Процессуальный порядок рассмотрения сообщения о преступлении

На основании ст. 144 УПК РФ дознаватель, орган дозна­ния, следователь обязаны принять, проверить сообщение о лю­бом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах установ­ленной компетенции принять по нему решение. Порядок приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях регламентирован приказом МВД России № 985 от 1 декабря 2005 года.

Обязанность принимать сообщение о преступлении. Обязанность дознавателя, органа дознания, следователя принимать сооб­щение о любом совершенном или готовящемся преступлении вытекает из требований ст. 21 УПК об обязанности осуществления уголовного пресле­дования, в соответствии с ч. 2 которой в каждом случае обнаружения при­знаков преступления следователь, орган дознания и дознаватель принимают предусмотренные УПК меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступ­ления.

Под сообщениями о преступлении в соответствии с п. 43 ст. 5 име­ются в виду все предусмотренные в УПК в качестве поводов для возбуж­дения уголовного дела источники информации: заявление о преступлении, явка с повинной, рапорт об обнаружении преступления.

Обязанность дознавателя, органа дознания, следователя принимать сообщение о любом совершенном или готовящемся преступле­нии распространяется на все виды преступлений, независимо от их харак­тера и тяжести, а также отнесения их к уголовным делам публичного, ча­стно-публичного или частного обвинения. Дознаватель, орган дознания, следователь не вправе отказать в приеме сообщения о преступ­лении, даже если речь идет о преступлении, не относящемся к их подслед­ственности. В подобных случаях они обязаны поступить в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 145 - принять поступившее сообщение в установленном поряд­ке и передать его по подследственности. Этот порядок распространяется и на сообщения по делам частного обвинения: орган дознания, дознаватель, следователь, обязаны их принять и рассмотреть и по результатам рассмотрения передать в суд.

Обжалование отказа в приеме сообщения о преступлении. Закон не предусматривает вариантов в вопросе о приеме сообщения о преступле­нии и не допускает споров об этом. Отказ принять сообщение о преступле­нии - это нелегитимный вариант поведения, означающий уклонение от вы­полнения возложенных законом обязанностей. В такой ситуации должен ставиться вопрос о соответствии должностного лица занимаемой должно­сти. В качестве дополнительной гарантии права граждан на судебную за­щиту предусмотрена возможность обжалования отказа в приеме сообще­ния о преступлении прокурору, руководителю следственного органа или в суд. Порядок рассмотрения такой жа­лобы установлен в ст. 124 и 125 УПК.

С целью обеспе­чения реального доступа граждан к правосудию существует система приема со­общении о преступлениях. В частности, в органах внутренних дел информация о преступлениях вне зависимости от места и времени их соверше­ния, а также полноты сообщаемых сведений и формы предоставления, принимается в любом органе внутренних дел круглосуточно.

Заявления о преступлениях, поступившие в канцелярию (секретари­ат) органа внутренних дел по почте, телеграфу, нарочным и т.д., регистри­руются по общим правилам регистрации входящей корреспонденции, докладываются начальнику органа внутренних дел или лицу, его заметающе­му, который в зависимости от содержащейся информации даёт письменное указание о регистрации заявления в дежурной части и принимает решение о порядке его проверки. Передача такой информации для проверки и ис­полнения без регистрации в дежурной части категорически запрещается.

Запрещается учитывать в делопроизводстве канцелярии письменные заявления или сообщения о преступлениях, которые представлены в орган внутренних дел непосредственно заявителем (гражданином или должност­ным лицом).

При обращении граждан в дежурную часть, приемную органа внут­ренних дел, к участковому уполномоченному милиции, следователю, дознавателю или другому сотруднику милиции с устным заявлением о преступлении оформляется протокол заявления в соответствии с требованиями УПК РФ.

Участковый уполномоченный милиции при обнаружении на обслуживае­мом участке признаков преступления принимает меры, предусмотренные законодательством и ведомственными нормативными документами, после чего (по телефону или с помощью другого вида связи) докладывает о слу­чившемся дежурному по органу внутренних дел.

Дежурный строевого подразделения дорожно-патрульной службы любой другой работник ДПС и строевых подразделений дорожно-патрульной службы ГИБДД, немедленно сообщает о дорожно-транспортных про­исшествиях дежурному по органу внутренних дел и информирует его о принятом решении.

Вне служебных помещений органов внутренних дел прием инфор­мации о преступлениях наряду с участковыми уполномоченными милиции обя­заны осуществлять все лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, находящиеся при исполнении служебных обязанностей. Они не вправе отказываться от ее приема под предлогом, что обслуживают другую территорию или сообщаемые сведения недостаточны для решения вопроса о наличии признаков преступления или по каким-либо другим причинам. При получении такой информации им следует передать ее в де­журные части по принадлежности и действовать в дальнейшем по ука­занию дежурного.

Дежурные подразделений вневедомственной охраны, пожарных час­тей, дорожно-патрульной службы ГИБДД передают в дежурные части со­ответствующих горрайлинорганов сведения:

1) по линии охраны - о случаях срабатывания приборов охранной сиг­нализации при проникновении на охраняемы объект посторонних лиц;

2) по линии государственной противопожарной службы - о пожарах и загораниях, повлекших или могущих повлечь гибель граждан либо причинение вреда их здоровью, а также существенный ущерб собственности;

3) по линии ГИБДД - о дорожно-транспортных происшествиях, повлекших гибель граждан, при­чинение им тяжкого вреда здоровью; угоне автомототранспортных средств.

В со­ответствии с ч. 4 ст. 144 УПК заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия. При получении заявления о преступ­лении непосредственно от заявителя и оформлении протокола устного об­ращения дежурный по органу внутренних дел, подразделению ГИБДД или другой работник органов внутренних дел, в чьи должностные обязанности входит прием заявлений и сообщений, обязан немедленно выдать заявите­лю талон-уведомление. По талонам-уведомлениям осуществляется контроль за полнотой регистрации заявлений и сообщений о преступлени­ях, принятых от заявителя при его личном обращении в дежурную часть органа внутренних дел, к участковому уполномоченному милиции, дежурному подразделения ГИБДД или к другому сотруднику, в чьи должностные обя­занности входит прием информации о преступлениях и происшествиях.

Документ о принятии сообщения о преступлении состоит из двух частей - отрывного листка и ко­решка, имеющих одинаковый регистрационный номер. Отрывной листок, содержащий сведения о дате и времени приема заявления, получившем его должностном лице и заявителе, вручается заявителю. Корешок талона, в котором фиксируются сведения о заявителе, краткое содержание и дата приема заявления, а также номер и дата регистрации его в Книге учета за­явлений и сообщений о преступлениях, остается у работника. Заявитель расписывается на корешке талона-уведомления и проставляет время и да­ту.

Указанные документы являются документами строгой отчетности. Они брошюруются в книжки, которые хранятся в канцелярии органов внутренних дел и выдаются работникам, в чьи должностные обязанности входит прием информации о преступлениях и иных происшествиях. Ис­пользованные книжки талонов-уведомлений сдаются в канцелярию органа внутренних дел.

Корешки талонов-уведомлений используются при сверках полноты регистрации информации о преступлениях и иных происшествиях, провер­ках работы должностных лиц, в чьи обязанности входит прием этой ин­формации, при рассмотрении жалоб на них.

Регистрация сообщения о преступлении производится в дежурных частях органов внутренних дел незамедлительно. Согласно действующему порядку, регламентированному ведомственными нормативными актами, информация, поступив­шая из любых источников, кроме анонимных заявлений, подлежит регист­рации в книге учета сообщений о преступлениях (КУСП).

При регистрации в дежурной части органов внутренних дел сообщений, полученных сотрудниками вне служебных помещений органов внутренних дел, в КУСП обязательно указываются дата и время получения сообщения сотрудником.

Если происшествие не относится к компетенции органов внутренних дел или происшествие произошло на территории обслуживания другого органа внутренних дел, то все имеющиеся материалы после регистрации КУСП в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации передаются по подследственности, в суд (по делам частного обвинения). Одновременно принимаются необходимые меры по предотвращению или пресечению правонарушения, а равно по сохранению его следов.

Заявитель письменно информируется о передаче его сообщения по подследственности или в суд в течении суток с момента принятия решения.

При регистрации информации о преступлениях, поступившей в письменном виде, на документе проставляется штамп регистрации органа внутренних дел, включающий: дату регистрации, порядковый номер реги­страционной записи и фамилию дежурного, принявшего информацию. За­писи подписывает дежурный по органу внутренних дел.

В УПК предусмотрена про­верка поступившего сообщения о преступлении (ч. 1 и 2 ст. 144). Под про­веркой сообщения о преступлении понимается его сопоставление с други­ми данными, имеющимися в распоряжении органов уголовного преследо­вания, установление его источника, получение иных данных, подтвер­ждающих или опровергающих проверяемое сообщение.

Часть первая статьи 144 УПК РФ закрепляет обязанность проверки. При проверке сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов. В указанных случаях, прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить срок проверки до 30 суток (ч. 3 ст. 144 УПК РФ). Главный редактор средств массовой информации обязан предоставить необходимую информацию, подтверждающую сообщение о преступлении.

В целях проверки поступивших сообщений о преступлении и реше­ния вопроса о наличии либо отсутствии оснований для возбуждения уго­ловного дела орган дознания, следователь могут использовать имеющиеся в их распоряжении средства административной, оперативной проверки, применение которых не обусловлено наличием производства по уголовному делу.

Так, в соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. «О милиции» милиция вправе: проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совер­шении преступления или административного правонарушения; а при на­личии достаточных данных о том, что они имеют при себе оружие, бое­припасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические сред­ства или психотропные вещества, производить в порядке, установленном федеральным законом, личный досмотр лиц, досмотр их вещей, ручной клади и багажа, изымать указанные предметы, средства и вещества при от­сутствии данных о наличии законных оснований для их ношения и хране­ния; получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них; осуществлять предусмотрен­ные законодательством учеты физических и юридических лиц, предметов и фактов и использовать данные этих учетов; использовать для документи­рования своей деятельности информационные системы, видео и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру, а также другие технические и специаль­ные средства, не причиняющие вреда жизни, здоровью человека и окружающей среде; входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями, организациями, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении пре­ступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там со­вершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках; проводить в установленном законом порядке освидетельствование лиц, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств либо направлять или дос­тавлять данных лиц в медицинское учреждение, если результат освиде­тельствования необходим для подтверждения или опровержения факта правонарушения или объективного рассмотрения дела о правонарушении и т.д.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» в число средств опера­тивной проверки входят: опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предме­тов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с техниче­ских каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент.

Изучение практики показывает, что, как правило, границы предварительной проверки необоснованно расширяются. Кроме объективных признаков преступления на данном этапе пытаются установить лицо, совершившее деяние, форму вины, точный размер ущерба и другие обстоятельства. Объясняется это рядом причин. Одной из них, на наш взгляд, является стремление следователей убедиться, что в случае возбуждения уголовного дела оно будет иметь “судебную перспективу”, а оперуполномоченных – будет ли данное преступление раскрыто, т.е. в этом случае объем предварительной проверки определяется под влиянием ведемственных показателей работы. И поэтому в отдельных случаях предварительная проверка затягиваеься и выглядит как суррогат предварительного расследования.

После завершения проверки дознаватель, орган дознания, следователь, принимают по собранным материалам решение.

Сроки принятия решения по сообщению о преступлении. Реше­ние по сообщению о преступлении должно быть принято не позднее трех суток со дня поступления сообщения. По ходатайству следователя, дознавателя соответственно руководитель следственного органа, началь­ник органа дознания вправе продлить указанный срок до десяти суток. При необходимости проведения документальных проверок или ревизий руководитель следственного органа вправе по ходатайству следователя или дознавателя продлить этот срок до 30 суток (ч.3 ст. 144 УПК РФ).

В случае передачи сообщения о преступлении по подследственности срок его рассмотрения в этом случае должен исчисляться со времени поступления в компетентный орган внутренних дел.

Сроки исчисляются по правилам, установленным в ст. 128 УПК. Днем поступления сообщения считается день его фактического принятия дознавателем, следователем, а не день регистрации или, тем более, день передачи исполнителю. Если регистрация информации о пре­ступлениях по каким-либо причинам была задержана (например, участко­вый уполномоченный милиции из-за неисправности связи не смог свое­временно передать поступившую к нему информацию дежурному по органу внутренних дел), то в книге регистрации заявлений и сообщений о пре­ступлении наряду со временем поступления информации в дежурную часть указываются: дата, часы и минуты её первичного поступления к ра­ботнику органа внутренних дел. В этих случаях сроки разрешения исчис­ляются со времени первичного поступления информации к работнику ор­гана внутренних дел.

Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообще­ния о преступлении. В соответствии со ст. 145 УПК по результатам рас­смотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следо­ватель принимает одно из следующих решений:

1) о возбуждении уголовного дела;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче сообщения по подследственности, а по уголовным де­лам частного обвинения - в суд.

В УПК содержится исчерпывающий перечень решений, которые мо­гут быть приняты по результатам рассмотрения сообщения о преступле­нии. В практической деятельности имеют место факты списывания полученного сообщения о преступлении «в де­ло», приобщения к материалам дел оперативного учета, дел об администра­тивных правонарушениях без принятия конкретного решения в соответст­вии с законом.

Решение о возбуждении уголовного дела предоставляет должност­ному лицу органа расследования, принявшему дело к своему производст­ву, предпринимать в пределах своей компетенции любые следственные и иные процессуальные действия, применять меры пресечения и иные меры процессуального принуждения.

Решение об отказе в возбуждении уголовного дела является одним из вариантов завершения указанной стадии уголовного судопроизводства. Оно исключает последующую уголовно-процессуальную деятельность по данному факту. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 27 наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого неотмененного постановления органа дознания, следователя об отказе в возбуждении уголовного дела является одним из оснований прекращения уголовного преследования.

Передача сообщения по подследственности является промежуточ­ным решением. По закону орган расследования, получивший такое сооб­щение, обязан принять по нему конкретное решение - о возбуждении уго­ловного дела или об отказе в этом. С целью исключения случаев укрытия преступлений от учета путем направления их по подследственности в органах внутренних дел введён порядок, согласно которому сообщения о преступлениях, направленные по подследственности, подлежат повторной регистрации в органе внутренних дел, получившем их, со снятием с учета в органе, их направившем.

В случае принятия решения о передаче сообщения по подследственности орган дознания, дознаватель, следователь принимает меры по сохранению следов преступления. Среди мер по сохранению сле­дов преступления могут быть как меры, обеспечивающие физическое со­хранение следов (ограждение, кинофотосъемка, видеозапись и т.п.), так и процессуальные меры сохранения следов преступления. К числу последних относятся и допустимые в стадии возбуждения уголовного дела процессуальные средства сохране­ния следов преступления: протоколирование сообщений о преступлениях (ст. 141-143 УПК); осмотр места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК) направление требований, поручений, запросов (ст. 21 УПК), истребование документов и материалов (ч. 2 ст. 144), принятие предметов и документов, представленных потерпевшим, его адвокатом и другими ли­цами (ст. 86 УПК). В целях сохранения следов преступления органы дозна­ния вправе использовать имеющиеся в их распоряжении средства административной и оперативно-розыскной проверки.

Заявителю должно быть сообщено о принятом решении независимо от его характера. Если уголовное дело возбуждено и заявителю предстоит участвовать в его про­изводстве в качестве потерпевшего, свидетеля, законного представителя, достаточно устного сообщения о принятом решении. Если заявление пере­дано по подследственности либо в возбуждении уголовного дела отказано, о принятом решении должно быть сделано письменное сообщение. В слу­чае отказа в возбуждении уголовного дела к письму в соответствии с ч. 4 ст. 148 УПК должна быть приложена копия вынесенного постановления. В письменном сообщении о принятом решении должно содержаться разъяснение права обжаловать это решение и порядок обжалования.

Решение может быть обжалова­но в соответствии со ст. 124 и 125 УПК прокурору, руководителю следственного органа и в суд.

Прокурор рассматривает жалобу на решение органа дознания, дозна­вателя, следователя в течение 3 суток со дня ее получения. В исключи­тельных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать до­полнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмот­рение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель. По результатам рассмотрения жалобы прокурор выносит постанов­ление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в её удовлетворении. Заявитель должен быть незамедлительно уведомлён о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования.

Постановления об отказе в воз­буждении уголовного дела могут быть обжалованы прокурору, руководителю следственного органа и в суд по месту произ­водства предварительного расследования. Жалоба может быть подана в суд заявителем, его защитником, законным представителем или представи­телем непосредственно либо через дознавателя, следователя.

Судья проверяет законность и обоснованность действий (бездейст­вия) и решений дознавателя, следователя не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы в судебном заседании с участием зая­вителя и его защитника, законного представителя или представителя, если они участвуют в уголовном деле, иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, а также с участием прокурора. Неявка лиц, своевременно извещенных о времени рассмотрения жалобы и не настаивающих на ее рассмотрении с их участием, не является препятствием для рассмотрения жалобы судом.

В начале судебного заседания судья объявляет, какая жалоба подле­жит рассмотрению, представляется явившимся в судебное заседание ли­цам, разъясняет их права и обязанности. Затем заявитель, если он участву­ет в судебном заседании, обосновывает жалобу, после чего заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица. Заявителю предоставляется возможность выступить с репликой. По результатам рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующих постановлений: 1 ) о признании дейст­вия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица не­законным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение; 2) об оставлении жалобы без удовлетворения. Копии постановления судьи направляются заявителю и прокурору.

Наши рекомендации