие» и «учреждение», их сущность, виды и отличительные признаки.
В обязательном порядке нужно ознакомиться с такими видами предприятий как «государственные и муниципальные унитарные предприятия» (ст. 113 Гражданского Кодекса РФ), а также с классификацией предприятий и учреждений на виды по различным основаниям (в зависимости от видов собственности, от организационно-правовых форм как юридических лиц).
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем состоит отличие административной правоспособности от административной дееспособности?
2. С какого момента наступают административные правоспособность и дееспособность?
3. С какого возраста граждане могут быть привлечены к административной ответственности?
4. Перечислить элементы конструкции административно-правового статуса.
5. Классификация прав граждан.
6. Объем административной правосубъектности иностранных граждан и лиц без гражданства.
7. Основания выдворения иностранных граждан из пределов РФ.
8. Виды гарантий прав, свобод и законных интересов граждан.
9. Понятие юридических гарантий.
10. Условия ликвидации и реорганизации предприятий.
11. Понятие общественного объединения.
12. Виды общественных объединений.
13. Права общественных объединений.
14. Основания ликвидации общественного объединения.
15. Принимают ли участие профессиональные союзы в нормотворчестве?
16. Признаются ли религиозные организации юридическими лицами?
17. Кто регистрирует религиозные объединения, а также центры, братства, миссии и др.?
18. Куда подается жалоба на отказ в регистрации религиозного объединения?
19. Назовите основные критерии классификации государственных служащих?
20. Какие категории государственных служащих Вы знаете?
21. Назовите основные отличительные признаки должностных лиц и представителей власти.
22. Дайте определение государственной службы как административно-правового института.
23. Возможен ли арест с содержанием на гауптвахте студентов Нижегородской Академии МВД РФ?
24. Назовите меры дисциплинарной ответственности, применяемые к главам областных администраций.
25. Кто вправе применить меры дисциплинарной ответственности к Главе администрации Нижегородской области?
26. Нормотворческие полномочия Президента РФ.
27. Признаки органа исполнительной власти.
28. Обладает ли Правительство РФ правом законодательной инициативы? Если да, то в чем его сущность?
29. Кем утверждается и изменяется перечень федеральных министерств, служб и агентств Российской Федерации?
30. Вправе ли Правительство РФ отменять акты министерств и ведомств РФ?
31. Основные вопросы компетенции Правительства РФ.
32. Кто вправе отменять акты, принятые краевой и областной администрацией?
33. Порядок урегулирования разногласий между Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектами РФ.
34. Назовите отличительные признаки компетенция федерального министерства, федеральной службы и федерального агентства.
35. Какие ограничения установлены законодательством в отношении высшего должностного лица субъекта Федерации?
36. Кем устанавливается перечень органов исполнительной власти субъектов РФ?
37. Назовите основания досрочного прекращения полномочий высшим должностным лицом субъекта РФ.
38. Имеет ли право высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ предложить органу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством РФ изданный им правовой акт, если этот акт противоречит уставу субъекта Российской Федерации?
39. Могут ли на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ возлагаться отдельные полномочия, находящиеся в ведении Российской Федерации?
40. В каких случаях федеральные органы государственной власти могут осуществлять отдельные полномочия органов государственной власти субъектов РФ?
41. На основании каких документов осуществляется планирование федерального органа исполнительной власти?
42. Какими нормативно-правовыми актами регулируется порядок образования, функционирования и ликвидации предприятий и учреждений?
43. Какие принципы заложены в основу взаимоотношений предприятий и государства?
44. Условия ликвидации и реорганизации предприятий.
45. Дайте краткую характеристику федерального казенного предприятия.
46. Назовите особенности административно-правового статуса негосударственных предприятий.
47. Административно-правовые гарантии самостоятельности предприятий, учреждений.
48. В чем состоит сущность «государственной» и «общественной» теории местного самоуправления?
49. Принципы местного самоуправления.
50. Местное самоуправление и исполнительная власть.
51. Гарантии местного самоуправления.
52. Могут ли полномочия органов местного самоуправления иметь государственный характер?