Составьте протокол административного задержания.
Задачи к коллоквиуму.
Задание: дайте юридическую квалификацию совершенному деянию.
Вариант
Задача 1
18 сентября участковым инспектором милиции лейтенантом милиции В.М. Жлобичем в Ленинский РУВД г. Минска был доставлен гражданин В.А. Сомов 1955 г. рождения, проживающий по адресу: проспект Рокоссовского, д. 60, кв. 365. Сомов В.А. в этот же день в гастрономе «Серебрянка» купил бутылку водки «Русская» для несовершеннолетнего А.И. Груздова.
Задача 2
В 22 часа на привокзальной площади г. Минска нарядом патрульно-постовой службы милиции был обнаружен лежащий на газоне в пьяном виде гражданин С.А. Буйневич,1963г. рождения, который имел неопрятный внешний вид и слабо ориентировался в окружающей обстановке. Он работал грузчиком в магазине № 4.
Задача 3
10 апреля прокурор Московской районной прокуратуры г. Минска А. С. Строгов с целью проверки материалов о злоупотреблениях служебным положением руководителем совместного предприятия «Адвентик» Р.И. Касторкиной, 1970 г. рождения, предложил выдать ему необходимые товарно-транспортные накладные. Однако руководитель, ссылаясь на коммерческую тайну, отказалась их представить, и заявила, что указанные документы они регулярно направляют в налоговую инспекцию.
Законы ли действия Р. И. Касторкиной? Если действия последней незаконны, составьте протест прокурора в порядке общего надзора.
Задача 4
Инспектор-дежурный Фрунзенского РУВД г. Минска В.И.Скоков составил протокол об административном правонарушении по ст. 173 КоАП на В.А. Иванцова, проживающего по адресу: пер. Клумова, д. 5, кв. 145, в связи
с тем, что тот хранил в квартире в собранном виде незарегистрированное ружье ИЖ-58 № 221135 20 калибра.
Задача 5
В субботу в 15 часов 30 минут за нецензурную брань в кафе «Ракита» в дежурную часть Октябрьского РУВД г. Минска были доставлены несовершеннолетние В.И. Курашов (15 лет) и А.К. Грабкин (17 лет).
Вариант
Задача 1
В 16 часов 8 марта участковым инспектором милиции Ленинского РУВД г. Минска А.С. Южиковым на автовокзале «Восточный» в нетрезвом состоянии был задержан гражданин в форме сержанта милиции, который назвался А.Я. Харитоновым, 1975 г. рождения, жителем г. Минска.
Как пояснил А.Я. Харитонов, форму он надел без разрешения старшего брата (брат находился на излечении в госпитале) для того, чтобы съездить к знакомой девушке в поселок Сосны.
Задача 2
К гражданину М.С. Иванову, проживающему в г. Минске, по телефону была вызвана пожарная команда, а через час - работники городских газовых сетей и скорая медицинская помощь.
На основании письменного заявления М.С. Иванова оперативный дежурный Ленинского РУВД г. Минска майор милиции В.Н. Смолин установил лицо, которое совершило вышеуказанные действия. Им оказался гражданин П.Т. Попсуев, который пояснил, что таким образом он мстит М.С. Иванову за то, что тот не одолжил ему денег.
Задача 3
14 февраля в 17 часов 30 минут на площади Независимости г. Минска нарядом патрульно-постовой службы милиции Октябрьского РУВД г. Минска был задержан гражданин М.А. Ускопов - руководитель общественного молодежного объединения «Молодежный форум». Он, не имея соответствующего разрешения, пытался организовать митинг против вступления Республики Беларусь в Совет Европы.
Задача 4
10 марта в 22 часа нарядом ППСМ возле ресторана «Крыжачок» был подобран гражданин Г.С. Трусов, который спал в состоянии алкогольного опьянения. Нарядом он был доставлен в Советский РУВД г. Минска.
Составьте протокол доставления.
Задача 5
4 июня в 21 час в парке им. М. Горького участковым инспектором милиции А.С. Котовым был обнаружен гражданин М.М. Кудравченко, 1980 г. рождения, проживающий по ул. Жукова, д.5, кв. 25, работающий сторожем на фабрике «Красный пахарь». Он лежал в пьяном виде на берегу р. Свислочь, имел неопрятный внешний вид, плохо ориентировался в окружающей обстановке.
Вариант
Задача 1
При проверке соблюдения паспортных правил приема граждан на работу в магазин № 15 ОРСа НОД-1 участковый инспектор милиции Октябрьского РУВД г. Минска С.П. Скороход установил, что на должность грузчика был принят гражданин С.П. Соломин. Он проживает в г. Минске без прописки (прописан в г. Глуске Могилевской области). Начальник отдела кадров магазина П.Р. Бричкин пояснил, что ему известно о том, что Соломин С.П. через несколько дней пропишется в г. Минске по ул. Крупской, д. 12.
Задача 2
В г. Минске А.Т. Штопор и П.Д. Зяблик настойчиво приставали к А.С. Вильчевскому, выражались нецензурной бранью. Участковый инспектор милиции Заводского РУВД г. Минска А.С. Сериков потребовал от граждан Штопора А.Т. и Зяблика П.Д. прекратить противоправные действия и следовать вместе с ним в отдел милиции. Оба отказались выполнять требования сотрудника милиции. В результате к ним была применена физическая сила; участковый инспектор милиции с помощью граждан П.А. Стефаненко и М.И. Другова доставил нарушителей в дежурную часть РУВД.
Составьте протокол административного задержания.
Задача 3
В инспекцию по делам несовершеннолетних Смолевичского РОВД Минской области участковым инспектором милиции В.Д. Савиным были доставлены несовершеннолетние А.И. Кастров и И.В. Шестернев, учащиеся 9-го класса Смолевичской средней школы, которые находились в состоянии опьянения. В ходе разбирательства было установлено, что подростки вместе с рабочим совхоза «Липляны» А.Р. Игривым, 1980 г. рождения, распили 0,5 литра самогона, который Игривый А.Р. приобрел у жительницы указанной деревни И.С. Кротовой, 1939 г. рождения.
Задача 4
13 февраля в 10 часов в Заводской РУВД г. Минска поступило сообщение о том, что в актовом зале средней школы № 23 по ул. Алтайской заложено взрывное устройство. Прибывший на место происшествия в составе следственно-оперативной группы участковый инспектор ИДН И.С. Лисицын установил, что сообщение по телефону в милицию сделал 13-летний учащийся 7-го класса этой школы А.Р. Скворцов. Цель ложного сообщения - сорвать уроки.
Задача 5
Повесткой в Борисовский городской суд для рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 1761 КоАП, был вызван активист оппозиции А.А. Авраменко - член Белорусской социал-демократической партии. На рассмотрение административного дела Авраменко А.А. не явился в связи с тем, что в это время находился на митинге предпринимателей, одним из их организаторов которого он являлся, и не мог уйти, так как был ответственным за его проведение.
Вариант
Задача 1
10 марта в 19 часов в опорный пункт охраны порядка г. Минска, нарядом милиции были доставлены двое 17-летних школьников - А.А.Примаков и • В.М. Трусов. Они в 18 часов были задержаны в пивном баре за распитие спиртных напитков. При задержании у Примакова в кармане была обнаружена телефонная трубка. Как выяснилось, телефонную трубку Трусов В.М. сорвал с телефона-автомата, расположенного возле дома № 14 по ул. Асаналиева.
Задача 2
При проведении оперативно-розыскных мероприятий оперуполномоченный ОУР Октябрьского РОВД г. Могилева А.С. Котов выявил гражданина Латвиии Артура Василаускаса, который прибыл в город месяц назад по приглашению родственника И.М. Сторожа. Василаускас пояснил, что до данного момента не зарегистрировался в ОВД, так как занимался коммерческой деятельностью и поэтому у него не было времени стать в милиции на учет.
Задача 3
Проверяя соблюдение паспортных правил при приеме граждан на работу в магазин № 8 ОРСа НОД-1, участковый инспектор милиции Октябрьского РУВД г. Минска С.Т Шкутов установил, что грузчиком в магазин принят гражданин А.С. Скоков, проживающий в г. Минске без прописки у своего брата А.Т. Игнатова.
Задача 4
19-летний Игнатов В.А. уехал с 18 апреля по 2 мая в туристическую поездку за границу. 19 апреля его отцу была вручена под расписку повестка о необходимости явки его сына в Советский РВК для призыва на срочную военную службу. 26 апреля Игнатов В.А. в военкомат не явился.
Задача 5
Проверяя соблюдение паспортных правил при приеме на работу на завод «Ударник пятилетки», прокурор Первомайского района г. Минска Гоголев И.М. установил, что на работу грузчиком в транспортный цех принят 19-летний Судариков А.И., который не состоит на воинском учете.
Если в данной задаче имеются нарушения законности, составьте протест прокурора в порядке общего надзора.
Тестирование
1. Основные функции управления:
а) сбор;
б) обработка;
в) организация;
г) контроль;
д) планирование;
е) взаимодействие;
ж) распорядительство;
з) учет;
и) координация.
2. Понятия «исполнительная власть» и «государственное управление»:
а) тождественны между собой;
б) исполнительная власть включает в себя государственное управление;
в) исполнительная власть является частью государственного управления;
г) государственное управление выражается через исполнительную власть.
3. В зависимости от субъектов управленческого процесса предмет административного права включает в себя следующую разновидность общественных отношений:
а) между вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления;
б) между различными органами государственного управления, не связанными отношениями подчиненности;
в) между гражданами Республики Беларусь;
г) между органами государственного управления и подчиненными им предприятиями, учреждениями, организациями;
д) между органами государственного управления и неподчиненными им предприятиями, учреждениями, организациями;
е) между апатридами и гражданами Республики Беларусь;
ж) между гражданами Республики Беларусь и иностранными гражданами;
з) между органами государственного управления и негосударственными организациями;
и) между органами государственного управления и гражданами.
4. Элементами механизма административно-правового
регулирования являются:
а) законность;
б) административно-правовые отношения;
в) акты применения норм административного права;
г) метод административного права;
д) правосознание;
е) нормы административного права;
ж) принципы административного права;
з) акты толкования норм административного права;
и) юридические факты.
5. Гипотеза административно-правовой нормы содержит:
а) права и обязанности субъектов административного права;
б) указания на те условия и обстоятельства, при которых вступает в силу административно-правовая норма;
в) установления возможных вариантов поведения субъектов административных правоотношений;
г) вид и меру ответственности;
д) последствия нарушения административно-правовой нормы.
6. Диспозиция административно-правовой нормы содержит:
а) права и обязанности субъектов административного права;
б) указания на те условия и обстоятельства, при которых вступает в силу административно-правовая норма;
в) установления возможных вариантов поведения субъектов административных правоотношений;
г) вид и меру ответственности;
д) последствия нарушения административно-правовой нормы.
7. Санкция административно-правовой нормы содержит:
а) права и обязанности субъектов административного права;
б) указания на те условия и обстоятельства, при которых вступает в силу административно-правовая норма;
в) установления возможных вариантов поведения субъектов административных правоотношений;
г) вид и меру ответственности;
д) последствия нарушения административно-правовой нормы.
8. Реализация административно-правовых норм включает в себя:
а) применение;
б) одобрение;
в) использование;
г) исполнение;
д) соблюдение.
9. Элементами административного правоотношения являются:
а) юридический факт;
б) метод административного права;
в) субъекты административного права;
г) ответственность;
д) субъективные права;
е) субъективные обязанности;
ж) поощрения.
10. Правовой статус субъекта административного права включает:
а) обязанности;
б) гарантии;
в) юридические факты;
г) права;
д) ответственность;
е) поощрения.
11. Правительство Республики Беларусь состоит из:
а) Премьер-министра;
б) руководителей органов управления на местах;
в) министров;
г) руководителей отдельных республиканских органов государственного управления;
д) заместителей Премьер-министра;
е) президента.
12. Нормативные правовые акты, издаваемые Президентом Республики Беларусь:
а) решения;
б) распоряжения;
в) приказы;
г) декреты;
д) инструкции;
е) постановления;
ж) указы.
13. Премьер-министр издает:
а) решения;
б) распоряжения;
в) приказы;
г) декреты;
д) инструкции;
е) постановления;
ж) указы.
14. Министр издает:
а) решения;
б) распоряжения;
в) приказы;
г) декреты;
д) инструкции;
е) постановления;
ж) указы.
15. Председатели комитетов при Совете Министров издают:
а) решения;
б) распоряжения;
в) приказы;
г) декреты;
д) инструкции;
е) постановления;
ж) указы.
16. Виды замещения государственных должностей:
а) заключение контракта;
б) увольнение;
в) конкурс;
г) назначение;
д) выборы.
17. Расставить буквы в такой последовательности, в которой должна осуществляться подготовка проекта нормативного правового акта:
а) проведение юридической и иных необходимых экспертиз;
б) сбор необходимых материалов и информации;
в) согласование проекта нормативного правового акта;
г) организационно-техническое и финансовое обеспечение подготовки проекта нормативного правового акта;
д) разработка концепции проекта нормативного правового акта;
е) рассмотрение нормотворческого предложения;
ж) составление текста проекта нормативного правого акта;
з) принятие решения по подготовке проекта нормативного правового акта.
18. Структуру административной ответственности составляют следующие элементы:
а) административные взыскания;
б) процедура, порядок привлечения к ответственности;
в) объекты;
г) профилактические меры;
д) административный процесс;
е) условия;
ж) субъекты.
19. Расположите административные взыскания в следующем порядке: от менее суровых к более суровым:
а) исправительные работы;
б) штраф;
в) административное выдворение за пределы Республики Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства;
г) конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;
д) взыскание стоимости товаров и транспортных средств, явившихся непосредственно объектами административного правонарушения;
е) предупреждение;
ж) административный арест;
з) лишение специального права, предоставленного данному гражданину;
и) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения.
20. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:
а) совершение правонарушения в состоянии опьянения;
б) совершение правонарушения несовершеннолетним;
в) совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
г) вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;
д) совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
е) чистосердечное раскаяние виновного;
ж) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
з) совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года;
и) совершение правонарушения группой лиц;
к) предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;
л) повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию; совершение лицом, ранее совершившим правонарушение правонарушения.
21. Обстоятельствами, отягчающими ответственность, признаются:
а) совершение правонарушения в состоянии опьянения;
б) совершение правонарушения несовершеннолетним;
в) совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
г) вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;
д) совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
е) чистосердечное раскаяние виновного;
ж) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
з) совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года;
и) совершение правонарушения группой лиц;
к) предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;
л) повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию; совершение правонарушения
совершившим правонарушение правонарушения.
22. Виды административной подведомственности:
а) объектная;
б) видовая;
в) субъектная;
г) территориальная;
д) должностная.
23. Расположите в правильном порядке стадии административного процесса:
а) расследование дела;
б) обжалование и опротестование решения;
в) рассмотрение дела и принятие по делу решения;
г) возбуждение управленческого дела (вопроса);
д) исполнение решения.
24. Система административного процесса включает в себя следующие производства:
а) по делам об административных правонарушениях;
б) особое производство;
в) по делам о поощрениях;
г) по принятию актов государственного управления;
д) по делам и дисциплинарным проступкам, подлежащим разрешению администрацией предприятия, учреждения, организации;
е) приказное производство;
ж) по предложениям, заявлениям и жалобам граждан.
25. К мерам административно-процессуального обеспечения относятся:
а) досмотр вещей и документов;
б) обыск;
в) доставление;
г) выемка;
д) медицинское освидетельствование;
е) личный досмотр;
ж) привод;
з) административное задержание;
и) осмотр служебных помещений и их опечатывание;
к) проверка документов у граждан, водителей транспортных средств и лиц, сопровождающих грузы;
л) досмотр вещей и транспортных средств.
26. К мерам, направленным на получение доказательств, относятся:
а) досмотр вещей и документов;
б) обыск;
в) доставление;
г) выемка;
д) медицинское освидетельствование;
е) личный досмотр;
ж) привод;
з) административное задержание;
и) осмотр служебных помещений и их опечатывание;
к) проверка документов у граждан, водителей транспортных средств и лиц, сопровождающих грузы;
л) досмотр вещей и транспортных средств.
27. В протоколе заседания указывается:
а) содержание рассматриваемого дела;
б) дата и место рождения нарушителя;
в) сведения о явке лиц, участвующих в деле;
г) место работы нарушителя;
д) сведения об оглашении принятого постановления;
е) разъяснения порядка и сроков обжалования постановления;
ж) место работы свидетелей;
з) документы и вещественные доказательства, исследованные при рассмотрении дела;
и) наименование и состав органа, рассматривающего дело;
к) объяснения лиц, участвующих в деле, их ходатайства и результаты их рассмотрения.
28. Процессуальными основаниями пересмотра постановления об административном правонарушении могут быть:
а) жалоба потерпевшего;
б) протест прокурора;
в) усмотрение органа, принявшего постановление;
г) жалоба свидетеля;
д) жалоба лица, в отношении которого вынесено постановление;
е) жалоба эксперта.
29. Виды контроля за законностью в государственном управлении:
а) судебный контроль;
б) контроль гражданина;
в) общий надзор прокуратуры;
г) административный надзор;
д) контроль Парламента РБ;
е) контроль Правительства РБ;
ж) контроль Президента РБ;
з) общественный контроль.
30. Контроль органов исполнительной власти:
а) судебный контроль;
б) контроль гражданина;
в) общий надзор прокуратуры;
г) административный надзор;
д) контроль Парламента РБ;
е) контроль Правительства РБ;
ж) контроль Президента РБ;
з) общественный контроль.
Рекомендуемые источники
для подготовки к коллоквиуму
1. Нормативные правовые акты:
Конституция Республики Беларусь. Мн., 1997.
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Текст с изм. и доп. по сист. на 15 февр. 2002 г. Мн.: Амалфея, 2002.
Закон Республики Беларусь "О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах" //' Ведомости Нац. Собрания Республики Беларусь. 1998. № 29-30. Ст. 466.
Закон Республики Беларусь "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" // Ведомости Нац. Собрании Республики Беларусь. 2000. № ,'). Ст. 10.
Закон Республики Беларусь "О милиции" // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1991. № 13. Ст. 130.
Закон Республики Беларусь "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» Беларусь" // Ведомости Нац. Собрания Республики Беларусь. 2000. .\" 1. Ст. 39.
Закон Республики Беларусь "О внутренних войсках МВД Республики Беларусь" // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993. № 21. Ст. 252.
Закон Республики Беларусь "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республики Беларусь" // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993. № 21. Ст. 2SO.
Закон Республики Беларусь "О пожарный безопасности"// Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1999. № 23. Ст. 282.
Закон Республики Беларусь "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" // Ведомости Пан. Собрания Республики Беларусь. 2000. № 19. Ст. 238.
Закон Республики Беларусь "Об общественных объединениях" // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1994. .N» 29. Ст. 503.
Трудовой кодекс Республики Беларусь // Ведомости Нац. Собрания Республики Беларусь. 1999. № 26-27. Ст. 432.
Декрет Президента Республики Беларусь "О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительной дисциплины" // Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1999. № 21. Ст. 586.
Декрет Президента Республики Беларусь "Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования" // Собрание декретов, указов Президента и постановлении Правительства Республики Беларусь. 1999. № 9.
Декрет Президента Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11 и некоторых вопросах государственной регистрации отдельных юридических лиц" // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 109.
Декрет Президента Республики Беларусь "О создании единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1999. № 7. Ст. 490.
Закон Республики Беларусь "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь" // Ведомости Нац. Собрания Республики Беларусь. 2000. № 4. Ст. 39.
Закон Республики Беларусь "О Комитете государственного контроля Республики Беларусь" // Ведомости Нац. Собрания Республики Беларусь. 2000. № 9. Ст. 53.
Закон Республики Беларусь "О профессиональных союзах" // Ведомости Нац. Собрания Республики Беларусь. 2000.№ 9. Ст. 54.
Указ Президента Республики Беларусь "О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления, подчиненных Правительству" // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 92.
Указ Президента Республики Беларусь "О создании кадрового реестра Главы государства Республики Беларусь" // Собрание указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1995. № 32. Ст. 733.
Положение о классах служащих государственного аппарата и установлении надбавок за выслугу лет /'/ Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1994. № 16.'Ст. 263.
Положение об Управлении делами Президента Республики Беларусь // Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 2000. № 6. Ст. 149.
Положение о Совете Безопасности Республики Беларусь // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. № 1. Ст. 10.
Положение о Министре Республики Беларусь. // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 111.
Положение об Администрации Президента // Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1997. № 3. Ст. 103.
Положение об аппарате Совета Министров Республики Беларусь // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. № 2.
Регламент Совета Министров // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 33.
Положение о прохождении службы в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь // Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1999. .№ 9. Ст. 218.
Перечень категорий работников, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих функционирование государственного аппарата, не относящихся к служащим государственного аппарата // Собрание постановлений Правительства Республики Беларусь. 1994. № 4. Ст. 39.
Типовые правила внутреннего трудового распорядка. Утв. постановлением Госкомтруда от 19.05.1994 г. // Нац. Экон. газ. 1994. № 28.
Положение о дипломатической службе Республики Беларусь // Сб. действ, нор-мат. актов Президента Республики Беларусь (1994-1997). Мн„ 1998.
Положение о порядке представления к награждению государственными наградами Республики Беларусь и образцах свидетельства к государственным наградам // Собрание указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1995. № 25. Ст. 598.
Положение о Председателе областного, Минского городского исполнительных комитетов // Собрание указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1995. № 33. Ст. 804.
Положение о Председателе районного, городского исполнительного комитета // Собрание указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1996.№ 14. Ст. 347.
Положение об организации работы с руководящими кадрами, должности которых включены в перечень № 2, кадрового реестра Главы государства Республики Беларусь // Собрание указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1996. № 21. Ст. 509. Положение о прохождении службы в органах Прокуратуры Республики Беларусь //Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1996. № 24. Ст. 443.
Положение о порядке и условиях присвоения классов служащим государственного аппарата. // Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1997. № 31. Ст. 979.
Положение о порядке и условиях заключения контрактов со служащими государственного аппарата // Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1999. № 34. Ст. 1007.
Специальная литература
Агеева ЕЛ. Юридическая ответственность в государственном управлении. Ленинград, 1990.
Бачило ИЛ. Функции органов управления. М-, 1976.
Вишняков В.Г. Структура и штаты органов советского государственного управления. М, 1972.
Гавриленко Д.А., Гавриленко С. Д. Административное право. Учебное пособие. Мн. 2002.
Козлов Ю. М. Административное право в вопросах и ответах. М. 2001.
Сухаркова А. И. Административное право. Мн. 1999.
Постникова А. А., Сухаркова А. И. Административное право. Мн. 2001.