Понятие письма. КРИМ значение и классификация признаков письменной речи
Освоение письма связано с развитием двух взаимообусловленных навыков: интеллектуального навыка письменной речи и двигательного навыка почерка, формирующихся, как правило, одновременно. Письменная речь это содержание документа и языковые средства его выражения. Почерк отражение на бумаге системы движений при выполнении письменных знаков.
При исследовании письма анализу подвергается весь комплекс характеристик рукописного текста, его смысловая и графическая стороны, хотя по ним решаются различные задачи: по письменной речи устанавливается автор документа, а по почерку его исполнитель.
Возможность установления автора и исполнителя рукописного текста базируется на индивидуальности (неповторимости) и постоянстве (устойчивости) письменно-речевых и графических навыков. Их проявление в виде идентификационных признаков письма протекает в соответствии с психофизиологическим учением о высшей нервной деятельности человека.
Формирование письма зависит от условий обучения; общественной среды, в которой вращается человек; специфики его трудовой деятельности и психофизиологических способностей личности. На устойчивость навыка письма весьма влияет степень его автоматизации в высшей нервной системе. Чем выше эта степень, тем труднее перестройка навыка.
Сохранение привычного стереотипа проявляется и при попытках преднамеренного искажения особенностей письменной речи и почерка. Какой бы способ маскировки индивидуального письма при этом ни использовался, собственные навыки, закрепленные выработавшимся стереотипом, сохраняются и отображаются в искаженном письме.
Автоматизм письма проявляется до тех пор, пока оно осуществляется в обычных условиях. Резкое их изменение (физические или психические перегрузки, преднамеренное искажение письменной речи или почерка) приводит к ослаблению автоматизированности письма, к его выполнению под усиленным контролем сознания. Однако ввиду кратковременности новых условий сложившаяся ранее манера письма не разрушается.
Индивидуальность и постоянство проявлений в письме особенностей письменно-речевых и графических навыков позволяют идентифицировать личности автора и исполнителя документа.
Под письменной речью понимается отражение в рукописном изложении психофизических и интеллектуальных особенностей мыслей человека: каким стилем написан текст, каковы словарный состав языка и уровень грамотности пишущего.
Объекты криминалистического исследования письменной речи подразделяются на идентифицируемые и идентифицирующие. Идентифицируемым является конкретный человек, автор документа, а идентифицирующим документ, отобразивший признаки письменной речи его составителя.
У человека в зависимости от условий обучения, культурного и образовательного уровня, практики письма, характера трудовой деятельности, окружения, воздействия телевидения, кино, театра, радио формируется словарный запас, своеобразная манера выражения мыслей, использования средств языка.
В письменной речи различают содержание и форму. При ознакомлении с содержанием анализируются его тема (основной смысл); сведения фактического характера, ссылки на источники и использованные материалы; упоминания автора о себе.
Содержание документа не имеет столь четкой индивидуальности, как языковые средства его выражения. Вместе с тем в нем может присутствовать фактическая информация, полезная при проведении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий. В частности, по содержанию документа можно определить:
какую цель преследовал автор при его составлении;
причину, побудившую к составлению анонимного документа;
наличие в тексте сведений о малоизвестных фактах, событиях или обстоятельствах, их детализация, упоминание конкретных лиц, причастных к этим событиям.