Кадровая служба в органах прокуратуры

Задачи кадровой службы органов прокуратуры претерпевают значи-
тельные изменения. Проявилась острая необходимость в выработке ее
принципов дабы стабилизировать кадровый состав, сделать его высоко-
профессиональным, обладающим необходимыми моральными качествами
для достижения соответствующих целей и задач.

Кадровая служба в органах прокуратуры определяется сложившейся
системой управления и в этой связи отражает ее трехуровневую (трех-
звенную) структуру. Единство и централизация системы органов проку-
ратуры, подчиненность нижестоящих прокуроров вышестоящим нашли
преломление в целях, задачах, направлениях кадровой работы.

В районном звене органов прокуратуры прокурор района (города)
осуществляет все задачи и функции кадровой службы в отношении
вспомогательного персонала. Он принимает на работу и увольняет с
нее, применяет меры дисциплинарного характера, обладает всеми пол-
номочиями работодателя, предусмотренными в законодательстве о тру-
де Российской Федерации.

В отношении оперативного состава прокурор района (города) обладает
ограниченными возможностями. Многие вопросы кадровой работы, как
свидетельствует практика, решаются прокурором района (города) за счет
личного авторитета руководителя и его умения управлять коллективом
прокуратуры без достаточно выраженных в документах полномочий по
принятию кадровых решений. Прокуроры районов (городов):

* ведут предварительный учет и отбор кандидатов на вакантные должно-
сти помощников прокуроров и следователей;

*»* организуют работу по повышению квалификации действующего кад-
рового состава;

* поддерживают необходимую дисциплину и организационный поря-
док;

*•* оказывают влияние на продвижение подчиненных сотрудников по
службе;

*> участвуют в формировании коллективов способных эффективно ре-
шать стоящие перед органами прокуратуры задачи.
На этом же уровне управления действуют прокуроры городов с рай-
онным делением. Их правовое положение некоторым образом отличается
от положения прокуроров районов (городов). Так, в соответствии со
ст. 19 Закона о прокуратуре прокуроры городов с районным делением
* руководят деятельностью районных и приравненных к ним прокура-
тур;

*!« вносят вышестоящим прокурорам предложения об изменении штат-
ной численности своих аппаратов и подчиненных прокуратур, о кад-
ровых изменениях.

Приказом Генерального прокурора РФ от 21 октября 1996 г. № 57 «Об
организационных основах деятельности прокуратур городов с районным
делением» установлено, что прокуроры субъектов Российской Федерации
должны обеспечить прокурорам городов с районным делением условия для
реализации предусмотренных ст. 19 Закона о прокуратуре полномочий по
руководству районными прокуратурами, не допуская смешения и дублиро-
вания их функций. Прокуроры субъектов РФ в соответствии с данным при-
казом должны осуществлять в числе других и кадровое обеспечение этих
прокуратур. Прокуроры городов с районным делением обязаны, в свою
очередь, принимать меры по повышению деловой квалификации проку-
рорско-следственных работников прокуратуры города, подчиненных про-
куратур. Они вносят предложения вышестоящим прокурорам об изменении
штатной численности своих аппаратов и подчиненных прокуратур, о кад-
ровых изменениях, о поощрении и привлечении к дисциплинарной ответ-
ственности прокурорско-следственных работников.

При различии в правовом положении прокуроры городов с районным
делением, как и прокуроры районов (городов), обладают полномочиями
при принятии кадровых решений в отношении вспомогательного персо-
нала в объеме, установленном законодательством о труде Российской
Федерации для работодателей. Они решают кадровые вопросы в отноше-
нии оперативных работников (помощников, следователей) в таком же
объеме, порядке и в той же форме, как это делают прокуроры районов
(городов).

На втором уровне управления в прокуратурах субъектов Российской
Федерации и в приравненных к ним прокуратурах субъектами кадровой
службы являются прокуроры-руководители, старшие помощники и по-
мощники прокуроров субъектов РФ по кадрам.

Прокуроры субъектов федерации, приравненные к ним прокуроры в
соответствии со ст. 18 Закона о прокуратуре руководят деятельностью
прокуратур городов и районов, иных приравненных к ним прокуратур,
могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и под-
чиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, ус-
тановленных Генеральным прокурором.

В прокуратурах субъектов РФ в штаты введены должности старших
помощников и помощников прокуроров субъектов РФ по кадрам, на ко-
торых возложена фактически вся работа по кадровому обеспечению про-
куратур. В некоторых прокуратурах созданы самостоятельные отделы ка-
дров. Они отвечают за организацию кадровой работы не только в
аппарате прокуратуры субъекта РФ, но и во всей нижестоящей системе
органов прокуратуры.

Во многих прокуратурах субъектов РФ приняты положения об отделах
кадров, регламенты работы прокуратуры и другие организационно-
управленческие документы, позволяющие более рационально вести кад-
ровую работу.

На третьем высшем уровне управления в аппарате Генеральной проку-
ратуры к субъектам кадровой службы относится Генеральный прокурор. В
соответствии со ст. 17 Закона о прокуратуре он руководит системой про-
куратуры, издает обязательные для исполнения всеми работниками орга-
нов прокуратуры правовые документы, регулирующие порядок реализации
мер материального и социального обеспечения, в пределах выделенной
штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и струк-
туру Генеральной прокуратуры, определяет полномочия структурных под-
разделений, устанавливает штатную численность и структуру подчинен-
ных органов и учреждений прокуратуры.

Генеральный прокурор назначает на должности и освобождает от них
прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним прокуроров и их замести-
телей, директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений сис-
темы прокуратуры РФ и их заместителей, прокуроров районов и городов.

В структуре аппарата Генеральной прокуратуры РФ кадровая служба
выделена в самостоятельное управление кадров, состоящее из четырех
отделов. Первый отдел занимается кадрами центрального аппарата. В
компетенцию второго отдела входит организационно-методическое обес-
печение, штаты и обучение кадров. Третий отдел занимается кадрами
территориальных органов прокуратуры. В качестве четвертого функцио-
нирует отдел пенсионного обеспечения.

Названные кадровые подразделения центрального аппарата Генераль-
ной прокуратуры действуют в соответствии с Положением об управлении
кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 25 апреля
1996 г. Управление кадров Генеральной прокуратуры РФ:
•I* организует, направляет и осуществляет контроль за работой с кадрами
в прокуратурах субъектов РФ, территориальных, а также военных и
специализированных прокуратурах;

•I* совместно с другими подразделениями осуществляет работу по под-
бору, расстановке, воспитанию и обучению кадров в Генеральной
прокуратуре РФ;

«5* проводит проверки работы с кадрами, в том числе совместно с други-
ми подразделениями аппарата, оказывает практическую помощь;
<* готовит материалы для рассмотрения на заседании коллегии и опера-
тивных совещаниях при руководстве Генеральной прокуратуры РФ.
Другое направление работы с кадрами — контроль исполнения орга-
нами прокуратуры требований Закона о прокуратуре, приказов Генераль-
ного прокурора РФ, инструкций и указаний по кадровым вопросам.

Изучая кадры органов прокуратуры, управление кадров готовит резерв
для выдвижения на должности прокуроров субъектов РФ, иных прирав-
ненных к ним прокуроров и их заместителей, начальников управлений и
отделов Генеральной прокуратуры РФ и их заместителей, вносит предло-
жения о назначении на эти должности компетентных работников, пригод-
ных по своей деловой квалификации и индивидуально-психологическим
качествам к руководящей работе. Значительная работа связана с подготов-
кой материалов о назначении или освобождении работников по должнос-
тям, на которые правом назначения наделен Генеральный прокурор РФ,
присвоением классных чинов.

Кроме того, управление кадров Генеральной прокуратуры РФ изучает и
обобщает работу по аттестации прокурорских работников в подведомствен-
ных прокуратурах, совместно с отделами и управлениями готовит материа-
лы и проводит аттестацию руководящих работников прокуратур субъектов
РФ, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур,
работников аппарата Генеральной прокуратуры РФ.

Среди других направлений работы с кадрами, которые реализуются в
деятельности управления кадров Генеральной прокуратуры РФ следует
выделить:

Ч* анализ состояния работы с кадрами в системе прокуратуры РФ;
•I» изучение и распространение положительного опыта;

»> рассмотрение вопросов, связанных с награждением, поощрением и
дисциплинарной ответственностью работников органов прокуратуры.
На управление кадров возложены обязанности по:

«I» организации профессионально-психологического отбора лиц, пред-
ставляемых на работу в органы прокуратуры;

•> разработке критериев оценки деятельности следователей и прокуроров;
* изучению практики использования штатной численности;
•> разработке предложений по совершенствованию структуры и штатов
аппарата Генеральной прокуратуры и подведомственных прокуратур.
Управление кадров Генеральной прокуратуры РФ занимается также
организацией работы по профессиональному обучению прокурорско-
следственных кадров, внедрению передовых приемов и методов учебы на
местах.

Кроме специализированного управления по работе с кадрами в аппарате
Генеральной прокуратуры РФ ответственными за нее являются заместите-
ли Генерального прокурора, начальники управлений и отделов Генераль-
ной прокуратуры РФ, которые обязаны формировать профессионально
подготовленный, инициативный корпус прокурорских кадров в возглавля-
емой организационной системе.

Наши рекомендации