Понятие правового статуса субъекта административного права.

Тема 2.2. Органы государственного управления.

Понятие и виды субъектов административного права.

Понятие правового статуса субъекта административного права.

Понятие и признаки органов государственного управления.

Организационно-правовые основы системы органов государственного управления.

Принципы построения и принципы деятельности органов государственного управления.

Классификация органов государственного управления.

Формы работы органов государственного управления.

Понятие и виды субъектов административного права.

Субъектами административного права являются все физические и юридические лица. Многие из них, длительное время, являясь субъектами административного права, могут вообще не вступать в конкретные административные правоотношения. Следовательно, реализация административных правоотношений является следствием волеизъявления одной из сторон этих отношений. Поэтому необходимо различать понятия «субъект административного права» и «субъект административного правоотношения».

Субъекты административного права определяются в нормах общим или родовым понятием как физические лица, государственные органы власти, негосударственные организации и др. В качестве субъектов административного права выступают Президент РБ, Правительство РБ, органы законодательной и судебной власти, местного самоуправления.

Под субъектом административного права понимается обладатель прав и обязанностей, установленных административно-правовыми нормами.

Субъекты административного права могут стать субъектами административно-правовых отношений при наличии трех условий:

1) имеется административно-правовая норма, регулирующая права и обязанности сторон;

2) имеются все основания для возникновения, изменения и прекращения правоотношения (юридический факт);

3) административная правоспособность и дееспособность субъектов этих правоотношений (правосубъектность).

Субъект правоотношения всегда определен – это конкретный участник, сторона правоотношения, наделенная обязанностями и правами, способная реально осуществлять эти отношения в рамках и последовательности, определенных законодательством.

Всех субъектов административного права в зависимости от того, чью волю они выражают, в чьих интересах и от чьего имени действуют, а также от того, кто именно вступает в правоотношения, можно разделить на два вида: индивидуальные и коллективные.

Индивидуальные субъекты: граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства. Также к индивидуальным субъектам относятся государственные служащие. Их особенностью является то, что, проявляя себя индивидуально, они фактически являются официальными представителями того или иного органа государственного управления.

Коллективные субъекты:

- государственные (органы исполнительной власти, структурные подразделения органов исполнительной власти, государственные предприятия и учреждения);

- негосударственные (общественные объединения, трудовые коллективы, коммерческие объединения).

Понятие правового статуса субъекта административного права.

Административно-правовой статус – это совокупность прав и обязанностей физического или юридического лица, закрепленных за субъектами нормами административного права.

Необходимым условием участия в административно-правовых отношениях является наличие административной правосубъектности. Традиционно ее рассматривают в качестве взаимосвязи двух элементов: административной правоспособности и административной дееспособности.

Административная правоспособность представляет собой установленную законом возможность субъекта иметь права в сфере, регулируемой административным правом, вступать в различного рода административные правоотношения, приобретать права и нести обязанности. Признаки административной правоспособности:

– управленческая сущность;

– наличие специальных прав и обязанностей субъектов административного права;

– юридическая властность действий и распорядительность решений, принимаемых некоторыми субъектами административного права;

– реализация государственно-принудительных полномочий, мер административного принуждения;

– обеспечение защиты правоотношений, участниками которых являются граждане.

Административная дееспособность – возможность и способность субъекта своими самостоятельными осмысленными действиями приобретать права, создавать и нести обязанности, а также нести ответственность за свои действия (в ряде случаев – и за бездействие). Иными словами, административная дееспособность означает возможность практической реализации административной правоспособности.

Административная деликтоспособность– закрепленная нормами административного права способность субъекта нести административную ответственность.

Наши рекомендации