Регулирования в области уголовного процесса. Уголовно-процессуальные отношения. Уголовно-процессуальные акты.

Уголовное судопроизводство изучается наукой или теорией уголовного процесса.

Предметом теории уголовного процесса являются:

- содержание, структура и система норм уголовно-процессуального права;

- социальные интересы и потребности, лежащие в основании уголовно-процессуальных норм и институтов;

- правоотношения, возникающие при производстве по уголовным делам как форма практической реализации норм права;

- нарушения уголовно-процессуальных норм, возникающие в ходе уголовно-процессуальной деятельности, их причины и способы устранения;

- типы, формы, тенденции развития зарубежного уголовного процесса, их достоинства, недостатки и влияние на отечественное процессуальное законодательство;

- история и направления развития уголовного судопроизводства;

- история изучения уголовного судопроизводства(историография науки уголовного процесса).

В систему приемов и способов исследования предмета уголовно-процессуальной теории входят:

- формально-юридический метод исследования, выражающийся в грамматическом, логическом и систематическом толковании норм права;

- метод сравнительного правоведения, заключающийся в сопоставлении и оценке

норм права других государств. Благодаря этому методу учитываются недостатки и заимствуются достижения правового регулирования в области уголовного судопроизводства за рубежом;

- социологические методы (опросы, анкетирования и т.д.), позволяющие учитывать влияние экономических, политических и других социальных факторов, улавливать конкретные социальные потребности и интересы, делать выводы об эффективности правовых норм;

- исторический метод, исходящий из представления о том, что развитие уголовного процесса происходит в соответствии с объективной логикой развития общества и государства, а также используемый для исторического толкования правовых норм.

Предметом правового регулирования в области уголовного судопроизводства являются правоотношения, складывающиеся при производстве по уголовным делам под воздействием норм уголовно-процессуального права. Субъектами этих правоотношений являются различные физические и юридические лица, причем обязательным участником всегда является государственный правоохранительный орган или должностное лицо этого органа, действующие в силу служебного долга. Непосредственным объектом уголовно-процессуальных отношений является поведение сторон в уголовно-процессуальной сфере. По содержанию это отношения процессуальные, связанные с разрешением индивидуально-конкретных дел в сфере уголовного процесса. Основанием их возникновения, изменения и прекращения служат юридические факты, в качестве которых выступают действия(например, вынесение следователем постановления о возбуждении уголовного дела) и события(например, смерть обвиняемого, влекущая за собой принятие решения о прекращении уголовного дела).Принимаемые процессуальные решения оформляются уголовно-процессуальными актами (постановлениями, определениями).

Основной метод правового регулирования в области уголовного судопроизводства – императивный (право или обязанность субъекта на совершение определенных процессуальных действий вытекают из закона). Диспозитивный метод (субъект реализует свое право или по своему усмотрению или по договоренности с другими субъектами) в силу публичного характера интересов в большинстве уголовно-процессуальных отношений используется только в отношениях, связанных с принятием субъектом решения об использовании своих прав.(права на защиту, на подачу гражданского иска, на подачу жалобы и т.д.)

В состязательном процессе используется также судебный или арбитральный метод: при решении наиболее значимых юридических вопросов между субъектами стоит независимый и беспристрастный арбитр – суд, который и принимает окончательное решение, выслушав обе стороны.

По предмету и методу правового регулирования уголовно-процессуальное право отличается от других отраслей права. Так, гражданское право интересуют имущественные и личные неимущественные отношения субъектов правоотношений, семейное право – родственные и им подобные отношения. В то же время уголовный процесс тесно связан с другими правовыми, а нередко и с не правовыми отраслями знаний. Выше уже говорилось о сходстве и различиях между уголовным правом и уголовным процессом. Связь уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права состоит в сходстве ряда их общих начал – независимости суда, равноправия сторон, гласности, устности, непосредственности исследования доказательств, оценки доказательств по внутреннему убеждению. Уголовный процесс граничит с административно-процессуальным законодательством в той его части, в которой оно регулирует производство по делам об

административных правонарушениях. Формы этого административного производства во многом напоминают уголовно-процессуальные, отличаясь от них упрощенностью и ускоренностью. Уголовный процесс тесно связан с особой научной дисциплиной – криминалистикой, изучающей методику, тактику и технику расследования преступлений и вырабатывающей на этой основе соответствующие практические рекомендации. Часть из них закреплена в уголовно-процессуальном законе, в основном в виде некоторых правил производства следственных действий. Таким образом, уголовно-процессуальное право отчасти есть криминалистика, возведенная в закон.

ВЫВОДЫ:

Задача изучения курса уголовного процесса состоит в том, чтобы раскрыть содержание конкретных норм, показать действительное отношение уголовно-процессуальных норм к состязательному порядку судопроизводства, оценить соответствие российского законодательства принципам этой справедливой судебной процедуры, а главное – воспитать верность будущих правоведов величественным и гуманным идеям подлинного Правосудия. Познание судопроизводства призвано дать понимание того, как следует правильно строить правосудие и как толковать его нормы в истинном духе судебных реформ.

Понятия уголовного процесса и уголовного судопроизводства тождественны. уголовное судопроизводство – это юридическая форма для решения вопроса об уголовной ответственности за совершение преступлений. Содержание понятия процессуальной формы составляют юридические процедуры, процессуальные условия и уголовно-процессуальные гарантии.

Юридические процедуры – это последовательность, очередность совершения процессуальных действий. Уголовный процесс в целом состоит из стадий – следующих друг за другом отрезков процессуальной деятельности, отличающихся определенными целями, задачами, процессуальной формой, кругом участников и принимаемыми в итоге решениями. Таких стадий девять: возбуждение уголовного дела, предварительное расследование, подготовка к судебному заседанию, судебное разбирательство, апелляционное производство, кассационное производство, исполнение приговора, надзорное производство, возобновление производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. Процессуальные условия – это нормативные предписания. Уголовно-процессуальные гарантии – это специальные правовые средства, обеспечивающие реализацию прав и законных интересов участников процесса, а равно выполнение ими своих обязанностей. Они позволяют лицу принудительно защитить свое право или добиться выполнения кем-либо его обязанности, независимо от воли других субъектов.

Цель судопроизводства - защита прав и законных интересов как лиц и организаций, потерпевших от преступлений, так и лиц, незаконно и необоснованно обвиненных или осужденных за совершение преступлений либо незаконно ограниченных в их правах и свободах. Задача уголовного судопроизводства (то, что требует обязательного исполнения) состоит в выяснении и разрешении в процессуальных формах вопроса о необходимости и возможности применения норм уголовного права к конкретному жизненному случаю.

Предметом теории уголовного процесса являются:

- содержание, структура и система норм уголовно-процессуального права;

- социальные интересы и потребности, лежащие в основании уголовно-процессуальных норм и институтов;

- правоотношения, возникающие при производстве по уголовным делам как форма практической реализации норм права;

- нарушения уголовно-процессуальных норм, возникающие в ходе уголовно-процессуальной деятельности, их причины и способы устранения;

- типы, формы, тенденции развития зарубежного уголовного процесса, их достоинства, недостатки и влияние на отечественное процессуальное законодательство;

- история и направления развития уголовного судопроизводства;

- история изучения уголовного судопроизводства (историография науки уголовного процесса).

В систему приемов и способов исследования предмета уголовно-процессуальной теории входят: формально-юридический метод исследования, метод сравнительного правоведения, социологические методы, исторический метод. Предметом правового регулирования в области уголовного судопроизводства являются правоотношения, складывающиеся при производстве по уголовным делам под воздействием норм уголовно-процессуального права. Субъектами этих правоотношений являются различные физические и юридические лица, причем обязательным участником всегда является государственный правоохранительный орган или должностное лицо этого органа, действующие в силу служебного долга. Принимаемые процессуальные решения оформляются уголовно-процессуальными актами (постановлениями, определениями).

Основной метод правового регулирования в области уголовного судопроизводства – императивный. Диспозитивный метод в силу публичного характера интересов в большинстве уголовно-процессуальных отношений используется только в отношениях, связанных с принятием субъектом решения об использовании своих прав. В состязательном процессе используется также судебный или арбитральный метод: при решении наиболее значимых юридических вопросов между субъектами стоит независимый и беспристрастный арбитр – суд, который и принимает окончательное решение, выслушав обе стороны.

Рекомендуемая литература:

1. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12.12.1993г.

С последующими изменениями и дополнениями. М., 2009г.

2. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН

10.12..1948г. – СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1989г.

3. Международный пакт о гражданских и политических правах: принят Генеральной

Ассамблеей ООН 16.12.1966 г. (ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18.09.1973г. № 4812-У111). – СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1989г.

4. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих

достоинство видов обращения или наказания: заключена 10.12.1984 года (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21.01.1987г.

№ 6416-Х1). – СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1989г.

5. Конвенция о защите прав человека и основных свобод: подписана в г. Риме

04.11.1950г. (ратифицирована Федеральным законом от 30.03.1998г. № 54-ФЗ). СЗ РФ. 20001., № 2.

6. Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или

унижающего достоинство обращения или наказания: заключена в г. Страсбурге 26.11.1987г. С последующими изменениями и дополнениями. (ратифицирована

Федеральным законом РФ от 28.03.1998г. № 44-ФЗ). СЗ РФ. 1998г., № 36.

7. О судоустройстве РСФСР: Закон РСФСР от 08.07.1981г. № 976 . С последующими изменениями и дополнениями. СЗ РФ, 2000г., № 2.

8. Концепция судебной реформы в РФ: одобрена постановлением Верховного Совета РСФСР от 24.10. 1991г. № 1801-1. Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1991. № 44.

9. Декларация прав и свобод человека и гражданина: принята постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.11.1991г. № 1920-1. ВВС, 1991г., № 52.

10. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: принят 18 декабря 2001 года, № 174-ФЗ. Российская Газета от 22 декабря 2001 года. С последующими изменениями и дополнениями.

11.О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса РФ: Федеральный закон РФ от 18 декабря 2001 года. Российская Газета от 22 декабря 2001 года.

12.Уголовный кодекс Российской Федерации: принят 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ. СЗ РФ, 1996г., № 18.

13.Уголовный процесс: Учебник для Вузов. Под общей редакцией А.В.Смирнова, К.Б.Калиновского, СПб.: Питер, 2004.

14.Уголовный процесс: Учебник для Вузов. Под общей редакцией А.В.Смирнова, К.Б.Калиновского, СПб.: Питер, 2005.

15.Уголовно-процессуальное право: Учебник. Под редакцией П.А. Лупинской. М.: Юристъ, 2004.

16.Уголовный процесс: учебник. Под редакцией В.П. Божьева. М.: СПАРК, 2002.

17.Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской федерации. М.: Экзамен, 2004.

18.Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской федерации. М.: Кодекс, 2002.

19.Уголовный процесс. Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. Под редакцией Л.К. Енаевой. М.: Форум-Инфра-М., 2003.

20.Краткий курс уголовного процесса. Учебное пособие. Под редакцией А.П. Рыжакова. г. Тула, ПБЮЛ В.В. Рыжаков, 2003.

Вопросы для самопроверки:

  1. Раскройте сущность уголовного процесса в РФ.
  2. Сформулируйте цели уголовного процесса.
  3. Сформулируйте задачи уголовного процесса.
  4. Назовите стадии уголовного процесса и дайте им краткую характеристику.
  5. Скажите, что понимается под уголовно-процессуальными условиями?
  1. Поясните, что понимается под уголовно-процессуальными гарантиями?
  2. Скажите, что понимается под уголовно-процессуальными правоотношениями?
  3. Назовите особенности структуры уголовно-процессуальных норм.
  4. Каково соотношение уголовного процесса с другими отраслями государственной деятельности, а науки и учебной дисциплины «Уголовный процесс» с другими науками и учебными дисциплинами?
  5. Назовите предмет уголовно-процессуального права.
  6. В чем заключаются особенности метода уголовно-процессуального регулирования?
  7. Найдите в Конституции РФ и УПК РФ статьи, из которых можно определить задачи российского уголовного процесса. Сформулируйте эти задачи и выскажите свое мнение о том, насколько успешно они претворяются в жизнь.

Наши рекомендации