И систематизация законодательства
В соответствии со ст. 9 Закона "О прокуратуре РФ" прокурор при обнаружении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов.
Распространенность прокурорского надзора почти на все сферы отношений, урегулированных законодательством, позволяют прокуратуре быть хорошо осведомленной о характере и качестве правового регулирования в этих сферах. Поэтому очень важно использование информации, имеющейся в прокуратуре, о недостатках и потребностях правового регулирования. Для совершенствования законодательства важно было бы, чтобы прокуратура могла участвовать в законотворчестве в качестве субъекта законодательной инициативы. Между тем, по Конституции РФ право законодательной инициативы Генерального прокурора упразднено. Отсутствие права законодательной инициативы лишает прокурора возможности требовать от законодателя, то есть Федерального Собрания, обязательного рассмотрения внесенного законопроекта и принятия по нему соответствующего решения, что, несомненно, снижает эффективность вносимых предложений. Ст. 9 Закона «О прокуратуре РФ» в определенной мере компенсирует отсутствие такого права, устанавливая формы участия его в правотворческои деятельности.
Генеральный прокурор обращается к субъектам законодательной инициативы с предложениями по поводу изменений законодательства. Но это влечет лишь изучение предложений в качестве не обязательных для рассмотрения. Субъекты законодательной инициативы, имея свой план деятельности, могут отклонить эти предложения как не актуальные с их точки зрения..
Тем не менее Генеральный прокурор в своем Приказе «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» № 30 от 22 мая 1996 года потребовал от подчиненных прокуроров информировать Генеральную прокуратуру в связи с возникающими законодательными проблемами, имеющими общегосударственное значение, и требующими разрешения на федеральном уровне. Он предложил прокурорам вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, субъектов Российской Федерации, предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных актов, а в случае несовершенства федерального законодательства и выявления несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и Федеральным законам, представлять материалы Генеральному прокурору.
В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. Генеральный прокурор может обращаться с запросом в Конституционный Суд при обнаружении законов и других нормативных актов субъектов Федерации не соответствующих Конституции Российской Федерации 63. Такое право может создать дополнительные возможности для отмены не соответствующих Конституции РФ нормативных правовых актов и совершенствования таким образом Российского законодательства. Согласно Конституциям (Уставам) ряда субъектов Российской Федерации прокурорам этих субъектов предоставлено право законодательной инициативы в соответствующем законодательном (представительном) органе власти (см. об этом, например, уставы Новгородской, Иркутской, Свердловской областей, Алтайского края и др.), которые этим правом успешно пользуются.
В некоторых учебниках Прокурорского надзора авторы рассматривают как участие в правотворческой деятельности надзор прокурора за законностью издаваемых правовых актов. Думается, что это неверно. В Законе «О прокуратуре РФ» надзор за законностью издаваемых правовых актов (в том числе нормативных) является отдельным направлением надзорной деятельности прокурора, в котором прокурор наделен необходимыми полномочиями, позволяющими ему требовать устранения нарушений закона от соответствующих субъектов. Участие же в правотворческой деятельности является ненадзорным направлением деятельности прокурора. На этом направлении прокурор имеет лишь право рекомендовать принятие или отклонение тех или иных нормативных актов. Следовательно, природа деятельности здесь иная, чем при осуществлении надзора.
Координацию и согласование усилий органов прокуратуры по осуществлению участия в правотворческой деятельности осуществляют управление правового обеспечения Генеральной прокуратуры и соответствующие структуры прокуратур субъектов Федерации.
Специфической формой участия Генерального прокурора в правотворческой деятельности является совместное издание с иными государственными органами и согласование нормативных актов в случаях, определенных Федеральным законом. Такие согласования производятся с МВД, ФСБ, транспортными Федеральными службами и другими ведомствами. В целях предотвращения принятия представительными (законодательными) органами субъектов РФ законов и иных нормативных актов, противоречащих Конституции РФ и федеральному законодательству. Генеральный прокурор предложил прокурорам субъектов Федерации обеспечить взаимодействие органов прокуратуры с представительными органами, непосредственное участие прокуратуры в правотворческом процессе (разработка законопроектов, имеющих принципиальное значение, в составе рабочих групп, подготовка заключений на законопроекты, выступления на заседаниях органов власти по внесенным на рассмотрение этих органов проектов нормативных актов).
Важное (значение имеет участие прокуратуры в правовом воспитании населения. Принятие нового законодательства требует, чтобы широкие слои населения знали о его содержании, так как это является одним из важных условий выполнения требований закона. Прокуроры должны использовать для участия в правовом воспитании возможности средств массовой информации, выступления перед населением с докладами, лекциями и беседами. Такие выступления должны осуществляться, как в коллективах, так и в печати, по радио и телевидению, электронных средствах массовой информации.
Органы прокуратуры могут успешно осуществлять надзор лишь при условии знания действующего законодательства. В соответствии с указаниями Генерального прокурора во всех органах прокуратуры установлена единая система учета и регистрации законодательных, правительственных и других нормативных актов. В прокуратурах субъектов Российской Федерации, городских и районных прокуратурах ведутся картотеки законодательства, обеспечивающие правовую информацию и консультативно-справочную помощь. Генеральная прокуратура в
централизованном порядке направляет подчиненным прокуратурам картотеки федерального законодательства. Органы прокуратуры обеспечиваются официальными изданиями, тематическими сборниками, справочниками действующего законодательства, юридическими журналами, необходимой правовой литературой. В каждой прокуратуре сотрудники отделов систематизации и пропаганды следят за тем, чтобы в картотеки действующего законодательства своевременно и правильно вносились необходимые изменения и дополнения. Ныне, в прокуратурах субъектов Российской Федерации и во многих прокуратурах городов и районов, имеющих компьютеры, на основе информационных систем типа Консультант Плюс, Гарант и т.п. создаются банки данных о законодательстве и других нормативных актах. Некоторые прокуратуры имеют возможности выхода в сеть Интернет и т.д., что позволяет обеспечивать им себя нормативной базой для эффективной надзорной деятельности. Большое значение может иметь в связи с этим локальная или системная компьютерная связь с головными электронно-вычислительными системами как источниками распространения информации.
Контрольные вопросы:
1. Что такое законодательная инициатива?
2. Предпосылки участия прокурора в правотворческой деятельности,
3. Как организуется участие прокурора в правотворческой деятельности законодательных и исполнительных органов власти?
4. Формы участия прокурора в правовом воспитании населения.
5. Значение систематизации законодательства в прокуратуре. Его формы.
6. Роль ПК.
Литература к главе 2
1. Закон «О прокуратуре РФ». Раздел 1, ст. ст. 1, 4, 5, 6, 7, 9; раздел 2.
2. Положение о классных чинах прокурорских работников Российской Федерации. Указ Президента от 30 июня 1997 г // Собрание законодательства. 1997, №27. Ст. 3185.
3. Приказ Генерального Прокурора РФ № 74 от 30 октября 1998 г. «Об утверждении Положения об аттестации работников
органов и учреждений прокуратуры РФ». Положение об аттестации.
4. Комментарий к Закону «О прокуратуре РФ». Раздел I. Ст. ст. 1.4, 5, 6, 7, 9;разд.2.
5. Вессарабов В. Итоги работы второй Государственной Думы и прокуратура / Законность.2000, № 3. С. 8-12.
6. Герасимов С. Компьютеры в прокуратуре // Законность. 1996.№9.С.31.
7. Друкаров ИЛ. Соотношение предметов конституционного контроля и прокурорского надзора // В сб.: Современное Российское право: федеральное и региональное измерение. Барнаул. 1998. С.136-139.
8. Зеленый В. Систематизация законодательства в прокуратуре//Законность. 1998. №7. С. 18-21.
9. Козлов А.Ф. Компетенция прокуратуры и организация ее работы. Учебное пособие. Свердловск. 1983.
10. Ленин В.И. О двойном подчинении и законности. Поли. собр. соч.,т.45. С. 197-201.
11. Максимов В. Принципы планирования в органах прокуратуры // Законность. 2004. № 6. С. 12.
11. Мыцыков А. Самостоятельность прокуроров субъектов Федерации, подлинная и мнимая // Законность. 1999. №7. С. 5-9.
12. Ответственность за воспрспятствованис служебной деятельности прокурора //Законность. 1994.№11.С. 19-21.
13.Рохлин В. Правовой статус прокуроров отделов и управлений //Законность. 1998. №8. С. 5-7.
14.Сильное М. О компетенции помощника городского (районного) прокурора по надзору за следствием //Законность. 1999. №7. С. 9-12.
!5.Скворцов К.Ф. Проблемы эффективности прокурорского надзора. М..1977.
16.Скуратов Ю. Роль прокуратуры в укреплении законности и правопорядка // Законность. 1996. №12. С. 2.
17.Смирнов А., Винокуров Ю. Участие прокурора в право-творческой деятельности // Законность. 1996. № 8. С. 35-38.
18,В.Туйков. Проблемы совершенствования прокурорского надзора //Законность. 1998. №5. С, 2-6.
19.Чурилов А, Титов П. Аналитическая работа в органах прокуратуры//Законность. 1993.№4.С. 16-23.
20.Шалумов М. Планирование работы районной прокуратуры // Законность. 1996. №9. С. 25-.
21.Ястребов В.1). Прокурорский надзор. Учебник. М.2001. С.76-162; С.348-390.
У4
I