Прокуратура и ее место в системе органов государственной власти
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Для студентов дистанционного обучения
Юридического факультета
по дисциплине «Прокурорский надзор»
специальности030501.65– «Юриспруденция»
Белгород – 2009
Тема 1. Прокурорский надзор как наука, учебная дисциплина и его место в системе юридических дисциплин. Законодательное регулирование прокурорского надзора.
Прокуратура и ее место в системе органов государственной власти.
В статье 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» указано, что прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, а также иные функции, установленные федеральными законами.
Прокуратура занимает особое место в механизме государственной власти и является основным гарантом конституционной законности наряду с другими органами власти. На протяжении трех столетий с момента образования этого уникального правового института ведутся многочисленные дискуссии и споры среди ученых-теоретиков и практических работников о сущности, конституционно-правовом статусе, значении и месте прокуратуры в государственно-правовой системе.
В основном споры ведутся относительно функциональной роли прокуратуры. Одни авторы считают, что прокуратура должна оставаться исключительно надзорным органом. Другие видят необходимость преобразования прокуратуры исключительно в институт государственного обвинения, полагая, что надзор за исполнением законов в условиях построения демократического правового государства и рыночных отношений является пережитком тоталитарной системы. Однако совершенно очевидно, что слепое копирование западных моделей построения системы органов власти недопустимо для рос прав системы. Прокуратура во все времена играла большую роль в укреплении законности и правопорядка в России.
Ретроспективный анализ организации и деятельности прокуратуры в различные исторические эпохи показывает ее значимость в борьбе с преступностью коррупцией, беззаконием, произволом.
Статья 10 Конституции РФ гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».
Прокуратура выступает в качестве системы сдержек и противовесов в государстве. Прокуратура не входит ни в одну из ветвей власти, однако тесно взаимодействует с каждой из них. Так, Совет Федерации Федерального Собрания РФ назначает и освобождает от должности Генерального прокурора РФ и Председателя Следственного Комитета при прокуратуре РФ (пп. «з» и «ж» ч. 1 ст. 102 и ч.1 ст. 129 КРФ). Председатель Совета Федерации приводит к присяге лицо, назначенное прокурором. Федеральное Собрание РФ принимает законы, регулирующие организацию и деятельность органов прокуратуры. Генеральный прокурор РФ ежегодно выступает с докладом перед палатами Федерального Собрания РФ и Президентом РФ о состоянии законности и правопорядка в стране и о проделанной работе по их укреплению, в котором предлагается меры законодательного характера, проводится анализ действующего законодательства с точки зрения практики его применения, наличия противоречий и пробелов (ст. 12 ФЗ «О прокуратуре РФ»). Генеральная прокуратура РФ регулярно направляет в Государственную Думу РФ информацию о недостатках законодательного регулирования отдельных областей общественной жизни. Прокурор участвует в правотворчестве (разработка проектов нормативных правовых актов, связанных с деятельностью прокуратуры, участие в подготовке законопроектов другими органами власти, подготовка правовых заключений на законопроекты и др.). Прокуратура также проводит прокурорские проверки по запросам палат.
Следует помнить, что надзорная компетенция прокуратуры не распространяется на деятельность высших органов государственной власти (Президент РФ, Правительство, Федеральное Собрание РФ). Законом только предусмотрено, что в случае установления несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и законам РФ Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента РФ. А в случаях несоответствия нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ федеральному закону прокурор вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением об их оспаривании, за исключением случаев, когда проверка соответствия данных нормативных правовых актов федеральному закону невозможна без установления их соответствия Конституции РФ.
Прокуратура и исполнительная власть действуют по двум направлениям: надзор и взаимодействие. Так, например, прокурор участвует в правительственных программах; инициирует разработку Постановлений Правительства РФ, выступает координатором деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Прокуратура тесно взаимодействует с контролирующими органами. Так, контролирующие органы обязаны представлять в прокуратуру материалы, иную информацию, требующую прокурорского реагирования и оказывать прокуратуре и другим правоохранительным органам содействие при расследовании уголовных дел (путем проведения аудита, выделения специалистов для участия в проверках, предоставления дополнительной информации и т.п.).
Взаимодействие с судами осуществляется в рамках сотрудничества и взаимного профессионального контроля, целью которого является повышение уровня законности и эффективности правоохранительной деятельности. Суд осуществляет контроль за законностью применения прокуратурой мер процессуального принуждения при предварительном расследовании преступлений. Прокуратура контролирует законность судебных решений путем их обжалования в вышестоящие суды.