Возбуждение дел об административных правонарушениях
Члены избирательной комиссии с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями, при обнаружении совершенного административного правонарушения фиксируют его в протоколе.
Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 28.5 Кодекса).
В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения (ч. 2 ст. 28.5 Кодекса).
В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 Кодекса (смотри п. 3 настоящих Разъяснений).
Дело об административном правонарушении может быть возбуждено только при наличии хотя бы одного из указанных ниже поводов и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Поводами к возбуждению дела, согласно ч. 1 ст. 28.1 Кодекса, могут быть:
а) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
б) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
в) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Указанные материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 5 статья 28.1 Кодекса в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии вышеуказанных материалов, сообщений, заявлений должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или составления определения о возбуждении дела об административном правонарушении, если имеется необходимость в проведении административного расследования, а в случае применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 Кодекса (смотри п. 5 настоящих Разъяснений), то с момента составления первого протокола о применении данных мер (п.2. ч. 4 ст. 28.1 Кодекса).
В протоколе об административном правонарушении указываются:
а) дата и место его составления;
б) должность, фамилия и инициалы, лица, составившего протокол;
в) сведения о физическом лице (статус, Ф.И.О., дата и место рождения, место работы, службы или учебы, занимаемая должность (род занятий), адрес места жительства (телефон) либо сведения о юридическом лице (полное наименование юридического лица, юридический адрес, фактическое место нахождения (телефон), Ф.И.О. руководителя (законного представителя) юридического лица), в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
г) фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей, потерпевших
если они имеются;
д) место, время совершения и краткое изложение сути административного правонарушения;
е) статья Кодекса или закона Саратовской области, предусматривающая ответственность за данное правонарушение;
ж) объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело;
з) иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В протоколе так же должна быть сделана запись о разъяснении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу, их прав и обязанностей, предусмотренных статьями 25.1-25.10 Кодекса.
Кроме того, учитывая Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в протоколе рекомендуется делать запись о том, что лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, владеет русским языком, так как отсутствие данных сведений вышеуказанным Постановлением было отнесено к существенным недостаткам протокола.
Протокол об административном правонарушении подписывается составившим его уполномоченным членом избирательной комиссии, а также физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых он составлен (ч. 5 ст. 28.2 Кодекса). В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, в нем делается следующая запись: «От подписания протокола отказался». В данном случае членам комиссии с правом решающего голоса, рекомендуется удостоверить данную запись подписями двух свидетелей.
Лица, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, вправе, согласно части 4 статьи 28.2 Кодекса, представлять объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему, по их просьбе, вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении (ч. 6 ст. 28.2 Кодекса).