Тема 10. Методы государственного управления
Цель семинарского (практического) занятия – дать понятие и раскрыть сущность методов государственного управления.
1.Понятие и сущность методов государственного управления, их классификация. Регистрация, лицензирование, сертификация, квотирование, надзор и др. правовые методы государственного управления.
2.Убеждение как метод государственного управления. Понятие и основные признаки убеждения. Государственные награды Российской Федерации как высшая форма поощрения граждан.
3.Понятие и особенности административного принуждения. Его отличие от других видов государственного принуждения. Цели и основания применения мер административного принуждения.
4.Виды мер административного принуждения, их правовая характеристика, цели и основания применения.
5.Гарантии законности применения мер административного принуждения.
Основная литература [1, 2, 3]
Дополнительная литература:
Нормативные правовые акты [1, 5, 7, 27, 37, 40, 41, 42, 49, 50, 51, 65, 66,67, 89]
Специальная литература[8, 9, 29, 61, 68, 81, 95, 103, 106, 140, 146, 168, 183, 193]
Контрольные вопросы:
1. Как соотносятся понятия «принуждение», «правовое принуждение», «административное принуждение», «принуждение по административному праву», «административно-правовое принуждение»?
2. Дайте общую характеристику нормативной основы административно-правового принуждения.
3. Назовите критерии классификации мер административно-правового принуждения.
4. Считаете ли Вы, что меры административно-предупредительного характера относятся к мерам административного принуждения? Аргументируйте свой ответ.
5. Перечислите сферы общественной жизни, в которых применяются меры административного принуждения.
6. Какими юридическими свойствами должен обладать субъект публичной власти, реализующий меры административного принуждения?
7. Какие меры административного принуждения применяются к коллективным субъектам административного права? Согласны ли Вы, что от их применения могут пострадать и невиновные физические лица? Справедливо ли это?
Задания:
1.Изучите предлагаемую к данной теме литературу.
2.Сгруппируйте меры административного принуждения, применяемые в отношении юридических лиц.
3. Заполните карту сравнительного анализа:
Признаки | Виды принуждения | ||
Дисциплинарное | Административное | Уголовное | |
Нормативная основа | |||
Виды мер принуждения | |||
Субъекты, применяющие принуждение | |||
Субъекты, к которым применяется принуждение | |||
Фактическое основание | |||
Процессуальное оформление |
4. Впишите следующие меры пресечения в соответствующие столбики предложенной таблицы:
изъятие вещей и документов; использование слезоточивого газа; применение бронетранспортеров с установленными на них водометами; личный досмотр; арест имущества; административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы; применение наручников; привод; медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения; принудительное лечение; снос зданий и сооружений; применение огнестрельного оружия; запрещение эксплуатации транспортного средства; административное задержание; превентивное задержание; приостановление строительных работ.
Меры административного принуждения | ||
Специальные | Общие | Процессуальные |
5. Отвечая на семинаре, студент Ивлев отнес к мерам административного пресечения: изъятие вещей и документов, являющихся орудием или предметом правонарушения; конфискацию предмета, явившегося орудием совершения или предметом правонарушения; применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия; административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства; административный надзор за лицами, прибывшими из мест лишения свободы; отчисление из учебного учреждения; запрещение движения на участке улицы, пользование которым угрожает безопасности дорожного движения; административное задержание; административный арест.
Какие ошибки допущены в ответе? Дайте анализ названных мер.