Основные направления повышения эффективности Т других отраслей и участков деятельности прокуратуры 1
Многие рекомендации, изложенные выше в части повышения эффек-
тивности надзора за исполнением законов, вполне применимы и к другим
отраслям, участкам деятельности прокуратуры. Иными словами, их реа-
лизация может способствовать повышению эффективности всей деятель-
ности российской прокуратуры.
Анализ работы органов прокуратуры, проводимый прокурорами раз-
личных уровней и научными работниками, свидетельствует: во всех без
исключения отраслях и на всех участках деятельности прокуратуры
имеются значительные неиспользованные резервы. Прокурорами и сле-
дователями допускаются упущения и недостатки в работе. Максимально
возможное использование этих резервов, устранение упущений и недо-
статков в работе уже само по себе будет способствовать повышению
эффективности всей законоохранной деятельности прокуратуры. Мож-
но предположить, что при этом улучшились бы многие показатели ра-
боты, касается ли это качества предварительного следствия, отраслей
прокурорского надзора, участия прокуроров в судах или иной деятель-
ности прокуратуры.
Имеется много других возможностей (направлений) совершенствова-
ния деятельности прокуратуры, повышения эффективности ее работы. В
наибольшей мере этому могли бы способствовать:
»3> совершенствование подготовки кадров для органов прокуратуры в
высших учебных заведениях — в учебных программах изучаемых
дисциплин более предметно должна отражаться специфика работы
прокурорско-следственных кадров;
<* улучшение работы по подбору и расстановке кадров в органах проку-
ратуры: назначение и перемещение кадров следовало бы производить
с учетом их профессиональных качеств, не забывая, конечно, о здоро-
вье и семейном положении;
совершенствование системы повышения квалификации прокурор-
ско-следственных кадров как по месту их работы, так и в региональ-
ных учебных центрах, в институтах повышения квалификации про-
куратуры;
улучшение обеспечения органов прокуратуры нормативными актами,
принимаемыми на федеральном и региональном уровнях, а также ме-
тодической и иной специальной литературой;
финансирование органов прокуратуры в объемах, позволяющих нор-
мально функционировать, создавая приемлемые жилищно-бытовые и
служебные условия для сотрудников, оснащая прокуратуры компью-
терной, криминалистической, иной техникой;
совершенствование научного обеспечения деятельности прокуратуры,
особенно в части уточнения ее функций, задач, определения приори-
тетных направлений деятельности, обоснования перспектив развития
на ближайший период времени и на отдаленную перспективу, воору-
жение прокуроров и следователей новыми, более рациональными ме-
тодами и формами работы;
совершенствование взаимодействия с органами представительной и
исполнительной власти, правоохранительными органами, органами
контроля, иными органами, с общественностью по вопросам укрепле-
ния законности и правопорядка;
совершенствование аналитической работы в органах прокуратуры как
одного из средств построения работы на научной основе, т.е. с учетом
состояния законности, возможностей прокуратуры и других органов
по ее укреплению: речь должна идти о совершенствовании как анали-
за состояния законности и правопорядка в регионах, так и анализа ра-
боты собственно прокуратуры;
реальное внедрение в жизнь принципов независимости прокуроров от
других государственных, иных органов при исполнении возложенных
на них обязанностей, равно и неотвратимости ответственности за со
вершенные правонарушения.
Контрольные вопросы
1. Что понимается под эффективностью прокурорского надзора за ис-
полнением законов? Сформулируйте соответствующее определение.
2. Что понимается под качеством прокурорского надзора за исполне-
нием законов?
3. Как может быть определена эффективность прокурорского надзфа
за исполнением законов, всей иной деятельности прокуратуры?