Сравните правовые системы двух штатов США, используя приемы внутреннего сравнения, а также общеметодологические приемы исследования правовых объектов.
Параметры сравнения | Критерии сравнения | Иллинойс | Массачусетс |
Система права | Основные черты | Соответствует критериям общего права без деления на частное и публичное, без деления на отрасли, основными источниками права являются судебный прецедент, законы, принятые легислатурами штатов, акты органов исполнительной власти. | |
Правотворчество | Законодательная власть принадлежит Генеральной ассамблее, формируемой в составе Сената и Палаты представителей, члены которых избираются избирателями в 59 округах по выборам в Генеральную ассамблею. Верховный суд штата наделен правотворческой функцией. | Законодательная власть формируется в составе двух палат: Сената и Палаты представителей, – каждая из которых вправе отклонить решение другой. Законодательный орган созывается ежегодно и именуется Генеральным собранием Массачусетса. В компетенцию легислатуры входит издание законов по вопросам общественного здравоохранения, безопасности, благосостояния и морали. | |
Система законодательства | Порядок разработки и принятия | Законопроект становится законом после одобрения его большинством голосов членов каждой из палат. Законопроект принимается поименным голосованием. Законопроект должен пройти три чтения по крайней мере в форме прочтения его названия в три различных дня заседаний. Перед голосованием тексты законопроекта и поправок к нему должны быть отпечатаны и переданы каждому члену палаты. Законопроекты, кроме законопроектов о выделении ассигнований, проведении кодификации и пересмотре законодательства, могут включать только один вопрос. У губернатора есть непреодолимо право вето. | Генеральное собрание наделяется полным правом и властью принимать, устанавливать и учреждать по необходимости оправданные и обоснованные приказы, законы, статуты и ордонансы, указания и инструкции как с санкциями, так и без них, не нарушающие Конституцию и не противоречащие ей. У губернатора есть право вето, которое может быть преодолено большинством обеих палат (2/3). По некоторому кругу вопросов народ путем референдума имеет право непосредственно законодательствовать (прямая законодательная инициатива) или изменять законы (право на референдум), то есть ограничивается право легислатур принимать законы. Запрещено легислатуре принимать налоги без согласия граждан (референдума). Л-ра не может отменить действие судебного приказа. |
Акты, имеющие высшую юридическую силу | Конституция штата Иллинойс (1970г) | Конституция штата Массачусетс (1780г) | |
Наличие кодексов | Есть уголовный кодекс. Остальные законы собраны в «В свод законов штата Иллинойс», консолидированные сборники, составленные по предмету регулирования. | Есть Торгово-коммерческий кодекс, Налоговый кодекс, Уголовный кодекс. Остальные законы собраны в «В свод законов штата Массачусетс» | |
Система правосудия | Структура | Нет специализированных судов, в самостоятельную группу не выделены суды справедливости, границы компетенции судов каждого уровня точно проведенными. Трехзвенная (в основном сложилась в 1962 г): окружные суды (21) рассматривают все без исключения дела по первой инстанции; юрисдикция их не ограничена. Решение ОкС м.б. обжаловано в апелляционном суде соответствующего судебного района и лишь в случаях вынесения смертного приговора — непосредственно в верховном суде штата. 360 окружных судей в каждом из округов избирают одного судью в качестве главного. Круг его обязанностей необычайно широк. Апелляционные суды (5 по числу судебных районов) имеют юрисдикцию, определенную Конституцией штата: они полномочны выносить окончательные решения по всем делам, поступающим из окружных судов, а в редких случаях — действовать в качестве судов первой инстанции, истребовав дело из окружного суда в порядке судебного надзора. Верховный суд штата, полномочия которого определены Конституцией Иллинойса, в основном занимается рассмотрением жалоб на решения апелляционных судов. Подача таких жалоб является правом стороны в тех случаях, когда в деле затронуты вопросы толкования | Наличие множества судов специальной и ограниченной юрисдикции в 14 графствах, совпадающая юрисдикция судебных органов, формально находящихся на различных иерархических уровнях, отсутствие заметной логики в порядке апелляционного обжалования судебных решений и отсутствие единого порядка в судопроизводстве, которое может значительно меняться от места к месту. Суды ограниченной и специальной юрисдикции в штате представлены: а) районными судами, б) судами по делам о завещаниях и финансовой несостоятельности, в) судами по делам несовершеннолетних, г) судами по жилищным вопросам, д) земельными судами, е) бостонским муниципальным судом. Уголовные дела рассматриваются судьей единолично, без участия присяжных, что дает обвиняемому право в случае несогласия с приговором требовать вторичного рассмотрения его дела судом присяжных в том же районе или обжаловать решение районного суда в высший суд. Бостонский муниципальный суд представляет собой редкий пример суда, чья юрисдикция в области уголовной и гражданской в географическом отношении не совпадает. Суд вправе принимать к производству почти все категории гражданских дел и дел, связанных с семейными отношениями, за исключением дел о разводе, раздельном проживании супругов и усыновлении. Он же является апелляционным судом для районных судов по некоторым категориям дел. Апелляционный суд рассматривает апелляции на решения по всем гражданским и уголовным делам (за исключением дел по обвинению в убийстве при отягчающих обстоятельствах) , а также жалобы на постановления административных органов. Высший суд в Массачусетсе является судом общей юрисдикции. Его апелляционная юрисдикция распространяется на все без исключения дела, рассмотренные в штате. В качестве суда первой инстанции он действует, обычно издавая судебные приказы. |
Дополнительные учреждения | Претензионный суд штата (находится за рамками судебной системы). Судебная следственная коллегия, судебная комиссия следят за деятельностью и поведением судей | Апелляционное отделение высшего суда. Действующее в составе трех судей верховного суда, оно может пересмотреть любое решение, принятое другими судьями этого же суда. Судебный совет и Судебную конференцию Комитет по жалобам занимается вопросами смещения судей, ведущих себя неподобающим образом. | |
Назначение судей | Судьи всех судов избираются населением в первый раз по партийным спискам, второй и последующий разы могут баллотироваться в порядке самовыдвижения. Судьи ВС и АС – на 10 лет, ОкС – на 6 лет, младшие судьи назначаются главным сульей окружного суда на 4 года с возможностью повторного назначения. Руководство ВС и АС меняется каждые три года. | Замещение судейских должностей на всех уровнях производится одним способом: все судьи пожизненно назначаются губернатором «по совету и с согласия» совета при губернаторе, состоящего из восьми членов, избираемых населением штата. | |
Суд присяжных | Участие присяжных в судах по уголовным делам по обвинению в тяжких и особо тяжких преступлениях обязательно. В гражданском суде – на усмотрении сторон или судьи. | Участие присяжных в процессе возможно и оставляется на усмотрение сторон. Решения, основанные на праве справедливости, выносятся без присяжных. | |
Правоохранительные органы | Прокуратура | Прокурор штата (генеральный прокурор) избирается населением на 4 года. Осуществляет юридическое обеспечение деятельности губернатора, выступает гособвинителем по узкому кругу, в основном гражданских, дел. Прокурор судебного округа избирается населением на 4 года Функции прокуратуры округа (не подчиняется прокурору штата): Ведет расследование преступлений, осуществляет конституционный контроль, прокурорский надзор, выступает государственным обвинителем и руководит обвинением в суде по уголовным делам. | |
Полиция | Полицией штата руководит комиссар, назначаемый губернатором штата. Полиция штата обеспечивает координацию действий полиции округов и МО, расследует преступления, предусмотренные законодательством штата и все дела по наркотикам. Осуществляет патрулирование и контроль над безопасностью дорожного движения. Полицией округа руководит шериф, избираемый населением округа. Шериф осуществляет базовые полицейские функции на территории, не входящей в состав МО, осуществляет управление следственными изоляторами и местами содержания под стражей округа, ведет основное расследование и ОРД. Муниципальные органы полиции наделены значительной самостоятельностью, не подчинены друг другу и полиции штата, несут на себе всю основную нагрузку по выполнению правоохранительных функций. 1 полицейский на 1000 жителей. Возглавляются начальником, который назначается органами местного самоуправления. | ||
Исправительные учреждения | Тюрьмы штата функционируют под управлением исправительных учреждений штата и подотчетны генеральному прокурору штата. | Тюрьмы подотчетны губернатору штата. Осужденные за уголовные преступления районным судом не могу содержаться в тюрьме штата; только в тюрьме графства и не более 2,5 лет | |
Органы ювенальной юстиции | Суд несовершеннолетних применяется к детям в возрасте до 16 лет, которые не находятся на обеспечении какого-либо государственного учреждения, школы перевоспитания для юных правонарушителей или иных учреждений, созданных в соответствии с законами штата. Обязанности судей в таком судей возлагаются главным судьей судебного округа на судей этого округа. СН есть во всех округах. Деятельность суда регламентирована специальным законом. | Суды по делам несовершеннолетних образованы только в трех городах Массачусетса (Бостоне, Спрингфилде и Уорчестере) и в графстве Бристоль; на остальной части штата дела о несовершеннолетних рассматриваются районными судами. Юрисдикция указанных выше судов распространяется на преступления, совершенные лицами до 17 лет, наказание за которые должно быть меньше, чем смертная казнь и пожизненное заключение. |
Задание 4.
Напишите эссе на одну из предложенных тем
1. Соотношение статутного и прецедентного права.
2. Судебная доктрина и концепция норм права.
3. Структура английского права.
4. Юридическая техника и юридическая терминология англо-американского права.