Дознания и органов предварительного следствия
Понятие, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия.
Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия.
Методы выявления, устранения и предупреждения нарушений законов в деятельности названных органов.
Надзор прокурора за исполнением законов при регистрации, рассмотрении и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях.
Надзор прокурора за исполнением законов при возбуждении уголовного дела, производстве следственных действий, привлечении в качестве обвиняемого, применении мер пресечения и иных мер процессуального принуждения, обеспечении прав иных участников досудебного производства.
Надзор прокурора за соблюдением требований закона при окончании предварительного следствия.
Полномочия прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением.
Тем 10.Прокурорский надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу
Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу.
Полномочия прокурора и организация работы по надзору за исполнением законов названных выше органами и учреждениями.
Особенности надзора за законностью исполнения наказания, связанного с лишением свободы. Надзор за рассмотрением и разрешением жалоб и заявлений осуждённых и задержанных.
Надзор военного прокурора за законностью содержания осуждённых в дисциплинарных воинских частях и на гауптвахтах.
Особенности надзора за законностью исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осуждённых от общества.
Особенности надзора за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу.
Меры прокурорского реагирования по устранению и предупреждению нарушений законов, допускаемых администрацией, а также задержанными, осуждёнными и другими лицами.
Тема 11. Прокурорский надзор за соблюдением законов судебными приставами
Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами.
Полномочия прокурора по выявлению и устранению нарушений законодательства в деятельности судебных приставов.
Организация работы по надзору за исполнением законов судебными приставами.
Особенности проведения проверок исполнения законов судебными приставами-исполнителями.
Тема12.Прокурорский надзор за исполнением законов при производстве по делам об административных правонарушениях.
Предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов при производстве по делам об административных правонарушениях.
Возбуждение прокурором производства по делу об административном правонарушении.
Основания вступления прокурора в процесс по делу об административном правонарушении.
Полномочия прокуроров, участвующих в рассмотрении судами дел об административных правонарушениях.
Опротестование незаконных решений судьи по делу об административных правонарушениях.
Тема 13.Участие прокурора в гражданском судопроизводстве.
Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел судом общей юрисдикции: общая характеристика. Особенности процессуального положения прокурора в гражданском процессе.
Участие прокурора в суде первой инстанции. Основания для обращения прокурора в суд с гражданским иском или заявлением. Формы участия прокурора в гражданском судопроизводстве. Обязательное участие прокурора в рассмотрении в суде гражданских дел. Поддержание иска (заявления) в суде..
Проверка прокурором законности судебных решений по гражданским делам, не вступивших в законную силу. Основания для внесения представления в суд апелляционной инстанции. Участие прокурора в суде апелляционной инстанции.
Участие прокурора в пересмотре судебных постановлений, вступивших в законную силу. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке и в порядке надзора. Особенности участия прокурора в пересмотре по вновь открывшимся или новым обстоятельствам судебных постановлений, вступивших в законную силу.
Тема 14.Участие прокурора в арбитражном судопроизводстве
Характеристика правового статуса прокурора в арбитражном судопроизводстве.
Участие прокурора в суде первой инстанции. Основания для обращения прокурора в арбитражный суд с иском (заявлением). Требования, предъявляемые к иску. Обращение прокурора в арбитражный суд в защиту государственных и общественных организаций.
Проверка прокурором законности и обоснованности решений арбитражного суда. Требования, предъявляемые к апелляционным и кассационным жалобам. Участие прокурора в рассмотрении арбитражных дел в апелляционной и кассационной инстанциях
Основания для отмены судебных актов в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Участие прокурора в пересмотре судебных актов в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Тема 15.Участие прокурора в судебном производстве по уголовным делам.
Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судом первой инстанции. Процессуальное положение прокурора в судебных стадиях уголовного судопроизводства. Участие прокурора на предварительном слушании.
Поддержание государственного обвинения. Участие в исследовании доказательств. Полномочия прокурора в судебном заседании. Предъявление или поддержание гражданского иска в суде. Речь государственного обвинителя, её назначение и содержание.
Особенности участия прокурора в рассмотрении уголовных дел судами в особом порядке и с участием присяжных заседателей.
Обжалование приговоров и иных судебных решений, не вступивших в законную силу. Основания для внесения представлений в апелляционную инстанцию. Участие прокурора в апелляционной инстанции.
Особенности участия прокурора в пересмотре приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу. Требования. предъявляемые к кассационному и надзорному представлениям. Возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. Правовые средства выявления, устранения и предупреждения прокурором нарушений законности в данной стадии уголовного судопроизводства.
Участие прокурора в рассмотрении вопросов, связанных с исполнением приговоров.
Тема 16.Иные (ненадзорные) направления деятельности прокуратуры
Понятие и содержание функции уголовного преследования, осуществляемой органами прокуратуры..
Сущность, понятие и задачи координации правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Правовые и организационные основы координации. Формы координационной деятельности.
Участие прокуроров в правотворческой деятельности. Формы участия прокуроров в правотворческой деятельности.
Участие следователей и прокуроров в предупредительно-профилактической работе. Формы участия следователей и прокуроров в предупреждении правонарушений.
Взаимодействие органов прокуратуры с другими государственными органами, общественными организациями и трудовыми коллективами в предупреждении и профилактике преступлений и других правонарушений.
Правовые основы и порядок участия прокуроров в рассмотрении внесённых ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями.
Тема 17.Международное сотрудничество органов прокуратуры
Правовые основы международного сотрудничества органов прокуратуры в борьбе с преступностью. Сущность и задачи международного сотрудничества органов прокуратуры. Основные направления международного сотрудничества в борьбе с преступностью. Международная ассоциация прокуроров. Координационный совет Генеральных прокуроров стран СНГ.
Участие Генеральной прокуратуры РФ в разработке международных договоров Российской Федерации. Процессуальные механизмы участия Генеральной прокуратуры РФ и подчинённых ей органов прокуратуры в решении вопросов международной помощи и борьбы с преступностью. Перспективы развития и совершенствования данного направления органов прокуратуры.
VI. Тематический план семинарских занятий
№ п/п | Тема семинарского занятия. | Количе ство часов | |
Правовые основы и принципы организации и деятельности прокуратуры. Функции и основные направления деятельности прокуратуры | |||
Прокурорский надзор за исполнением законов. | |||
3. | Прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности.. | ||
4. | Надзор прокурора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.. | ||
5. | Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. | ||
6. | Участие прокурора в гражданском судопроизводстве. | ||
7. | Участие прокурора в судебном производстве по уголовным делам. | ||
8. | Иные (ненадзорные) направления деятельности прокуратуры. | ||
9. | Итого: |
V11 Планы семинарских (практических) занятий.
Тема 1.Правовые основы и принципы организации деятельности прокуратуры. Функции и основные направления деятельности прокуратуры.
Вопросы:
1. Правовые основы организации и деятельности прокуратуры,
2. Принципы организации и деятельности прокуратуры.
3. Функции и основные направления деятельности прокуратуры.
Методические рекомендации
Организация и деятельность прокуратуры как федерального государственного органа, осуществляющего надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, должны быть точно и полно урегулированы нормами федерального законодательства.
В ст.129 Конституции РФ определены общие вопросы организации прокурорской системы и порядка назначения на должность Генерального прокурора РФ и прокуроров субъектов РФ. Согласно ч.5 данной статьи Основного закона РФ полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются федеральным законом. В настоящее время это ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», принятый Верховным Советом РФ 17 января 1992 года, с последующими дополнениями и изменениями
Этот закон содержит основные положения статуса прокурорской системы в целом и составляющих ее различных звеньев. В самостоятельных разделах Закона о прокуратуре содержатся нормы, характеризующие отдельные отрасли прокурорского надзора.
Кроме Конституции РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ» задачи, полномочия и порядок деятельности прокуроров в отдельных сферах правовых отношений регламентируются специальными федеральными законами. К их числу относится, например, «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12,08.1995 г, «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15,07.1995 г., с последующими доп. и изм. и др..
Процессуальное положение прокурора, его полномочия, правовые средства их реализации в различных судебных инстанциях регламентируются УПК РФ. ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ.
Деятельность органов прокуратуры определяются также международными и межгосударственными договорами, такими, к примеру, как договоры о правовой помощи, о выдаче преступников (Экстрадиции) и другими.
Отдельные вопросы организации и деятельности прокуратуры детализируют в актах Президента РФ. Например, Указом Президента РФ от 18.04.1996 г. № 567 введено в действие «Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью».(в редакции Указа Президента РФ от 25.11.2003 г. № 1389)
Правовую. основу организации и деятельности прокуратуры РФ составляют и постановления Конституционного Суда РФ по вопросам, непосредственно связанным с построением, функциональным содержанием деятельности органов прокуратуры.
В своей практической деятельности работники прокуратуры руководствуются также приказами и указаниями Генерального прокурора РФ, которые играют большую роль в организации нормального функционирования всей прокурорской системы.
Необходимыми элементами организации и деятельности органов прокуратуры являются положенные в их основу принципы. В качестве принципов имеются в ввиду основополагающие начала, определяющие сущность и предназначение прокурорской системы.
В ч.1 ст.129 Конституции РФ и п.1 ст.4 Закона о прокуратуре называются принципы единства прокурорской системы и ее централизация.
Кроме того, к общим принципам организации и деятельности прокуратуры относятся принципы законности, независимостиорганов прокуратуры, втом числе внепартийности, гласности.
К внутриорганизационным принципамдеятельности органовпрокуратуры следует отнестизональный и предметный принципы.
Зональный принцип означает такую организацию работы, когда весь объем работы, возложенный на структурные подразделения, распределяются между конкретными работниками по территориальным зонам.
Предметный принцип означает такую организацию работы, когда критерием распределения обязанностей между работниками являются сферы правового регулирования, т.е. определенные группы законов и иных нормативных актов, надзор за исполнением которых осуществляют прокуроры.
В органах прокуратуры применяется и предметно-зональный принцип организации работы, когда за зональными прокурорами закрепляются и определенные «предметы ведения».
При ответе на третий вопрос необходимо обратить внимание на п.2 ст.1 Закона о прокуратуре, где по существу содержится перечень основных функций прокуратуры
Главной функцией предопределившей необходимость ее создания, является надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов (Ст.1 Закона о прокуратуре).
В зависимости от сфер правовых отношений, в которых осуществляется деятельность прокуратуры, надзорная функция подразделяется на подфункции. К числу таких подфункций относятся: а) надзор за исполнением законов федеральными министерствами и другими органами исполнительной и представительной власти, перечисленными в ст. 21 Закона о прокуратуре; б) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина указанными выше министерствами и другими органами власти; в) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; г) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
г) надзор за судебными приставами.
Всеми признаками самостоятельной функции обладают также осуществляемое прокуратурой уголовное преследование за совершенное преступление; координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; участие представителей прокуратуры во всех видах судопроизводства, участие прокуратуры в правотворческой деятельности и возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом об административных правонарушениях и другими федеральными законами.
Рекомендуемая литература.
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации (Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года).//Российская газета. 1993. 25декабря.//
¾ Федеральный Конституционный закон Российской Федерации от 21.07.1994 «О Конституционном суде Российской Федерации» (С последующими изменениями и дополнениями, // СЗ РФ 1994, № 13 ст.1447; 2003 г. № 27 ст. 2700). с изм. и доп. по состоянию на 21.12.2012 г.//
-О статусе судей в Российской Федерации (Закон РФ от 26.06.1992 г .№ 3132-1),//Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992. № 1.ст.9//.( с последующими изм. и доп. по состоянию на 21.12.2012 г.)
¾ Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 г. №138 ФЗ (С последующими изменениями // СЗ РФ 2002 №46 ст. 4532; от 30.06.2003 №86-ФЗ; от 7.06.2004. №46-ФЗ; от 28.07.2004 №94 ФЗ; от 02.11.2004 №127 ФЗ; от 29.12.2004 №194, 21.07, 27.12.2005 г. 5.12.2006 г. 24.07, 18.10, 4.12.2007г.11.06,14,22.07,25.11.2008 г.9.02,5.04,28.06,9.11.2009 г, с посл. изм. и доп.. по состоянию на 01.10.2011 г)
¾ Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001.г. №174 ФЗ// СЗ РФ 2001г. №52 г.1 ст.4921 (С изменениями и дополнениями от 29.05.2002г.; от 24.07.2002г.; от 25.07.2002г. от 31.10.2002г. от 30.06.2003г.; от 4.07.2003г.; от 7.07.2003г.;8.12.2003 г. от 11.03.2004г.; от 24.04.2004г.; 29.06.2004г., 212.2004 г. 28.12.2004 г.1.06.2005 г. 9.01,3.03, 3.07,27.07, 30.12 2006 г. 12,26 04, 5,6.06, 24.07, 2.10, 27,11, 3,6 12 2007 г.;4.03, 11.06, 2,22,25,30 12 2008 г. 14.03,28.04,29.06,18.07, 30.10,3.25.28 11.1009 г.29.12.2009г. 21.02.2010г. 09.03.2010 г. 28.12.2010 г.и по состоянию на 18.12.2012 г.)
¾ Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8.01.1997г. №1 ФЗ // СЗ РФ 1997г. №2 ст.198 (с изм. от 8.12.2003г. №161 ФЗ, и по состоянию на 07.12..2012 г.)
¾ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001г. №195 ФЗ // СЗ РФ 2002г. №1 (г.1) ст.1 (С изм. и доп. от 22.07.2005г.; от 21.07.2005г.; от 2.07.2005г.; от 5.12.2005г.и по состоянию на 18.12.2012 г.)
¾ ФЗ РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992г. №2202-1 (в редакции ФЗ от 17.11.1995г. №168 – ФЗ // (СЗ РФ 1995г. №47 ст.4472) с изм. и доп. от 10.02.1999г. №31-ФЗ (СЗ РФ 1999 №7 ст.878); ст. 19.11.99г. №202-ФЗ (СЗ РФ №47 ст.5620); от 02.01.2000 № 150 ФЗ (СЗ РФ 01 № 53 г. 1 ст. 5018); от 30.12.01 г. № 194 ФЗ (СЗ РФ 2001 г. № 53 г. 1 ст. 5030); от 28.06.02 г. № 77. ФЗ (СЗ РФ 2002 г. № 26 ст. 2523); от 28.07.02 г. № 112. ФЗ (СЗ РФ 2002 г. № 30. ст. 3029); от 05.10.2002 г. № 120 ФЗ (СЗ РФ 2002 г. № 40. ст. 3853), (30.06.2003 г.; 22.08.2004 г.; 15.07.2005 г. ; 4.11.2005 г. 2.03,5.06.24.07.2007 г.25.122008 г.17.07.2009 г. 28.11.2009 г. 01.-7.2010 г. 28.12.2010 г. 07.02.2011 г.21.11.2011 г.21.12.2012 г.)
- ФЗ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» ( CЗ РФ. 2011 г. № 48.ст.5)
¾ ФЗ «Об оперативно – розыскной деятельности» от 12.08.1995 г. № 144 – ФЗ.//СЗ РФ 1995.№39.ст.675//( С изменениями и дополнениями от 18.07.1997 г. № 101- ФЗ; от 21.07.1998 г. № 117 – ФЗ; от 05.01.1999 г. № 6 – ФЗ; от 30.12.1999 г. № 225 – ФЗ; от 20.03.01 г. № 26 – ФЗ; и по состоянию на15.09.2010 г.)
¾ ФЗ «О судебных приставах» от 21.07.1997. № 118 – ФЗ (СЗ РФ 1997 г. № 30 ст. 3590), (С изм.от.22,23.07;,25.12.2008 г.21.12.2012г.).
¾ ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 Г. г. № 119 – ФЗ (СЗ РФ 2007 г. № 30. ст. 3591), (С изменениями и дополнениями по состоянию на 30 декабря 2010 г.).
¾ Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». (ВСНД. 1993 г. № 33. ст. 1316), (С изменениями и дополнениями СЗ РФ 2000 г. № 26. ст. 2730; 2001 г. № 11. ст. 1002).
¾ Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. (Утв. Указом Президента Российской Федерации от 18.04.1996 г. № 567), (СЗ РФ 1996 г. № 13. ст. 1958).
¾ Указ Президента Российской Федерации от 11 декабря 2010 г. № 1535 «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка» (СЗ РФ. 2011 г. № 1. ст.35).