Аннотация рабочей программы. Дисциплина Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс) является частью профессионального цикла дисциплин подготовки студентов по направлению подготовки

Дисциплина Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс) является частью профессионального цикла дисциплин подготовки студентов по направлению подготовки юриспруденция. Дисциплина реализуется на кафедре уголовного права и процесса

Дисциплина нацелена на формирование таких общекультурных компетенций как:

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3);

способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

профессиональных компетенций выпускника как:

способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

в правоприменительной деятельности:

способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

в правоохранительной деятельности:

способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

в экспертно-консультационной деятельности:

способен толковать различные правовые акты (ПК-15).

Уголовный процесс – фундаментальная юридическая дисциплина, выступающая в качестве основной, профилирующей и, следовательно, необходимой не только для теоретической, но и для практической подготовки юристов любого профиля.

Таким образом, цели данной учебной дисциплины – способствовать профессиональному становлению специалиста-юриста во всех сферах правоприменения, обеспечить усвоение студентами сведений об уголовном судопроизводстве России. Полученные знания потребуются обучаемым для постижения других юридических дисциплин, а также в процессе их будущей деятельности.

Цели определяют основные задачи дисциплины: познакомить студентов с уголовным судопроизводством России, его назначением, принципами, участниками и их правами и обязанностями; дать исходные сведения о порядке применения мер процессуального принуждения, раскрыть содержание и порядок деятельности участников уголовного судопроизводства в отдельных стадиях уголовного процесса; отразить важность обеспечения безопасности личности, общества и государства перед преступностью и их защиту посредством уголовно-процессуальных средств.

Уголовный процесс как учебная дисциплина тесно примыкает к таким предметам, как «Введение в специальность», «Уголовное право», «Криминалистика», «Основы оперативно-розыскной деятельности», «Криминология» и др. На основе знаний, полученных при изучении курса «Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность», у студентов формируется представление о построении и основных функциях судов и правоохранительных органов Российской Федерации, что, несомненно, поможет освоению курса уголовного процесса. Уголовное право, являясь правом материальным, представляет собой единую основу для уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности; кроме того, эти два вида государственной деятельности имеют общие задачи по выявлению, пресечению и раскрытию преступлений, а оперативно-розыскные мероприятия сходны со следственными действиями. Изучение курса криминалистики (к примеру, тактики и методики проведения различных следственных действий и расследования вообще) также невозможно без знания уголовного процесса.

В содержание изучаемого курса включены такие традиционные вопросы, как: понятие уголовного процесса, источники уголовно-процессуального права, принципы процесса, участники уголовно-процессуальной деятельности, основные положения теории доказательств, виды мер процессуального принуждения и основания их применения, порядок досудебного производства и судебного разбирательства по уголовному делу в первой, второй и надзорной инстанциях, судебный контроль за законностью действий и решений органов предварительного расследования. Наряду с этим изучаются наиболее существенные, узловые проблемы, характеризующие новые направления в процессуальной науке, вопросы, по которым ни теория, ни практика пока не выработали общепринятых позиций, но которые получили в последнее время иное, чем ранее звучание.

Следует отметить, что это достаточно объемный курс уголовного процесса. Он охватывает все темы Общей и Особенной частей на уровне познаний, необходимых и достаточных для специалистов, получающих высшее юридическое образование.

Работа на лекциях (установочных и обзорных) не означает пассивного поведения студентов, а предполагает их напряженную, активную деятельность: проблемное изложение лектором учебного материала активизирует познавательную направленность способностей студентов на лекциях. В силу этого студент определяет объем конспектирования лекционного материала, в том числе сущности имеющихся концепций, несовпадающих позиций, предложений по практическому разрешению проблем. С целью оптимизации работы на лекциях рекомендуется иметь тексты Конституции России, Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее – УПК).

При подготовке к семинарскому или практическому занятию студенту целесообразно:

– выяснить план занятия и внимательно прочесть вопросы, подлежащие рассмотрению, а также методические указания по их изучению;

– ознакомиться со списком рекомендованной литературы по теме, при этом учесть, что основная литература (законы, подзаконные акты, материалы следственно-судебной практики, учебники, учебные пособия) подлежат обязательному изучению, нормативный материал – конспектированию (по возможности – ксерокопированию), а дополнительная литература изучается по потребности студента;

– изучить конспект лекции, рекомендованную по теме литературу, тщательно ее проанализировать и законспектировать в соответствии с предварительно составленным планом ответа; необходимо учитывать то, что ответ нельзя сводить к описанию положений, содержащихся в учебнике, – следует затрагивать проблемные, дискуссионные вопросы, не решенные до конца в теории и практике, но при этом желательно излагать свою точку зрения, аргументируя ее ссылками на литературные источники, законы и подзаконные акты, решения Конституционного и Верховного Судов России;

– ответить на вопросы для самоконтроля по данной теме (здесь возможно составление конспекта ответов, который впоследствии пригодится при подготовке к зачету, переводному или государственному экзамену);

– рассмотреть и решить задачи (следственно-оперативные или судебные ситуации); этот вид работы рассчитан на обретение навыков правильного применения полученных теоретических знаний в конкретных условиях (здесь необходимо помнить, что задачи не имеют однозначных ответов и их фабулы предполагают вариативность подходов к решению). Варианты ответов следует фиксировать в тетради со ссылками на конкретные нормы уголовно-процессуального закона и другие нормативные акты.

Студент стоит перед необходимостью освоить такую важную форму обучения, как самостоятельная работа, которая характеризуется активной и целенаправленной деятельностью, обеспечивающей выработку умения и навыков рационального приобретения необходимой научно-познавательной информации и определенных знаний. Самостоятельная работа студентов осуществляется в аудиториях во время учебного процесса и во внеурочное время. Здесь возможно применение традиционных форм самообучения – работы с нормативным материалом, составления конспектов, написания процессуальных документов по сквозным фабулам следственных ситуаций, решения задач, подготовки контрольных и курсовых работ, рефератов, докладов и т.д.

Повысить эффективность самоподготовки можно путем использования последних материалов судебно-следственной практики: решений Конституционного Суда России, постановлений Верховного Суда России, решений Президиума и судебных коллегий Верховного Суда России по конкретным уголовным делам, обзоров работы судов, прокуратуры, МВД (с помощью компьютерных программ типа «Консультант +» и «Гарант» получать подобные материалы стало легче) и последних достижений уголовно-процессуальной теории (статей, монографий, учебных пособий) по наиболее дискуссионным вопросам.

Цель вузовской подготовки заключается в том, чтобы дать будущим юристам глубокую, фундаментальную теоретическую подготовку в области юриспруденции, в частности, уголовного процесса, которая является базой практической деятельности, а также привить им минимальные практические навыки. Практический же опыт и умения, полное овладение профессиональным мастерством оперуполномоченного, участкового уполномоченного, следователя приходит в результате многолетней творческой работы.

По окончании изучения курса студенты должны иметь представление о сущности, понятии, целях, задачах, функциях, принципах и процессуальных особенностях производства по уголовным делам в целом, приобрести навыкив работе с нормативно-правовыми актами, регулирующими производство по уголовным делам, уметь применять полученные знания при разрешении конкретных уголовно-процессуальных ситуаций.

Формами промежуточного и итогового контроля являются экзамены, которые проводятся после изучения Общей части и Особенной части дисциплины «Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс)».

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов. Программой дисциплины предусмотрены 4 часов лекций, 14 часов практических занятий и 180 часов самостоятельной работы студента.

Приложение 2
к рабочей программе дисциплины
«Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс)»

Наши рекомендации