Даты начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы не указаны
Адрес электронной почты для направления экспертных заключений: [email protected].
На основании ст. 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", ст. 5 Федерального закона от 17 июня 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", мной, Гребинюком М.В., проведена экспертиза проекта Приказа "Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств" (в дальнейшем - проект Инструкции, опубликованного на сайте МВД России, в целях выявления в нем положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции. Экспертиза проекта Инструкции проведена в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных актов и проектов нормативных актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96 (в дальнейшем - Методика). По результатам экспертизы считаю необходимым довести до сведения разработчика указанного проекта следующее экспертное мнение
В опубликованном проекте Инструкции выявлены предусмотренные п. 3 Методики следующие коррупциогенные факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения, а именно: в тексте проекта Инструкции отсутствуют указание на срок, в течение которого сотрудники органов внутренних дел обязаны принять какое-либо процессуальное решение в отношении информации, документов и материалов, обнаруженных (изъятых) в ходе проведения гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (по тексту проекта Инструкции данное оперативно-розыскное мероприятие именуется "оперативным осмотром").
Большинство гласных оперативно-розыскных мероприятий, проводимых в рамках Закона "Об оперативно-розыскной деятельности" (ОРД), воспринимаются объектами ОРД как вмешательство в их текущую деятельность, в большинстве случаев означающие значительные неудобства; с эмоциональной точки зрения практически всегда для проверяемых это является дестабилизирующим и конфликтным фактором.
При проведении гласного оперативного осмотра сотрудники оперативных подразделений изымают не только документы и их копии, но и технические средства хранения и обработки информации (жесткие диски и пр.). Изъятие в ходе проведения оперативного осмотра жесткого диска компьютера - это не только указанное в п. 13 проекта Инструкции "изъятие документов, находящихся на электронных носителях", но и зачастую изъятие средства производства, используемого в процессе обработки и хранения информации, рассылки электронной почты, документооборота и пр. Таким образом, для проверяемых лиц или организаций такое оперативно-розыскное мероприятие, особенно при некорректном поведении проверяющих, способно причинить значительный и реальный ущерб.
В связи с этим представляется, что оперативный осмотр, по факту означающий вмешательство в текущую деятельность объекта ОРД, должен быть строго регламентирован с точки зрения установления дополнительных гарантий от произвола в отношении проверяемых объектов.
Действующая в настоящее время Инструкция "О порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд", утвержденная Приказом МВД РФ от 17 апреля 2007 г. N 368, конкретно определяет, какие именно документы должны быть приняты по результатам проведения оперативно-розыскных мероприятий (рапорт об обнаружении признаков преступления или сообщение о результатах оперативно-розыскной деятельности). Однако в соответствии с данной Инструкцией, а также исходя из содержания рассматриваемого проекта Инструкции, после проведения гласного оперативного мероприятия - оперативного осмотра может пройти сколь угодно долгий срок, в течение которого органы внутренних дел могут определяться с тем, какой же вывод о наличии (отсутствии) признаков преступления можно сделать на основании проведенного осмотра. Для проверяемого объекта ОРД все это время существует положение неопределенности, неясности перспектив и правового статуса, отсутствует возможность отчетливо планировать свою деятельность. Другими словами, налицо установленное в п. 3 Методики "отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка".
По мнению эксперта, такое положение является потенциальным коррупциогенным фактором, то есть ситуацией, при которой создается "необоснованно широкий предел усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил" для сотрудников оперативных подразделений, и, следовательно, формируется среда для коррупционных проявлений.
В данном аспекте представляется важным ввести ограничения по сроку, в течение которого оперативные подразделения органов внутренних дел обязаны принять процессуальное решение, тем или иным образом конкретизирующее статус и правовую перспективу для проверяемого объекта. В данном контексте несоблюдение срока на обработку добытых в результате ОРД данных и на принятие процессуального решения должно рассматриваться проектом Инструкции как окончание оперативно-розыскных действий в рамках проверки конкретного юридического факта, послужившего причиной начала ОРД по данному объекту.