Правила процедуры административного процесса. Процессуальные акты,оформляющие процедурные действия и стадии прохождения дела, оформляются визами (резолюциями)
Процессуальные акты,оформляющие процедурные действия и стадии прохождения дела, оформляются визами (резолюциями), штампами, прикреплением специальных служебных документов и(или) записями в регистрационных книгах, составление специального отдельного документа, который представляет собой Юридически Значимое действие, реже – административный акт
Стадии процедуры:
1) возбуждение административного дела
(в разных видах административных производств условия возбуждения дела разные.
Юрисдикционный – возбуждение дела происходит по инициативе властного субъекта. Неюрисдикционный (за исключением производства по жалобам граждан) – возбуждение дела связано с волеизъявлением частного лица. Но так или иначе возбуждение дела должно быть как-то оформлено.
В случае, если это инициатива властного субъекта, то она связана с составлением соответствующего например протокола, в котором фиксируется начало производства по административному делу. ).
При возбуждении административного дела происходит сложный юридический состав. Частное лицо обращается в государственный орган.
Это обращение частного лица должно быть принято к производству, причем в отличие от судебного процесса, в рамках административного процесса не предполагается принятие решения о принятии обращения к производству. Если анализировать закон 2006 года, то наверное, единственное, о чем мы можем сказать, это то, что если есть обстоятельства, которые не позволяют считать обращение поданным, то в этом случае происходит отказ в рассмотрении обращения. Но круг таких случаев очень узок (обращение не содержит данных о лице, которое обратилось (анонимное), содержание обращения бессвязно).
Во всех остальных случаях обращение должно быть зафиксировано, принято к административному производству и, соответственно, если в судебной процедуре шире круг оснований для отказа в принятии к рассмотрению, то в административной процедуре – круг оснований для отказа в удовлетворении обращения (т. е. уже рассмотрев дело по существу, орган отвечает гражданину, что его права не нарушены или не затронуты и т. д.).
Фиксируется поступление обращения путем проставления входящего номера, который связан с регистрацией поступления обращения в соответствующей регистрационной книге, где идет последовательная фиксация номеров поступающих обращений и проставление специального штампа на самом обращении с указанием этого самого входящего номера. При этом, то что касается особенностей административного процесса в отличие от судебного, административное производство связано с проставлением отметок на самом тексте обращения и достаточно редко к этой бумаге прицепляются какие-то дополнительные документы.
Обычная логика рассмотрения предполагает, что обращение изначально попадает к руководителю и он назначает конкретного исполнителя, ставя визу. Соответственно это делается прямо на самом обращении и далее документ передается исполнителю. Бывает, что к нему прикрепляется специальный служебный документ, на котором ставится резолюция и дается поручение конкретному работнику подготовить определенный текст (флажок)
2) анализ данных и подготовка решения. После возбуждения дела обращение или какой-то материал, составленный самим государственными служащими (если не связано с обращением гражданина), передается тому исполнителю, который готовит проект решения. На этой стадии происходят все действия, которые необходимы для установления обстоятельств, значимых для принятия решения по делу. Условно говоря все доказывание в рамках административного производства происходит именно на этой стадии. Если речь идет о служащем, который отвечает за подготовку проекта решения, то в его обязанности входит сбор всех необходимых документов, при необходимости – истребование документов у заявителя, запрашивание документов у других государственных органов. Новый закон о государственных услугах предусматривает, что в будущем у заявителя нельзя будет требовать документы, которые имеются в этом государственном органе или в любом другом государственном органе, а установление значимых обстоятельств должно осуществляться путем взаимодействия с тем государственным органом, который обладает необходимой информацией.
Заявитель пользуется ограниченными возможностями, но может представить доказательства, имеющие значение для принятия решения
Подготовка проекта решения предполагает именно подготовку проекта ответа или административного акта, который должен быть вынесен. Проект ответа чаще всего связан с отказом удовлетворения требования по существу либо с предоставлением какой-то информации. А в случае когда, государственный орган совершает именно те действия, которые просит совершить заявитель, то речь идет либо о совершении ЮЗД и оформлении соответствующих документов либо об издании административного акта.
3) принятие решения. Мы говорили о ней применительно к изданию нормативных актов. Когда речь идет об издании нормативных актов, то полномочия по принятию решения предоставляются руководителю, когда речь идет об издании любых других актов или совершении ЮЗД – это могут быть и иные должностные лица, иногда даже служащие (но только если речь идет о ЮЗД, издание актов служащим никогда не предоставляется). Принятие решения осуществляется чисто формально путем подписания соответствующего документа, в том числе путем подписания письма, направляемого в адрес заявителя.
Для административных процедур не характерны те особенности, которые обнаруживаются в рамках судебных процедур. В рамках судопроизводства сегодня рассматривается как само собой разумеющееся, что решение не вступает в силу до тех пор, пока не истечет срок на его обжалование. В административном процессе это категорически не признается. В административном производстве срок на обжалование течет совершенно независимо от исполнения решения. Решение вступает в силу после принятия, оно подлежит исполнению. Действия гос. администрации рассматриваются как действия, которым обеспечить возможностью немедленной реализации, любая задержка опасна, черевата негативными последствиями для общих целей гос управления и т. д.
Есть правда возможность у суда приостановить исполнение индивидуальных актов, В АПК и ГПК – если идет речь об обжаловании действий или решений, то суд может по ходатайству лица может приостановить действие этого решения до окончательного разбирательства дела. Но таких полномочий не имеет вышестоящая административная инстанция.
4) факультативная – обжалование решения. 5) исполнение решения – они идут параллельно (см. выше). Исполнение решения может предполагать определенные действия со стороны государственных органов и соответствующих должностных лиц, а может предполагать и обязанность частного лица совершить какие-то действия (например, исполнение административного наказания). Исполнение решения может предполагать выдачу каких-то документов, связанных с исполнением решения, вынесение дополнительных актов, заключение соглашений или договоров на основании вынесенного решения. И все это с точки зрения административной процедуры рассматривается как стадия исполнения
6) надзор за исполнением решения. Характерна далеко не для всех видов административных производств. Есть виды, которые эту стадию включают – в частности, лицензионное производство (лицензионный надзор – лицензирующий орган осуществляет надзор за соблюдением лицензионных требований и условий. В рамках этой стадии орган может принимать разные неприятные для лицензита решения вроде приостановления действия лицензии, обращение в суд с требованием отозвать лицензию). Принципиально то, что это именно стадия производства. Когда говорят о процедурах лицензирования, бывает, что пытаются разрывать на моменте исполнения решения о выдаче лицензии. Для процедурных норм характерно, что в отличие от норм материального права, применяются те нормы, которые сохраняют юр. силу в момент совершения определенных процессуальных действий. В отношении полномочий по надзору за исполнением решения в лицензионном производстве можно обосновывать, что он должен осуществляться по тем правилам, которые действовали на момент выдачи лицензии, если правила меняются, они не должны применяться к тем, кто уже получил лицензию. Надзор в этом отношении рассматривается как часть общей процедуры.
В других видах производств довольно редко можно говорить о самостоятельной стадии надзора, выходящей за рамки исполнения решения, может быть контроль за исполнением решения, но он выступает не в качестве самостоятельной стадии, а входит в стадию исполнения решения (в рамках производства по делу об административном правонарушении – сначала дается шанс исполнить добровольно постановление, если не исполняет – начинается принудительное исполнение с помощью судебных приставов, но в этом случае контроль за тем, исполнено или не исполнено, находится в рамках самой стадии исполнения.)