Требования, предъявляемые к правовым актам ГУ
Правовые акты управления должны отвечать определеннымтребованиям. Соблюдение их обеспечивает эффективность актови успешное решение управленческих задач. Все требования можно разделить на несколько групп: 1) организационные; 2) технические; 3) юридические.
К организационным относятся требования, предусматривающие, что каждый акт управления должен быть реальным, технически, экономически и организационно обоснованным. Технические требования также важны: конкретность и логическая последовательность изложения, отсутствие противоречий, изложение решения простым, четким и ясным языком делают акт доступным для исполнения. Наиболее значимыми являются юридические требования, кот. имеют правовой характер, все они содержатся в Конституции РБ, законах и других НПА, в т.ч.и актах управления. Рассматриваемые требования можно разделить на:
1. общие;
2. специальные.
Общими являются требования, которые относятся ко всем правовым актам управления. Перечислим общие требования:
1) Правовые акты должны соответствовать Конституции РБ, законам, актам Президента РБ и актам вышестоящих органов.
2) Правовые акты должны издаваться в строгом соответствии с компетенцией органа (должностного лица), только по вопросам, входящим в их ведение, и в пределах предоставленных им прав.
3) Правовые акты должны издаваться в установленном порядке.
4) Акты должны соответствовать определенной юридической форме.
5) Правовые акты управления должны быть подписаны уполномоченными на то лицами.
6) Правовые акты управления необходимо довести до сведения адресатов (исполнителей).
7) Соблюдение (отражение) в правовом акте необходимых реквизитов.
8) Правовые акты должны соответствовать государственным интересам.
9) С фин.и юр.точек зрения правовые акты должны быть достаточно обоснованными.
К специальным требованиям относят:
1) соблюдение сроков издания акта;
2) издание акта лишь по специальному разрешению (согласию);
3) издание по предварительному согласованию;
4) издание с последующим утверждением;
5) прохождение правовой экспертизы;
6) включение акта в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь;
7)наличие ссылки в правовом акте.
Несоблюдение указанных выше юр.требований, предъявляемых к правовым актам управления, делает их дефектными. т.е. свидетельствует, что акт имеет определенные упущенные недостатки.
Признать акт дефектным вправе лишь компетентный on (должностное лицо).
Компетентные органы в зависимости от степени дефектности акта могут признать его ничтожным или недействительным. Внаучной литературе такие акты обозначают и иными терминами.