Признаки и состав административного правонарушения

Административное правонарушение является основанием административной ответственности. Его определение дано в ст. 2.1 КоАП РФ. Под административным правонарушением понимается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Федерации установлена административная ответственность.

  • Это определение выражает три формально юридических признака административного правонарушения:
    • противоправность - заключается в совершении деяния, нарушающего нормы административного права, охраняемые мерами административной ответственности, нормы других отраслей права (финансового, земельного, таможенного, трудового, экологического и т.д.);
    • виновность - противоправное деяние считается административным правонарушением только в том случае, если имеет место вина лица, т.е. содеянное было совершено умышленно или по неосторожности;
    • наказуемость - административным правонарушением признается только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Административное правонарушение является антиобщественным деянием. Однако не всякое антиобщественное деяние охватывается признаками административного правонарушения. Какое антиобщественное деяние является административным правонарушением определяется соответствующим законодательством. Административное правонарушение характеризуется определенным составом. Он включает совокупность признаков, при наличии которых противоправное деяние признается проступком (деликтом).

  • В состав административного правонарушения включаются:
    • объект правонарушения - права и свободы человека и гражданина, собственность независимо от ее формы, порядок управления, окружающая среда, общественный порядок и т.д;
    • объективная сторона - конкретные действия, выразившиеся в нарушении установленных административно-правовыми нормами правил. Содержание объективной стороны, как правило, включает характер противоправного деяния (повторность, неоднократность, длящееся правонарушение);
    • субъект - физическое лицо (гражданин, достигший 16-летнего возраста, должностное лицо, военнослужащий, иностранный гражданин или лицо без гражданства); юридическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и действующее со своим уставом; иностранное юридическое лицо;
    • субъективная сторона состава административного правонарушения - это отношение субъекта к совершенному им деянию, т.е. вина в форме умысла или неосторожности. Вина юридических лиц связана с выходом юридического лица за пределы отведенной ему правоспособности либо ненадлежащим исполнением обязанностей. Она определяется через оценку данного обстоятельства компетентным органом, налагающим административное взыскание. Вина выражает субъективное отношение к противоправному деянию коллектива юридического лица, определяемое по доминирующей в нем воле, носителем которой является администрация, ее должностные лица. Отсюда вина юридического лица должна пониматься как выражение вины должностных лиц администрации и считаться доказанной только при наличии установленной вины должностного лица.

Признаки административного правонарушения необходимо отличать от его юридического состава. При наличии признаков административного правонарушения могут отсутствовать признаки его состава, что исключает привлечение к административной ответственности.

Наши рекомендации