Организация работы по надзору за исполнением законов

Эффективность прокурорского надзора за исполнением законов во
многом зависит от того, как организована работа. Организация работы по
надзору за исполнением законов — составная часть организации работы

прокуратуры в целом, под которой понимается совокупность взаимосвя-
занных и взаимодополняемых мер (мероприятий, элементов) по подбору,
расстановке, повышению квалификации прокурорских кадров, постоян-
ному регулированию (направлению) их деятельности, обеспечению их
всеми необходимыми средствами, сбору и анализу информации, анализу
работы прокуратуры и ее оценке, планированию работы, контролю за вы-
полнением планов, объединению усилий оперативного состава, других
органов в целях достижения высоких конечных результатов в плане ук-
репления законности.

Осуществление надзора за исполнением законов в прокуратурах за-
крепляется за конкретными прокурорскими работниками. В районных и
приравненных к ним специализированных прокуратурах, в зависимости
от штатной численности оперативного состава, эта работа закрепляется за
одним или несколькими помощниками прокурора. При отсутствии в шта-
те прокуратуры помощника прокурора, прокурорский надзор за исполне-
нием законов закрепляется обычно за заместителем прокурора, реже — за
прокурором. В республиканских, краевых, областных, равных им проку-
ратурах, в прокуратурах больших городов эта работа выполняется управ-
лениями или отделами по надзору за исполнением законов, за каждым из
работников которых закрепляются конкретные направления прокурор-
ского надзора.

Для оказания помощи районным и городским прокурорам и осуществ-
ления контроля за их работой за прокурорскими работниками этих управ-
лений или отделов закрепляются нижестоящие прокуратуры (зоны). Не-
зависимо от того, как распределены обязанности в прокуратурах,
прокуроры и их заместители участвуют в организации и осуществлении
прокурорского надзора за исполнением законов, направляют и контроли-
руют работу подчиненных прокуроров в этой области.

Для успешного осуществления надзора за исполнением законов требу-
ется хорошее знание законодательства и практики его применения, высо-
кое профессиональное мастерство. Это вызывает необходимость посто-
янного повышения квалификации прокурорских работников. Поэтому
различными формами учебы охватываются все прокурорские работники,
осуществляющие надзор за исполнением законов.

Важнейшими элементами организации работы по надзору за исполне-
нием законов являются сбор информации о нарушениях законов, ее ана-
лиз и планирование работы. Дело в том, что выполнение стоящих перед
прокуратурой задач по надзору за исполнением законов предполагает на-
личие полной и объективной информации о нарушении законов, позво-

ляющей систематически анализировать состояние, структуру и динамику
правонарушений и многочисленные обстоятельства, способствующие на-
рушениям. В широком плане под информационным обеспечением проку-
рорского надзора за исполнением законов понимается сбор, обработка,
хранение (накопление) различных сведений (данных) в процессе его осу-
ществления. Наибольший интерес для прокуроров представляют сведе-
ния о нарушении законов. Прокурор обязан проявлять активность в полу-
чении таких сведений.

Емкими источниками информации о нарушении законов являются
письменные и устные обращения граждан (жалобы, заявления), поступа-
ющие в прокуратуру; сообщения средств массовой информации (перио-
дической печати, радио, телевидения); обращения в прокуратуру руково-
дителей предприятий, учреждений, организаций, предпринимателей,
фермеров и других юридических и иных лиц, законные интересы которых
были нарушены; сообщения правоохранительных органов и органов кон-
троля о совершении правонарушений и принимаемых ими мерах. Сведе-
ния о нарушении законов содержатся также в уголовных и гражданских
делах, материалах прокурорских проверок, представлениях, вносимых
следователями по уголовным делам.

Разнообразной информацией обладают налоговые инспекции, комите-
ты по земельным ресурсам и землеустройству, центры санитарно-
эпидемиологического надзора и многие другие государственные органы
специальной компетенции, осуществляющие функции государственного
контроля за соблюдением законодательства, регулирующего отношения в
определенных сферах общественной жизни. Поэтому прокуроры путем
истребования из таких органов соответствующих материалов и сведений
или непосредственно при посещении этих органов получают, в частности,
информацию:

* о выявленных ими нарушениях законов, причинах нарушений и спо-
собствующих этому условиях;
*** о наступивших вредных последствиях в результате совершения этих

нарушений;

*»* о принятых или принимаемых мерах по устранению и предупрежде-
нию нарушений законов;

*«* о числе должностных лиц и граждан, привлеченных к администра-
тивной, иной ответственности;

*** о количестве и суммах заявленных исков в суды и арбитражные суды
в возмещение ущерба, причиненного нарушениями законов;

•5» о количестве материалов, направленных в органы прокуратуры и дру-
гие правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении
уголовного дела, и другую информацию.

Названные органы обычно имеют перспективные и текущие планы
или программы своей деятельности, с которыми также необходимо зна-
комиться прокурору и организовывать свою работу, сообразуясь с этими
плановыми документами.

Многочисленными сведениями о нарушении соответствующих зако-
нов обладают органы Министерства внутренних дел РФ, Федеральной
службы безопасности России, Федеральной службы налоговой полиции
РФ, Государственного таможенного комитета РФ. Обширной и разносто-
ронней информацией о состоянии законности и правопорядка в регионах
располагают органы представительной и исполнительной власти, а также
органы местного самоуправления.

Сводные данные о нарушениях законодательства, регулирующего от-
ношения в определенных сферах общественной жизни, могут быть полу-
чены прокурором в региональных органах Государственного комитета
РФ по статистике. Данные о числе и суммах рассмотренных и удовлетво-
ренных исков могут быть получены в судах общей юрисдикции и в арби-
тражных судах. Кроме того, в судах, а также в административных комис-
сиях при местной (муниципальной) администрации и в других органах,
обладающих правом применения административных санкций, прокуроры
получают сведения о числе лиц, привлеченных к административной от-
ветственности. Сведениями о несоблюдении требований государствен-
ных стандартов обладают региональные органы Государственного коми-
тета РФ по стандартизации и метрологии. Банковские, финансовые и
налоговые органы обладают сведениями о поступлениях средств, взыски-
ваемых с виновных по решениям судов и органов, обладающих правом
применения административных санкций.

В процессе организации работы по надзору за исполнением законов
необходимая прокурору информация о нарушении законов может быть
получена в различных общественных организациях и движениях. Соот-
ветствующую информацию прокуроры получают при изучении и рассле-
довании уголовных дел, при участии в рассмотрении судами уголовных и
гражданских дел.

Встречаясь с трудовыми и другими коллективами, гражданами по ме-
сту их жительства, с работниками профсоюзных органов, ведя прием по-
сетителей, участвуя в работе представительных и исполнительных орга-
142

нов власти, различных совещаний и заседаний, прокуроры нередко полу-
чают информацию о нарушениях законов. Разносторонние контакты про-
куроров с правоохранительными органами и с органами контроля, с ру-
ководителями органов власти и управления, с депутатами служат также
обогащению информационной базы прокурорского надзора за исполне-
нием законов.

Не следует сбрасывать со счетов и такой емкий источник информации,
каким являются личные (визуальные) наблюдения прокуроров, восприя-
тие ими реальной действительности.

Полученная прокурором информация о нарушениях законов подлежит
тщательному анализу, который позволяет видеть реальное состояние ис-
полнения законов, определить те законы, которые нарушаются чаще,
органы и должностных лиц, допускающих эти нарушения. Глубокий и
всесторонний анализ позволяет прокурору определить содержание перво-
очередных мероприятий, которые в наибольшей мере могут способство-
вать предупреждению нарушений законов, в том числе наметить органы,
где проверки исполнения законов надлежит провести в первую очередь.
Анализ позволяет определить также те проверки, проведение которых
следует поручить другим органам, помогает более целенаправленно осу-
ществлять прокурорский надзор за исполнением законов.

Работа по надзору за исполнением законов организуется на плановой
основе. Отдельные планы работы по надзору за исполнением законов, как
правило, не составляются. Соответствующие мероприятия, объединенные
в самостоятельный раздел, включаются в перспективные и текущие пла-
ны работы прокуратуры. И прежде всего:
* проведение проверок исполнения законов в связи с сигналами о их

нарушении;

*«* проверки законности издаваемых правовых актов;
*«* проведение совместных или одновременных с другими органами про-
верок исполнения законов;

*»* подготовка актов прокурорского надзора (реагирования), в том числе
обобщенных представлений, а также информации по результатам изуче-
ния правоприменительной практики;

*»* подготовка и предъявление исков и заявлений в суды общей юрис-
дикции и арбитражные суды;

*** подготовка методических рекомендаций по проведению проверок ис-
полнения законов;

*•* проведение разного рода предупредительно-профилактических меро-
приятий (бесед, выступлений в средствах массовой информации).

Предусматривается также проведение различных аналитических ме-
роприятий, в том числе по обобщению и изучению практики работы про-
куратуры, а в вышестоящих прокуратурах — мероприятий по оказанию
помощи районным и городским прокурорам в правильной организации
надзора за исполнением законов.

Плановые мероприятия прокуратуры во избежание дублирования не-
обходимо согласовывать с мероприятиями, планируемыми и реализуе-
мыми другими правоохранительными органами и органами контроля.
Необходимо учитывать также мероприятия, проводимые в регионах по
решениям органов представительной и исполнительной власти.

В процессе исполнения планы работы могут корректироваться. Одна-
ко общий объем запланированных мероприятий должен быть выполнен.
В определенной мере этому способствует контроль со стороны руководи-
телей прокуратур за выполнением планов работы, который должен быть
постоянным. Вышестоящие прокуроры проводят проверки исполнения
заданий, плановых мероприятий в нижестоящих прокуратурах. Такие
проверки — один из методов управления органами прокуратуры.

Осуществляя надзор за исполнением законов, прокуроры тесно взаимо-
действуют с другими подразделениями прокуратуры, с прокурорскими ра-
ботниками, за которыми закреплены другие направления (отрасли) надзо-
ра, а также со следователями. Это взаимодействие проявляется во
взаимном обмене разносторонней информацией, в согласованности дейст-
вий, исключающей дублирование, проведении совместных надзорных а
также иных действий и мероприятий. Прокуроры поддерживают тесные
деловые контакты с руководителями, депутатами и другими сотрудниками
органов представительной и исполнительной власти, правоохранительных
органов и органов контроля. Контактируют прокуроры и с общественными
организациями и объединениями. Организация такого взаимодействия и
поддержание контактов является составной частью организации работы.

Все положительное, передовое, применяемое при осуществлении
надзора за исполнением законов, рекомендации, разработанные учены-
ми и практиками и направленные на совершенствование работы проку-
ратуры, подлежат распространению, внедрению в практику работы всех
прокуратур. Поэтому распространение передового опыта и внедрение
научных рекомендаций в практику — это один из элементов организа-
ции работы.

В ходе организации работы по надзору за исполнением законов боль-
шое внимание уделяется ее учету, так как хорошо налаженный учет по-
144

могает изучению (анализу) проделанной работы, позволяет видеть объем
и в определенной мере качество выполненной работы, допущенные недо-
статки и, следовательно, оценивать ее, облегчает осуществление опера-
тивной и статистической отчетности.

Контрольные вопросы

1. Раскройте предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением
законов.

2. Перечислите полномочия прокуроров, направленные как на выявле-
ние, так и устранение нарушений законов и способствующих этому об-
стоятельств.

3. Назовите направления (подотрасли) прокурорского надзора за ис-
полнением законов.

4. Поясните, как организуется работа в прокуратурах района и области
по надзору за исполнением законов?

5. Какие Вы видите пути совершенствования прокурорского надзора
за исполнением законов?

Наши рекомендации