Пример итогового контрольного задания
Задание 1. Русаков купил автомашину «Жигули», в соответствии с законодательством зарегистрировал ее в отделе ГИБДД. Он обратился с заявлением в городскую администрацию с просьбой выделить ему земельный участок под строительство гаража. Во время поездки по городу Русаков нарушил правила проезда перекрестка, и его автомашина столкнулась с автомашиной, управляемой Кирсановым. Обе автомашины получили повреждения. Инспектор ГИБДД составил протокол и передал его начальнику отдела ГИБДД, который подверг Русакова штрафу. Русаков своевременно штраф не уплатил, поэтому постановление о наложении штрафа было направлено в бухгалтерию по месту его работы для взыскания из зарплаты. Проанализируйте основания, юридическую природу и структуру данных правоотношений.
Задача 1.
Гражданин Осипов, купив земельный участок в поселке Мирный, решил озеленить его деревьями и кустарниками. В лесу он нашел поросль молодых деревьев и кустарников и выкопал наиболее подходящие для него, при этом, уничтожив находящиеся рядом молодые растения, на замечания проходивших мимо граждан Осипов не реагировал.
Квалифицируйте данное правонарушение.
Задача 2.
Бармен одного из ночных клубов города не доливал напитки в коктейли посетителей. При проведении ревизии было выявлено, что остается большое количество напитков после продажи коктейлей. На бармена директором клуба был наложен штраф.
Законны ли действия директора клуба. Содержит ли деяние состав административного правонарушения? Кто может быть привлечен к административной ответственности и кем?
Задача 3.
В процессе проведения проверок столовых города, в одной из них было обнаружено нарушение правил хранения и реализации продуктов питания.
Квалифицируйте данное правонарушение.
Есть ли в совершенном деянии состав административного правонарушения? Кто может быть привлечен к административной ответственности? Ответ аргументируйте со ссылкой на статью КоАП РФ.
Задача 4.
Гражданин Василенко О.Г. в продуктовом магазине взвесил 1 кг яблок на сумму 63 рубля, после чего, вскрыв пакет, добавил туда еще 4
яблока. Данный факт был зафиксирован сотрудником службы
охраны магазина, осуществляющим наблюдение за торговым за
лом с помощью видеокамеры.
Кто уполномочен возбудить производство по делу об административном правонарушении, рассмотреть данное дело, и какую ответственность понесет гражданин Василенко?
Задача 5. Гражданин Китая Н. прибывший на территорию России, обратился в территориальный орган внутренних дел за оформлением разрешения на временное проживание. При оформлении разрешения у Н. потребовали пройти обязательную дактилоскопическую регистрацию. Н. заявил, что не обязан проходить дактилоскопическую регистрацию, так как он прошел шестимесячную проверку и личность его установлена. ОВД отказал Н. в выдаче разрешения на временное проживание.
Считая отказ незаконным, гражданин Китая обратился в суд.
Дайте юридический анализ дела. Какой порядок установлен действующим законодательством при оформлении разрешения на временное проживание? Какие правовые последствия могут иметь место при отказе лица пройти обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию? Назовите основания отказа в выдаче либо аннулировании разрешения на временное проживание? Правомерен ли отказ в выдаче разрешения?
Критерии оценки итогового контроля знаний студентов
№ | Критерии оценки ответов | Баллы за 1 контрольное задание |
получает студент, проявивший всесторонние и глубокие знания изученного материала и дополнительной литературы, обнаруживший творческие способности в понимании, изложении и практическом использовании материала, а именно: • полно раскрыто содержание материала в объёме программы, согласно ГОС ВПО; • чётко и правильно даны определения и раскрыто их понятие; • приведены практические примеры; • ответ самостоятельный, при ответе использованы межпредметные и внутрипредметные знания; • практические задания выполнены полностью, без ошибок и недочетов; - владеет навыками анализа нормотворческой деятельности; - владеет навыками составления документов, характеризующих трудовую деятельность работника и работодателя; - владеет навыками принятия решений и совершения действий по защите трудовых прав и интересов работников и работодателей; - владеет навыками квалификации юридических фактов и обстоятельств | 4,5-5 | |
получает студент, проявивший полное знание изученного материала, освоившему основную литературу, обнаруживший устойчивый характер знаний и умений, а также способен к самостоятельному их применению и обновлению в ходе последующего обучения и практической работе, а именно: • раскрыто основное содержание материала согласно ГОС ВПО; • даны основные определения, раскрыты понятия дисциплины; • ответ самостоятельный; • материал изложен неполно, при ответе допущены неточности, не соблюдается последовательность изложения; • допущены небольшие неточности в выводах и использовании терминов, понятий; • практические задания выполнены с незначительными погрешностями; - не в полной мере владеет навыками анализа нормотворческой деятельности; - не в полной мере владеет навыками составления документов, характеризующих трудовую деятельность работника и работодателя; - не в полной мере владеет навыками принятия решений и совершения действий по защите трудовых прав и интересов работников и работодателей; - не в полной мере владеет навыками квалификации юридических фактов и обстоятельств | 4-4,4 | |
получает студент, проявивший знания основного минимума изученного материала в объеме, необходимом для последующего обучения и предстоящей практической деятельности, знаком с основной литературой, допустивший неточности в ответах и/или давшему неполные ответы экзаменатору, а именно: • представлено основное содержание материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; • определения и понятия даны не чётко, с незначительными погрешностями; • ответ не самостоятельный, требующий наводящих вопросов; • практические задания выполнены с ошибками, требующими корректировки; - недостаточно свободно владеет навыками анализа нормотворческой деятельности; недостаточно свободно владеет навыками составления документов, характеризующих трудовую деятельность работника и работодателя; - недостаточно свободно владеет навыками принятия решений и совершения действий по защите трудовых прав и интересов работников и работодателей; - недостаточно свободно владеет навыками квалификации юридических фактов и обстоятельств | 3 -3,9 | |
получает студент, обнаруживший существенные пробелы в знании основного материала, допустивший принципиальные ошибки, которые не позволяют ему продолжить обучение или приступить к практической работе без дополнительной подготовки по данной дисциплине, а именно: • основное содержание учебного материала в соответствии с ГОС ВПО не раскрыто; • не даны ответы на дополнительные вопросы преподавателя; • допущены грубые ошибки в определениях, практические примеры или доказательства не приведены; • не представлены умения и навыки выполнения практических заданий; - не владеет навыками анализа нормотворческой деятельности; не владеет навыками составления документов, характеризующих трудовую деятельность работника и работодателя; - владеет навыками принятия решений и совершения действий по защите трудовых прав и интересов работников и работодателей; - владеет навыками квалификации юридических фактов и обстоятельств | 0-2,9 |
Примерная тематика курсовых РАБОТ
1. Административное право - как отрасль права.
2. Субъекты административного права.
3. Административно-правовые отношении.
4. Административные наказания.
5. Институт доказательства и доказывания в производстве по делам об административных правонарушениях.
6. Административная ответственность как вид юридической ответственности.
7. Административно-правовые нормы.
8. Административно-правовой статус гражданина РФ.
9. Понятие и виды органов исполнительной власти.
10. Понятие, виды и принципы государственной службы.
11. Порядок прохождения государственной гражданской службы.
12. Понятие и состав административного правонарушения.
13. Производство по делам об административных правонарушениях.
14. Правовые основы управления иностранными делами.
15. Полиция: задачи, организация, направления деятельности, полномочия.
16. Понятие, особенности и структура административного процесса.
17. Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев.
18. Исполнительные органы в системе местного самоуправления.
19. Источники административного права.
20.Поступление на государственную гражданскую службу.
21. Государственная служба – институт административного права.
22.Ответственность государственных служащих.
23. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
24. Административно-правовой статус общественных объединений.
25. Контроль в государственном управлении: понятие, виды, формы и методы.
26. Понятие и виды административного принуждения.
27. Организация таможенного дела.
28. Институт регистрации в административном праве.
29.Порядок подготовки, принятия и вступления в силу правовых актов управления.
30. Административно-правовая организация механизма управления высшим образованием.
31.Меры административного принуждения, применяемые таможенными органами.
32.Административная ответственность за нарушение законодательства о защите прав потребителей.
33.Административно-правовые режимы в сфере предпринимательской деятельности.
34.Гарантии как элемент правового статуса государственных гражданских служащих.
35. Альтернативная гражданская служба Российской Федерации.
Примеры тестовых заданий
Вариант 1
1. Отдел кадров входит в блок организационной структуры исполнительного органа, именуемый как:
- производственный
- обеспечивающий
- руководящий
- вспомогательный
- управленческий
2. Не включается в законодательные основы статуса органов исполнительной власти:
- Кодекс
- инструкция
- указ
- закон
- распоряжение
3. Не включается в законодательные основы компетенции органов исполнительной власти:
- постановление
- кодекс
- любой подзаконный акт
- закон
4. Основными признаками исполнительного органа являются:
- организованный коллектив
- автономная часть госаппарата
- действие только от имени государства
- действие только от своего имени
- обладание собственной компетенцией
5. Структура федеральных органов исполнительной власти включает:
- департамент
- федеральная служба
- федеральное министерство
- Правительство РФ
- Администрация Президента РФ
6. Коллегиальным органом исполнительной власти является:
- федеральное министерство
- администрация области
- Совет Безопасности РФ
- Правительство РФ
- Совет Федерации Федерального Собрания
7. Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти наиболее полно реализуются в отрасли:
- производства
- экологии
- социальной инфраструктуры
8. Президент РФ руководит деятельностью министерства ... РФ
- обороны
- внутренних дел
- образования
- здравоохранения и социального развития
- финансов
9. Правительство РФ издает:
- постановление
- распоряжение
- указ
- закон
- положение
10. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат государственной регистрации, если они:
- изданы по поручению Президента РФ
- изданы по поручению Правительства РФ
- устанавливают правовой статус организации
Вариант 2.
1. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти - это:
- правительство республики в составе РФ
- администрация края
- аппарат полномочного представителя президента РФ в федеральном округе
- управление Федеральной Налоговой Службы по области
- территориальное учреждение Центрального Банка России
2. Территориальные органы специальной компетенции имеет:
- город Москва
- республика Дагестан
- Ленинградская область
- республика Карелия
- Краснодарский край
3. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации - это:
- правительство
- мэрия
- собрание представителей
- Дума
- департамент
4. Правовые источники статуса органов исполнительной власти в порядке возрастания их значимости:
1: Инструкция
2: Постановление
3: Указ
4: Закон
5. Признаком, наиболее полно характеризующим понятие государственной службы, является:
- обладание информацией
- выполнение обязанностей государственного администрирования
- работа в "чужих интересах"
- занятие умственным трудом
- воздействие на людей
6. Значение государственной службы наиболее полно отличает:
- вид государственного администрирования
- платная общественно полезная деятельность
- управление
- обслуживание управления
- интеллектуальное социально-культурное обслуживание людей
7. Базовыми принципами государственной службы являются:
- верховенство конституции РФ и федеральных законов
- приоритет прав и свобод человека
- единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;
- разделение законодательной, исполнительной и судебной власти
- доступность информации о гражданской службе;
8. Государственный служащий - это гражданин занимающий(ся):
- государственную должность
- должность в государственном аппарате
- должность в какой-либо организации и осуществляющий административную деятельность
- профессиональным управлением на государственной службе
- должность в государственной организации и осуществляющий административную деятельность
9. Государственным служащим является:
- федеральный министр
- ректор государственного университета
- руководитель государственного унитарного предприятия
- начальник управления Аппарата Государственной Думы РФ
- руководитель федеральной службы
10. Относится к административной должности госслужащих:
- должность в государственном учреждении
- должность в строевом подразделении
- руководители
- помощники (советники)
- специалисты
- обеспечивающие специалисты
Вариант 3.
1. Правовой фундамент государственной службы закладывает:
- Конституция РФ
- гражданский кодекс РФ
- Закон о системе государственной службы в РФ
- Закон о государственной гражданской службе
2. По правовому положению может классифицироваться ... служба
- государственная гражданская
- милитаризированная
- правоохранительная
- военная
- военизированная
3. Должностное лицо - это:
- служащий, имеющий право совершать определенные юридические действия
- руководитель, служащий, сотрудник или работник организации, обладающий властными полномочиями
- лицо, постоянно, временно или по специальному постановлению осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления
- руководящий работник, имеющий властные полномочия
- лицо, выполняющее управленческие функции
4. Госслужащие получают классные чины на этапах:
- поступления (приема) на государственную службу
- сдача квалификационного экзамена
- по истечении срока, установленного для прохождения службы в предыдущем классном чине
- перевода на другую должность
- поощрения
5. Государственный служащий не может быть принят на должность по объективным причинам личного характера, препятствующим исполнению им должностных обязанностей, в случае:
- признания его недееспособным решением суда
- наличия заболевания, подтвержденного медицинским заключением
- отказа от прохождения процедуры оформления к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну
- отказа от предоставления сведений об имущественном положении
- достижения 50-летнего возраста
6. Предельным возрастом пребывания государственных служащих на высшей государственной должности государственной службы является возраст ... лет
- 65
- как правило, до 65
- до 60
- до 70
- как правило, до 70
7. Дополнительный оплачиваемый отпуск для государственного служащего - это:
- материальное поощрение
- денежное поощрение
- поощрение в виде права на отдых
- моральное поощрение
-выплата, предусмотренная положением о федеральной государственной службе
8. Ограничения государственных служащих в порядке возрастания их степени выраженности:
1: Запрещение использовать в неслужебных целях СМИ
2: Запрет на занятие другой оплачиваемой деятельностью
3: Запрет на участие в органе управления коммерческой организации
4: Запрещение заниматься предпринимательской деятельностью
9. Этапы прохождения государственной службы в порядке их последовательного прохождения:
1: Поступление (прием) на государственную службу
2: Аттестация и повышения квалификации
3: Присвоение чинов
4: Прекращение службы
10. По результатам аттестации государственному служащему может даваться оценка:
- соответствия занимаемой должности гражданской службы
- соответствия занимаемой государственной должности
- соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
- соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации.
Литература
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ) // СЗ РФ,2009,№ 4, Ст. 445.
Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» (в ред. от 28.12.2010г.)// СПС «Консультант Плюс»
Федеральный конституционный закон от 23.06.1999г. №1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» (в ред. ФКЗ от 7.02.2011 г.)// СЗ РФ, 1999, № 26, Ст.3170.
Федеральный конституционный закон от 21июля 1994г. №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ред. от 28.12.2010)//СЗ РФ, 1994, №13, Ст. 1447.
Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996г. №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 06.12.2011)// СЗ РФ, 1997, №1, Ст. 1.
Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997г. №1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2010)// СЗ РФ, 1997, №9, Ст. 1011.
Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995г. №1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (ред. от 06.12.2011)// СЗ РФ, 1995, №18, Ст. 1589.
Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. ФКЗ от 28.12.2010) // СЗ РФ, 1997, № 51,Ст.5712.
Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. №5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (в ред. ФКЗ от 24.04.2008 г.) // СЗ РФ 2004, № 27, Ст. 2710.
Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011г. №1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (в ред. ФКЗ от 1.06.2011г.)// СЗ РФ, 2011, №7,Ст. 898.
Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (в ред. ФКЗ от 07.03.2005 г.)// СЗ РФ,2001,№ 23, Ст. 2277.
Кодекс РФ об административных правонарушениях. М., 2012г.
Гражданский кодекс РФ. Часть 1. М, 2011г.
Трудовой кодекс РФ. М., 2011.
Уголовно-процессуальный кодекс РФ. М., 2011.
Арбитражный процессуальный кодекс РФ. М., 2011.
Федеральный закон от 29 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 6.12.2011 г.) // СЗ РФ,2004, №31,Ст.3215.
Федеральный закон от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 28.06.2009 г.)// «Консультант Плюс»
Федеральный закон от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. ФКЗ от 6.12.2011г.)// СЗ РФ. 2006. №31. (часть 1). Ст. 3434.
Федеральный закон от 6 мая 2011г. №100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» // СЗ РФ,2011,№19,Ст. 2717.
Федеральный закон от 26 декабря 2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // СЗ РФ, 2008,№52 (часть I),Ст. 6249.
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (в ред. от 1.07.2011 г.) // СЗ РФ,1995, №21,Ст.1930.
Федеральный закон от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 7.12. 2011 г.) // СЗ РФ, 2003, № 40,Ст. 3822.
Федеральный закон от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 27.07.2010 г.)// СЗ РФ, 2006,№19,Ст. 2060.
Федеральный закон от 14 августа 2004 г. №30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 3.12. 2011г.)// СЗ РФ,2004, №33,Ст.3369.
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114 –ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (в ред. ФЗ от 29.04.2008 г.)// СЗ РФ,2002, №30,Ст.3031.
Федеральный закон от 8 января 1998г. № 7-ФЗ «О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» (ред. от 18.07.2011г.) // СЗ РФ,1998,№2,Ст.223.
Федеральный закон от 11 июля 2001г. № 95-ФЗ «О политических партиях» (в ред. от 3.05.2012 г.) // СЗ РФ,2001, №29,Ст.2950.
Федеральный закон от 25 июля 2002г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 6.12.2011 г.)//СЗ РФ,2002, №30,Ст.3032.
Федеральный закон от 24 июля 2002г. №102-ФЗ «О третейских судах Российской Федерации» (в ред. от 21.11.2011г.)// Российская газета,2002, 27 июля.
Федеральный закон от 22 декабря 2008г. № 262 –ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» (в ред. от 18.07.2011г.)//СЗ РФ,2008,№52 (ч.1),Ст.6217
Федеральный закон от 12 июня 2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ред. от 20.10.2011г.)// СЗ РФ,2002,№24,Ст.2253.
Федеральный закон от 10 января 2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ред. от 18.07.2011) // СЗ РФ,2002,№2,Ст.133.
Федеральный закон от 25 июня 2002г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (ред. от 23.07. 2008 г.)// СЗ РФ,2002,№26,Ст.2519.
Федеральный закон от 6 октября 1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. ФЗ от15.01.2012 г.)// СЗ РФ,1999,№42,Ст.5005.
Федеральный закон Российской Федерации от 28 марта 1998г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. ФЗ от 21.12.2009 г.)// СЗ РФ,1998,№13,Ст.1475; 2008, №49,Ст. 5746.
Федеральный закон от 17 декабря 1998г. №191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 03.12.2008г.)// СЗ РФ,1998,№51,Ст.6273.
Федеральный закон от 4 мая 2011г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Российская газета, 2011, 6 мая.
Федеральный закон от 17 декабря 1998г. №188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 18.07.2011 г.) // СЗ РФ,1998,№51,Ст. 6270.
Федеральный закон от 15 августа 1996г. №114 -ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с изм. от 6.12.2011 г.) // СЗ РФ,1996, №34, Ст.4029.
Федеральный закон от 6 апреля 2011г. №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // СЗ РФ,2011,№15,Ст. 2037.
Федеральный закон от 6 апреля 2011г. №63-ФЗ «Об электронной подписи» // СЗ РФ,2011,№15, Ст. 2036.
Федеральный закон от 7 февраля 2011г. №3-ФЗ «О полиции»// СЗ РФ, 2011, №7,Ст. 900.
Федеральный закон от 17 ноября 1995г. «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 21.11.2011г.) //СЗ РФ, 1995, №47,Ст.4472.
Федеральный закон от 30 ноября 2011г. №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета, 2011, 7 декабря.
Федеральный закон от 26 июня 1992г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (ред. от 27.09.2009 г.) // «Консультант Плюс».
Закон Российской Федерации от 27.04.1993 г. №4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (с изм. от 14.12. 1995 г.)// Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ,1993, №19, Ст.685; СЗ РФ,1995.№51,Ст.4970.
Всеобщая Декларация прав человека (Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН) // Российская газета, 1995, 5 апреля.
Международный пакт о гражданских и политических правах (Вместе с «Факультативным протоколом к Международному пакту о гражданских и политических правах») (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН.Ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 18.09.1973 № 4812-VIII) // Ведомости ВС СССР,1976,№ 17,Ст. 291.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ETS № 5) (Заключена в г.Риме 04.11.1950) (в ред. ФКЗ от 11.05.1994) // СЗ РФ,2001,№ 2,Ст.163.
Указ Президента Российской Федерации от 13.05. 2000г. №849 «Об утверждении Положения о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» (ред. от 30.04.2009 г.) // «Консультант Плюс».
Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. №763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 28.06.2005 г.) // СЗ РФ. 1996. №22. Ст. 2663; 2005. №28. Ст. 2865
Указ Президента РФ от 23 мая 2011г. №668 «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах» // Российская газета,2011,27 мая.
Указ Президента РФ от 20 мая 2011г. №657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» // СЗ РФ,2011, №21,Ст. 2930.
Указ Президента РФ от 11 января 1995 г. №32 «О государственных должностях Российской Федерации» (в ред. Указа Президента РФ от 14.01.2011г.) // СЗ РФ,1995, № 3,ст. 173.*
Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации (ред. от 2.01.2011г.) //СЗ РФ,2005, N 6,ст. 439*
Указ Президента РФ от 31 декабря 2005г. № 1574 «О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы» (в ред. от 23.11.2011г.)// Российская газета, 2006, 12 января*
Указ Президента РФ от 25 июля 2006г. №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» (в ред. от 23.11.2011г.) //СЗ РФ,2006,№31,Ст.3459.*
Указ Президента РФ от 11 февраля 2006г. № 90 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» (в ред. от 21.09.2011г.)//СЗ РФ,2006,№8,Ст.892*
Указ Президента РФ от 23.05.1996г. «О порядке опубликования и
вступления в силу актов Президента, Правительства и нормативных
правовых актов федеральных органов исполнительной власти»// СЗ
РФ. 1996. №17. Ст.781.
Указ Президента РФ от 17 февраля 2010г. №201 «Об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций» (вместе с "Положением об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций") // СЗ РФ, 2010, №8, Ст. 838.
Указ Президента РФ от 10 марта 2009г. №261. «О Федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)» // СЗ РФ,2009,№10,Ст. 1201.
Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010г. №93 «О видах государственной или иной службы, к которой привлекаются члены хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных и войсковых казачьих обществ» // СЗ РФ, 2010, №10, Ст. 1081.
Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010г. №96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (вместе с «Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», «Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // СЗ РФ, 2010, №10, Ст. 1084.
Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2008г. №71. «Об утверждении Типового Положения об образовательном учреждении Высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)» // СЗ РФ,2009,№ 10,Ст. 1241
Постановление Правительства РФ от 5 марта 2009г. №196. «Об утверждении Методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции» // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ,№ 4,2009.
Постановление Правительства от 24 мая 2011г. №413 «Об особенностях проведения государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета, 2011,27 мая.
Официальные акты высших судебных органов
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21. марта 2009г. № 3-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 6 и 15 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» в связи с жалобой граждан В.И. Лакеева, В.Г. Соловьева и В.Д. Уласа»//СПС «Консультант Плюс»
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31 января 2008г. №2-П «По делу о соответствии Конституции Российской Федерации положения пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и у тратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// Российская газета, 2008, 13 февраля.
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2007 г. № 5-П «По делу о проверке конституционности положений пунктов 2 и 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и пункта 8 правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, в связи с жалобами ряда граждан» // Российская газета, 2007, 11 апреля.
Постановление Конституционного Суда РФ от 17 мая 2011г. №8-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статьи 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих», статьи 5 Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» и статьи 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.П. Кузьменко и А.В. Орлова и запросом Избербашского городского суда Республики Дагестан» // Российская газета, 2011, 27 мая.
Постановление Конституционного Суда РФ от 25 апреля 2011г. №6-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 3.7 и части 2 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «СтройКомплект»» // СЗ РФ,2011,№19, Ст. 2769.
Основная литература
Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. М.:Норма, 2009г.*
Россинский Б.В. Административное право: Учебник/ Россинский Б.В., Старилов Ю.Н., 4-ое издание, пересм. и доп. М.: Норма Инфра, 2010.*
Конин Н.М. Административное право: Учебник, 2-ое издание. М.: Проспект, 2009г.*
Дополнительная литература
Агапов А.Б. Административное право: Учебник для бакалавров. Гриф МО. М., 2011 г.
Агапов А.Б. Административная ответственность: Учебник для вузов. М.: Юрайт, 2011г.
Алексеев Ю.П., Алисов А.Н., Барышников Ю.Н. и др. Теория управления. Учебник. Издание 3-е, доп. и перераб. /Под общ. Ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина – М.: изд-во РАГС, 2010.
Алехин А.П. Административное право Российской Федерации: Практикум. М.: Зерцало, 2011г.
Административное право: Учебник/ Д. Н. Бахрах. 6-е издание. М.: Эксмо, 2011.
Бахрах Д.Н., Мещерякова Т.Р. Проблемы установления и соблюдения сроков рассмотрения дела об административном правонарушении // Административное право и процесс, №1,2011.
Бочаров С.Н., Стахов А.И., Румянцев Н.В. Административная ответственность: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция". Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". М., 2011 г.
Булавин С.П., Черников В.В. Федеральный закон «О полиции»: предпосылки и концептуальные идеи // Административное право и процесс. №4. 2011.
Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М.: Норма, 2008.
Власов И.С. Правовые акты: антикоррупционный анализ / И.С. Власов и др./; отв. Ред.: В.Н. Найденко, Ю.А. Тихомиров, Т.Я. Хабриева; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации; Научно-исследовательский центр ФСБ России. М.: Юридическая фирма «Контракт», 2010. М.: Волтевс Клувер, 2010.
Волкова В.В. Поощрительное производство: общая характеристика// Современное право, №1, 2011,С.33.
Волкова В.В. О понятии и содержании поощрительных норм // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота,2011,№ 2(8), С.44.
Волкова В.В., Сапфирова А.А. Государственная служба: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Государственное и муниципальное управление» и «Юриспруденция». М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010.
Волкова В.В., Хахалева Е.В., Галузо В.Н. Административный процесс: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010.
Горяинов А.И., Кузин В.В., Якимов А.Ю. Специальные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения, применяемые в отношении водителей транспортных средств // Административное право и процесс,№5,2010.
Гречкина О. В. Сроки давности привлечения к административной ответственности за нарушение таможенных правил // Административное право и процесс,№5,2010.
Гришин Д.А. Совершенствование законодательства об административных правонарушениях, регламентирующего деятельность уголовно-исполнительной системы // Административное право и процесс, №6,2010.
Гукова Ж.А. Совершенствование административно-правового статуса государственных гражданских служащих // Административное право и процесс,№5,2011.
Давыдов К.В. Должностные регламенты государственных гражданских служащих как элемент реформы государственной службы Российской Федерации: основные правовые проблемы // Административное право и процесс,№4,2011.
Демин А.А. Проблема правомерности действий государственного служащего при получении незаконного приказа руководителя // Административное право и процесс,№4,2010.
Добробаба М.Б. Проблема понимания дисциплинарного проступка в служебном праве // Административное право и процесс,№5,2011.
Зуева Л.Ю. Виды сроков в административном праве // Административное право и процесс,№5,2011.
Зубарев С.М. Понятие и сущность общественного контроля за деятельностью государственных органов // Административное право и процесс,№5,2011.
Кузурманова И.В. Административно-юрисдикционная деятельность: системная декомпозиция // Административное право и процесс,№1,2011.
Конькова Т.Ю. О создании специализированного органа по контролю за поведением условно-досрочно освобожденных лиц // Административное право и процесс,№4,2011.
Краснов М.А., Талапина Э.В., Тихомиров Ю.А., Головицкий К.И., Южаков Н.В. Памятка эксперту по первичному анализу коррупциогенности законодательного акта/ под ред. В.Н. Южакова. – М., 2004.
Лебедев А.О., Чаплинский А.В. официальная электронная система правовых актов// Администратор суда. 2009. №2.
Масленников М.Я. Административно-процессуальные нормы – содержательная база формирования Российского административно-процессуального кодекса // Административное право и процесс,№1,2011.
Москвин Г.К. О необходимости принятия федерального закона «О федеральной системе профилактики правонарушений в Российской Федерации» // Административное право и процесс,№5,2010.
Мигачев Ю.И., Попов Л.Л., Тихомиров С.В. Административное право России: Учебник. Гриф УМО вузов России. М.: Проспект, 2011 г.
Мильшин Ю.Н. Содержание разрешительных правоотношений … // Административное право и процесс,№6,2010.
Новоселова Н.В. Развитие механизма выявления и разрешения конфликта интересов на государственной службе: некоторые проблемы правопонимания // Административное право и процесс. №6. 2010.
Панкова О.В., Салищева Н.Г. Настольная книга судьи по делам об административных правонарушениях. Научно-практическое пособие. М.:Проспект, 2011 г.
Панова И.В. Административно-процессуальное право России. М.: Инфра-М, Норма,2011 г.
Правовые акты. Учебно-методическое и справочное пособие/ Ю.А. Тихомиров, И.В. Котелевская. М.,1999.
Россинский Б.В. О презумпции невиновности при назначении административного наказания собственнику транспортного средства // Административное право и процесс,№5,2011.
Серков П.П. Рассмотрение дел об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: научно-практическое пособие/ П.П. Серков. М.: Норма, 2009.
Старилов Ю.И. Отечественное административное право и стандарты иностранной образовательной реформы // Административное право и процесс,2012,№ 3.
Талапина Э.В. Проверка качества нормативных актов: антикоррупционная экспертиза// Государственная служба. 2008. №6.
Тишуков Ю.В. Все о проверках: надзор и контроль. Ростов н/Д: Феникс, 2010.
Цуканов Н.Н. Обеспечение уведомления в производстве по делам производстве по делам об административных правонарушениях // Административное право и процесс,№5,2010.
Чаннов С.Е. О направлениях активизации деятельности комиссий по урегулированию конфликтов интересов // Административное право и процесс,№5,2011.
Чиркин В.Е. Государственное управление. Элементарный курс. М.: Юрист, 2002.
Хатова Ж.М. Фиксация доказательств при осмотре принадлежащих юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю помещений, территорий, находящихся там вещей и документов // Административное право и процесс,№5.2011.
www.kremlin/ru
http://www.pravitelstvo.gov.ru/
http://premier.gov.ru/
Вопросы для подготовки к экзамену
1. Понятие и предмет административного права как отрасли и как
науки.
2. Характерные черты исполнительной власти.
3. Управление. Государственное управление.
4. Административно-правовые нормы, их характерные особенности.
Материальные и процессуальные нормы.
5. Структура административно-правовой нормы.
6. Классификация административно-правовых норм. Действие во времени и пространстве.
7. Реализация административно-правовых норм.
8. Источники административного права.
9. Административно-правовые отношения, их характерные особенности и отличие от правоотношений в других отраслях права.
10. Общая характеристика субъектов административного права.
11. Административно-правовой статус гражданина РФ.
12. Особенности административно-правового статуса иностранных
граждан в РФ.
13. Гарантии прав и свобод граждан в сфере исполнительной власти.
14. Рассмотрение жалоб и иных обращений граждан в административном порядке.
15. Судебная защита прав и свобод граждан в сфере исполнительной
власти.
16. Органы исполнительной власти субъектов РФ.
17. Система органов исполнительной власти в РФ.
18. Система федеральных органов исполнительной власти в РФ.
19. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.
20. Правительство РФ, его правовой статус.
21. Компетенция Правительства РФ. Организация деятельности Правительства РФ.
22. Взаимоотношения Правительства РФ с Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ и судебными органами.
23. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти.
24. Предприятия, организации и учреждения как субъекты административного права.
25. Общественные объединения как субъекты административного права.
26. Религиозные организации как субъекты административного права.
27. Политические партии как субъекты административного права.
28. Понятие и виды государственной службы. Государственно-служебные отношения.
29. Понятие государственной гражданской должности, классификация государственных должностей.
30. Понятие государственного служащего. Виды государственных служащих. Основные требования, предъявляемые к лицу при поступлении на государственную службу.
31. Принципы государственной службы.
32. Права и обязанности государственного гражданского служащего.
33. Прохождение государственной гражданской службы.
34. Ответственность государственных гражданских служащих. Особенности дисциплинарной ответственности.
35. Прекращение государственно-служебных отношений.
36. Поступление на государственную гражданскую службу.
37.Общая характеристика форм и методов осуществления управленческой деятельности.
38. Акт государственного управления как административно-правовая форма деятельности органа исполнительной власти.
39. Классификация актов государственного управления.
40. Требования, предъявляемые к актам государственного управления. Действие актов государственного управления во времени и пространстве.
41. Административные договоры: понятие, виды, особенности.
42. Административная ответственность, ее характерные черты.
43. Освобождение от административной ответственности.
44. Административное правонарушение: понятие, состав.
45. Субъекты административной ответственности: физические и юридические лица.
46. Виды мер административных наказаний, принципы их назначения.
47. Административное принуждение, его виды.
48. Административно-восстановительные меры принуждения.
49. Административно-предупредительные меры принуждения.
50. Административно-принудительные меры медицинского характера.
51. Общие и специальные меры административно-правового пресечения.
52. Административный процесс, его виды.
53. Регистрационное производство.
54. Разрешительно- лицензионное производство.
55. Производство по принятию нормативных правовых актов.
56. Производство по жалобам.
57. Производство по делам об административных правонарушениях: понятие, принципы, сроки.
58. Субъекты административной юрисдикции по делам об административных правонарушениях.
59. Участники производства по делам об административных правонарушениях.
60. Стадии производства по делам об административных правонарушениях.
61. Протокол об административном правонарушении: юридическое значение, реквизиты.
62. Доказывание и доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях.
63. Рассмотрение дела об административном правонарушении: порядок, сроки, виды постановлений и определений.
64. Порядок обжалования и опротестования постановлений по делам об административных правонарушениях.
65. Порядок исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях.
66. Способы обеспечения законности в сфере исполнительной власти.
67. Общий надзор прокуратуры, его виды, полномочия прокурора.
68. Административный надзор.
69. Государственный контроль и его виды.
70. Судебный контроль за решениями и действиями органов исполнительной власти и их должностных лиц.
71. Общественный контроль: сущность и субъекты.
72. Административно-правовое управление в сфере экономики: прогнозирование, координация, лицензирование, контроль и надзор.
73. Управление федеральным имуществом.
74. Государственное управление транспортным комплексом.
75. Государственное управление в области связи и информатизации.
76. Государственное управление промышленным комплексом.
77. Государственное управление агропромышленным комплексом
78. Государственное управление в сфере социально-культурной деятельности.
79. Государственное управление в сфере образования.
80. Государственное управление в сфере культуры.
81. Государственное управление в сфере науки.
82. Государственное управление в сфере труда и занятости населения.
83. Государственное управление в области физкультуры и спорта
84. Государственное управление в сфере охраны здоровья населения.
85. Государственное управление в сфере природных ресурсов.
86. Государственное управление в сфере охраны общественного порядка.
87. Государственное управление в сфере обеспечения государственной безопасности.
88. Государственное управление обороной страны.
89. Государственное управление иностранными делами в РФ.
90. Государственное управление в области юстиции.
*Отмечаются издания, имеющиеся в библиотеке СКФ ГОУ ВПО РАП
[1] Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 1.12.2007г.)//Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 29. Ст. 2757.
[2] Устав Краснодарского края