Источники трудового права, их классификация
Источники ТП - это нормативно-правовые акты и отдельные нормы, которые призваны регулировать отношения, входящие в предмет ТП.
Об источниках ТП необходимо говорить в двух аспектах:
1. формальное проявление источников ТП - под источниками трудового права следует понимать весь массив нормативно-правовых актов и норм, направленных на регулирование отношений, составляющих предмет ТП.
2. материальный аспект источников ТП - предполагает рассмотрение процесса их реализации в отношения, входящие в предмет ТП.
Источники ТП имеют особенности:
1.издаются на различных уровнях прав. регулирования труда: федеральном, региональном, местном и локальном.
2.могут быть приняты не только гос. органами, но и по их поручению органами МСУ, субъектами ТП.
3.отражают как общие, так и спец. формы регулирования труда.
4могут применяться не только исходя из приданной им юрид. силы, но и по принципу отражения в них интересов работников.
Классификацию источников трудового права можно проводить
I.по юридической силе: 1.Конституция РФ. 2.Международно-правовые акты о труде. 3.ФКЗ, ФЗ, подзакон. акты нормат. характера фед. уровня. 4.Постановления Конст. Суда РФ и Верховного Суда РФ. 5.Законы и подзаконные акты субъектов РФ. 6.НПА органов МСУ. 7.Соглашения и коллективные договоры. 8. Локальные акты организации, рассчитанные на неоднократное применение к неопределенному кругу лиц.
II.по форме:
законы, указы, постановления и распоряжения Правительства РФ, разъяснения, правила, положения, решения, приказы, соглашения, коллективные договоры, рекомендации.
Данная классификация имеет непосредственное отношение к формальному выражению источников ТП.
III.по степени обобщенности:
1.кодифицированные - ТК РФ, с его принятием начинается кодификация ТП
2 некодифицированные – все остальные.
IV. По субъектам, к которым применяются источники ТП:
1.общие - призваны регулировать отношения всех работников
2.специальные – рассчитаны на применение к отдельным категориям работников, например, к женщинам, молодежи, инвалидам.
V.По предмету правового регулирования:
регулирующие отношения по занятости и трудоустройству, трудовой распорядок и дисциплину труда и т.д.
VI.По территории применения:
общефедеральные, межотраслевые и отраслевые, республиканские, областные, краевые, местные и локальные.
Основным источником трудового права, как и всех других отраслей российского права, является Конституция РФ, которая закладывает основы организации и регулирования труда.
Статья 7 Конституции РФ провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Основном законе закреплено равенство всех граждан. «Мужчина и женщина, — говорится в Конституции, — имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации».
Свобода труда, запрещение принудительного труда, право на здоровые и безопасные условия работы, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, право на отдых — вот важнейшие конституционные положения, которые должны реализовываться на территории России в рамках коллективной организации труда и индивидуальных трудовых отношений.
Главным специальным источником трудового права является Трудовой кодекс РФ, введенный в действие с 1 февраля 2002 г. В нем сохранены проверенные временем основополагающие идей, заложенные в ранее действовавшем законодательстве. В то же время Кодекс изобилует законодательными новациями, многие из которых необходимы для развития предпринимательской деятельности в России.
За прошедшие 5 лет его действия в Кодекс вносились некоторые изменения, а также сложилась практика его применения.
Множеству изменений и дополнений Кодекс подвергся в соответствии с Законом РФ № 90 от 30 июня 2006 г. «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых актов (положений законодательных актов) Российской Федерации». Указанный Закон введен в действие со 2 октября 2006 г., а некоторые измененные статьи ТК - с 6 октября 2006 г.Закон от 30 июня 2006 г.:
♦ внес изменения в 348 статей Трудового кодекса (из 424), в том числе 56 статей даны в новой редакции. Введено 13 новых статей, тем самым объем Кодекса увеличился;
♦ согласно Закону признаны не действующими на территории России некоторые нормативно-правовые акты СССР (по перечню);
♦ признан утратившим силу ряд нормативных актов Российской Федерации (по перечню).
Источниками трудового права являются и другие законодательные акты, содержащие нормы трудового права: законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты, а также акты субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Закон от 30 июня 2006 г. упорядочил нормативно-правовую базу регулирования трудовых и связанных с ними отношений. В ст. 5 ТК, которая дана в новой редакции, среди законодательных и иных актов, содержащих нормы трудового права, приоритет отдается Трудовому кодексу. Предусмотрено, что нормы трудового права,. содержащиеся в федеральных законах, должны соответствовать Кодексу. В случае Противоречий между ТК и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс. Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит Кодексу, этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в Трудовой кодекс.
Трудовому кодексу не должны противоречить подзаконные акты РФ, законы и подзаконные акты субъектов РФ, акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права (ст. 5 ТК).
Определенное место в регулировании трудовых отношений занимают акты Международной организации труда, ратифицированные Российской Федерацией. К ним относятся: Конвенция об упразднении принудительного труда; Конвенция об инспекции труда в промышленности и торговле; Конвенция о регулировании вопросов труда: роль, функции и организация; Конвенция о безопасности и гигиене труда в производственной среде и др.
Трудовые отношения регулируются не только законодательными актами, исходящими от органов законодательной и исполнительной власти, но и иными нормативными актами. Таковыми являются коллективные договоры, соглашения в области социально-трудовых отношений, локальные акты, издаваемые работодателями (в том числе индивидуальными предпринимателями) в рамках их компетенции, определенной законом, и имеющие юридическую силу в масштабе организации.