Стадии производства по делам об административных правонарушениях.
Производство по делам об административных правонарушениях, являясь составной частью административно-юрисдикционного процесса, имеет свою структуру, образуемую совокупностью стадий, характеризующихся специфической функциональной направленностью, относительной самостоятельностью и логической завершенностью.
Под стадией следует понимать такую сравнительно самостоятельную часть производства, которая наряду с общими задачами имеет только присущие ей цели и особенности, касающиеся участников процесса, их прав и обязанностей, сроков совершения процессуальных действий и характера оформления процессуальных документов, которые как бы подводят итог деятельности.
Производство по делам об административных правонарушениях предусматривает определенные процессуальные стадии, каждая из которых имеет определенное назначение. К ним относятся:
1. Возбуждение дела
2. Рассмотрение дела и принятие решения
3. Обжалование и опротестование решения
4. Исполнение принятого решения.
Помимо стадий выделяются и менее крупные элементы по делу этапы. Этап характеризует порядок осуществления группы взаимосвязанных процессуальных действий и представляет относительно самостоятельную часть производства.
Таким образом, несколько этапов образуют стадию. иногда понятия стадия и этап смешиваются, что приводит к неточностям в анализе правоприменительного производства. Например, М.Я.Масленников указывает, что стадиями административного юрисдикционного производства являются этапы совершения соответствующих действий. Он отмечает также, что стадия не всегда заканчивается составлением отдельного процессуального документа.
Меры процессуального обеспечения.В ходе производства по делам об административных правонарушениях в отношении граждан, привлекаемых к ответственности, могут применяться процессуальные меры административного принуждения (или меры процессуального обеспечения): привод, доставление, задержание, личный досмотр, досмотр вещей, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортом и освидетельствование на состояние опьянения, запрещение эксплуатации транспортного средства и др.
Административное задержание как мера принудительного воздействия на правонарушителей имеет двойственный характер. Оно призвано обеспечить, с одной стороны, как пресечение правонарушения, так и возможность привлечения к ответственности, а с другой – только привлечение нарушителя к ответственности.
Право на административное задержание принадлежит лишь определенному кругу органов (должностных лиц), уполномоченных на то законодательством РБ, а именно:
1- органам внутренних дел;
2- пограничными войсками;
3- старшим в месте охраняемого объекта должностным лицом военизированной охраны;
4- должностными лицами военной автомобильной инспекции;
5- должностными лицами таможенных органов
Существуют общие и специальные виды задержания. Они различаются по основаниям, сроку и порядку осуществления. Общее задержание осуществляется с целью пресечения правонарушения, установления личности, составления протокола не свыше 3 часов. Специальное задержание имеет более длительные сроки, применяется только при совершении конкретного правонарушения, указанного в законе.
Административное задержание не допускается в отношении:
1) лица, должность которого включена в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь;
2) члена Совета Республики, депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и местных Советов депутатов;
3) судьи;
4) народного заседателя.
Указанные лица, задержанные за совершение административного правонарушения, доставленные в орган, ведущий административный процесс, должны быть освобождены немедленно после выяснения их личности.
Доставление и задержание производится до составления протокола о проступке, на стадии административного расследования.
Привод осуществляется после составления протокола, на стадии рассмотрения дела.
Личный досмотр может быть двух видов. Первый осуществляется тогда, когда факт правонарушения не установлен, а имеются лишь обоснованные предположения о том, что нарушитель скрывает при себе предметы и документы, которые могут иметь значение для разрешения дела. Второй вид – это личный досмотр, совмещенный с задержанием. Он проводится при задержании правонарушителя перед помещением его в комнату административно задержанных и осуществляется уполномоченным на то должностным лицом в присутствии двух понятых одного пола с досматриваемым.
Досмотр ручной клади осуществляется, как правило, в присутствии их собственника или владельца.
Арест товаров, транспортных средств и иных вещей осуществляется должностными лицами в присутствии владельца вещей и двух понятых. В случаях, не терпящих отлагательства, арест вещей может быть осуществлен в отсутствии их владельца. В случае необходимости применяется фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.
Медицинское освидетельствование представляет собой проводимое специалистами (обычно врачами) по предложению уполномоченных органов государственного управления исследование физического или психического состояния человека с целью получения сведений, имеющих доказательственное значение по административному делу.
В административной практике ОВД широко применяются меры административно-процессуального обеспечения, направленные на:
- прекращение противоправных действий;
- установление личности правонарушителя;
- обнаружение и изъятие доказательств по делу;
- изъятие и хранение вещей, подлежащих конфискации;
- своевременное рассмотрение административного дела;
- исполнение принятого решения.
Возбуждение дела об административном правонарушении и административное расследование.Несмотря на множество дискуссий по поводу определения начальной стадии производства по делам об административных правонарушениях, большая часть ученых считают, что она содержит стадию возбуждения дела об административном проступке и административное расследование.
Возбуждение и расследование – это комплекс процессуальных действий, направленных на установление обстоятельств нарушения, их фиксирование и квалификацию.
Основанием для возбуждения административного дела и производства расследования является совершение лицом деяния, содержащего признаки административного нарушения.
Поводами к возбуждению и расследованию дела об административном правонарушении могут быть: заявления (устные и письменные) свидетелей, потерпевших, родственников и других граждан; сообщения должностных лиц, администраций предприятий, учреждений, организаций, судебно-следственных органов, сигналы печати и других средств массовой информации и др. Правовое значение повода к возбуждению и расследованию состоит в том, что он вызывает публичную деятельность полномочных органов, лиц, обязывает их реагировать на сигнал об административном правонарушении.
Действующим законодательством срок производства административного расследования четко не определен. В ходе административного расследования устанавливается факт совершения административного правонарушения, собираются доказательства, подтверждающие виновность лица, выявляются обстоятельства, при которых совершен проступок.
Субъекты расследования наделены широкими правами: требовать от граждан, должностных лиц объяснений, представления необходимых документов, доставлять нарушителя в ОВД, применять иные меры процессуального принуждения.
В ходе административного расследования устанавливается факт совершения административного правонарушения, собираются доказательства, выявляются обстоятельства, при которых совершен проступок.
Доказательства.Решение задач административного производства осуществляется посредством доказывания, которое включает в себя выявление, процессуальное оформление, исследование и оценку доказательств. Доказательства – фактические данные, информация, на основе которой устанавливаются обстоятельства дела. С помощью доказательств устанавливается истина, степень вины правонарушителя в процессе рассмотрения дел об административных правонарушениях. В связи с этим доказательства должны иметь правовой характер. Нельзя использовать доказательства, которые были получены с нарушением закона (напр. если имели место угрозы). Не могут служить доказательствами также фактические данные, сообщаемые свидетелем, если он не может указать источник своей осведомленности.
Доказательства устанавливаются след. средствами : протокол об административном правонарушении; объяснениями лица, привлекаемого к административной ответственности; показаниями потерпевшего, свидетеля, заключением эксперта; вещественными доказательствами; протоколом об изъятии вещей и документов, а также показаниями технических средств, применяемых при надзоре за дорожным движением, утвержденным в установленном порядке в качестве измерительных приборов, а также иными документами (ПИКоАП ст.6.3.2).
Уполномоченный орган (должностное лицо) оценивает собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и правосознанием.
В научной литературе принято делить доказательства по различным критериям на первоначальные и производные, прямые и косвенные, обвинительные и оправдательные. Также выделяют группы доказательств:
- показания, объяснения различных лиц, чаще всего участников производства. К данной группе можно отнести и заключения экспертов;
- вещественные доказательства и документы, являющиеся материальными носителями информации.
Протокол. Установлены определенные требования к содержанию протокола с целью обеспечения последующего ведения производства с наибольшей эффективностью и законностью. В протоколе указываются: дата и место его составления; должность, ФИО лица, составившего протокол; сведения о личности нарушителя; время, место совершения и существо административного правонарушения; адреса свидетелей и потерпевших, объяснения нарушителя и т.д.
В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписи протокола, в нем делается запись об этом. Лицо, совершившее правонарушение, вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы своего отказа от их подписи.
Протокол-основание для дальнейшего производства по делу об административном правонарушении.
Завершающий этап первой стадии производства по делам об административных правонарушениях – направление материалов расследования на рассмотрение. По общему правилу, дела должны пересылаться руководителем органа, работники которого произвели административное расследование. Таким образом, на последнем этапе стадии административного расследования проверяется качество расследования вообще и составленного протокола в частности, решается вопрос, куда направить дело, и совершаются технические действия: упаковка, регистрация, пересылка и др.
Рассмотрение дела об административном правонарушении и принятие решения.Рассмотрение дела об административном правонарушении – центральная стадия производства, в рамках которой наиболее отчетливо проявляются многие важные черты, свойственные юрисдикционной административно-процессуальной деятельности.
Участие лица, совершившего правонарушение, и законного представителя обязательно. Защитник участвует в деле в том случае, если об этом ходатайствует привлекаемый, а при неявке защитника рассмотрение дела откладывается, а срок не более 5 дней. Некоторые дела рассматриваются как по месту совершения правонарушения, так и по месту жительства правонарушителя. Административные комиссии и комиссии по делам несовершеннолетних рассматривают дела на месте проживания правонарушителя. Установлены определенные сроки рассмотрения дел. Как правило, они рассматриваются в течение 5 суток со дня поступления протокола в орган, уполномоченный рассматривать дела. Исходя из обстоятельств, могут устанавливаться и другие сроки.
Предусмотрены также случаи приостановления рассмотрения дела. При назначении экспертизы – на период ее проведения. Следует отметить, что ст. 7.6 КоАП предусмотрены так называемые сроки давности наложения административного взыскания. Как правило, оно не может быть наложено позднее 2 месяцев со дня совершения правонарушения, взыскание может быть наложено не позднее одного месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо его прекращении.
Выделяются следующие этапы рассмотрения дел об административных правонарушениях:
1. подготовка дела к рассмотрению и слушанию;
2. анализ собранных материалов, обстоятельств дела;
3. принятие постановления;
4. объявление постановления
Два вида постановлений:
1. о назначении наказания
2. о прекращении дела
Рассмотрение дела начинается с объявления состава коллегиального органа или представления судьи, должностного лица органа, ведущего процесс и рассматривающего данное дело. Дальнейший этап – выяснение обстоятельств, от которых зависит решение, а именно:
- было ли действительно совершено правонарушение;
- виновно ли данное лицо в его совершении;
- подлежит ли оно административной ответственности;
- имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность;
- имеются ли основания для освобождения от ответственности при малозначительности и других обстоятельствах;
- причинен ли правонарушением имущественный ущерб.
При рассмотрении дела коллегиальным органом ведется протокол. Рассмотрев дело об административном правонарушении, суд, орган, ведущий процесс, выносят постановление по делу.
Постановление коллегиального органа принимается простым большинством голосов его членов, присутствующих на заседании, и подписывается председательствующим и секретарем. Другие постановления подписываются единолично судьей либо должностным лицом органа, ведущего процесс. Предусмотрено, что постановлением по делу об административных правонарушениях могут быть следующие меры:
- о наложении административного взыскания;
- о прекращении дела об административном правонарушении;
- о передаче материалов по месту работы привлекаемого к ответственности для привлечения его к дисциплинарной ответственности.
Постановление о прекращении дела выносится при наличии обстоятельств, исключающих административный процесс, а также при объявлении устного замечания вследствие малозначительности правонарушения.
Решение по делу о наложении взыскания вступает в силу через 10 дней после его вынесения, если оно не было обжаловано или опротестовано, а при наложении взыскания в виде административного ареста и депортации – в течение 5 дней. Исключение составляет взыскание штрафа на месте и штрафа, вносимого добровольно в размере 0.5 нижнего предела, предусмотренного санкциями КоАП, согласно соответствующей статье которого, оно вступает в силу с момента вынесения решения.
В постановлении по делу должен быть решен вопрос об изъятых вещах и документах.
Обжалование и опротестование решения.Эта стадия, как и все другие стадии, осуществляется строго на нормативной основе. Постановление может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшим. Постановление районного (городского) народного суда (народного судьи) о наложении административного взыскания является окончательным и обжалованию в порядке производства по делам об административных правонарушениях не подлежит.
В юридической литературе эту стадию называют пересмотром постановлений.
Постановление может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшим. Стадия обжалования (пересмотра) в отличие от других стадий производства по делам об административных правонарушениях является факультативной, необязательной. Правом пересмотра постановления об административном правонарушении наделены вышестоящий орган (должностное лицо), суд, орган (должностное лицо), принявший постановление. Процессуальными основаниями пересмотра могут быть: жалоба лица, в отношении которого вынесено постановление; жалоба потерпевшего; протест прокурора; усмотрение органа, принявшего постановление.
Административное законодательство установило два канала, по которым правонарушитель или потерпевший может подать специальную жалобу на принятое постановление:
а) в вышестоящий орган
б) в районный (городской) или арбитражный суд, т.е постановления обжалуются либо в административном порядке, либо в судебном.
Установленный порядок обжалования различен: либо предоставляется возможность выбора инстанции для подачи жалобы, либо таковая инстанция определяется однозначно, либо допускается двухступенчатый порядок подачи жалобы. В тех случаях, когда жалоба подается в судебные органы, решение суда является окончательным.
Жалоба направляется в орган (должностному лицу), вынесший постановление по делу, если иное не установлено законодательством. Поступившая жалоба в течение 3 суток направляется вместе с делом в орган, правомочный ее рассматривать, и которому она адресована.
Обжалование постановления по делу может быть произведено в течение 10 дней со дня вынесения постановления. В соответствии с законом жалоба и протест на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается правомочными на то органами в 10-дневный срок со дня их поступления. Может быть принято одно из следующих решений:
- оставить постановление без изменения, а жалобу или протест без удовлетворения;
- отменить постановление и направить дело на новое рассмотрение;
- отменить постановление и прекратить дело об административном правонарушении;
- изменить меру и вид взыскания.
При пересмотре дела в порядке производства по делам об административных правонарушениях по жалобе гражданина, протесту прокурора, усмотрению председателя вышестоящего суда взыскание не может быть усилено.
Копия решения по жалобе или протесту на постановление по делу об административном правонарушении в течение 3 дней высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, потерпевшему – по его просьбе. О результатах рассмотрения протеста сообщается прокурору.
Исполнение постановлений о наложении административных взысканий.Исполнение постановлений – завершающая стадия производства, сущность которой заключается в практической реализации административного взыскания, назначенного правонарушителю.
В процессе исполнения постановления лицо, совершившее административный проступок, фактически претерпевает соответствующие лишения и ограничения личного морального и материального характера.
Исполнением постановления заняты различные государственные органы. При этом они осуществляют двоякую по своему характеру деятельность: по обращению постановлений к исполнению и по непосредственному приведению их в исполнение. Первую из них осуществляют юрисдикционные органы (должностные лица), т.е. те, которые решают вопрос об ответственности виновных и выносят постановления о наложении административных взысканий. Вторую осуществляют специально уполномоченные на то органы государства в порядке, установленном законодательством РБ. И та, и другая деятельность образуют единую стадию исполнения постановлений, но являются ее разными этапами.
Не подлежит исполнению постановление, если оно не было приведено в исполнение в течение 3 месяцев со дня вступления в силу. Общий порядок исполнения взысканий определяется проектом ПИКоАП, а отдельные положения детализируются иными законодательными актами и нормативно-правовыми актами государственных органов.
В случае вынесения нескольких постановлений о наложении административных взысканий на одно и то же лицо каждое постановление приводится в исполнение отдельно.
Орган, вынесший постановление о наложении административного взыскания, прекращает исполнение постановления в случаях:
-издание акта амнистии, если он устраняет применение административного взыскания;
- отмены акта, устанавливающего административную ответственность;
- смерть лица, в отношении которого вынесено постановление.
Блок «Основы гражданского права»
Имущественные и неимущественные правоотношения.
Правоотношения имущественного характера имеют своим объектом материальные блага (имущество) и отражают либо принадлежность имущества определенному кругу (правоотношения собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления и т.п.), либо переход имущества (по договору, в порядке наследования, возмещения вреда и т.п.). Правоотношения, имеющие в качестве объектов личные неимущественные блага: авторство на произведения, изобретения; личное имя, товарный знак; честь и достоинство - именуются личными неимущественными.
Практическое разграничение данных правоотношений состоит, в частности, в том, что при нарушении прав и обязанностей, вытекающих из имущественных правоотношений, к нарушителю применяются санкции имущественного характера, тогда как при нарушении неимущественных прав и обязанностей обычно применяются иные меры правоохранительного характера (например, признание права авторства за определенным лицом, опровержение сведений, порочащие честь и достоинство, и т.п.).
Вещные и обязательственные правоотношения. Вещные правоотношения – правоотношения, фиксирующие статику имущественного положения субъектов. Они отражают нахождение вещей (имущества) в собственности, в хозяйственном ведении, оперативном управлении, залоге.
Обязательственные правоотношения – правоотношения, опосредующие динамику имущественных отношений по передаче имущества, выполнению работ, оказанию услуг, созданию и использованию продуктов творческой деятельности.
Практическое значение разграничения вещных и обязательственных правоотношений состоит в следующем. Вещные правоотношения реализуются непосредственными действиями самого управомоченного лица, а обязательственные – через исполнение обязанностей должником. Иначе говоря, носитель вещного права имеет возможность непосредственно без содействия обязанных лиц удовлетворить свои интересы, в то время как лицо, обладающее обязательственным правом, может удовлетворить свой интерес через действия обязанного лица. Такое положение объясняется тем, что вещные правоотношения – абсолютны, а обязательственные – относительны.
Понятие вещных прав.Суть вещных прав состоит в том, что субъекты этих прав удовлетворяют свои интересы путем непосредственного воздействия на вещь или имущество, находящиеся в сфере их хозяйственного господства.
Вещным правам присущи устоявшиеся нормы, принципы и традиции. К числу таковых относятся:
• принцип отсутствия двух полных прав собственности на одну вещь, то есть право собственности – едино и неделимо;
• принцип наибольшей полноты права собственности, то есть, возможность осуществления права собственности по усмотрению собственника, причем наиболее полно и независимо;
• принцип необходимости наличия собственника при существовании прав на чужие вещи;
• принцип защиты субъектов вещных прав от посягательств со стороны третьих лиц.
Виды вещных прав.Вещные права подразделяются на две большие группы:
· права на свои вещи – право собственности
· права на чужие вещи – иные вещные права.
Право собственности – это основное вещное право, именно ему посвящено большинство норм вещного права.
Согласно белорусскому законодательству и теории права содержание права собственности составляют три правомочия: владения, пользования и распоряжения. Право собственности в объективном смысле – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения по владению, пользованию и распоряжению собственником принадлежащим им имуществом по своему усмотрению и по защите его интересов от вмешательства третьих лиц. Право собственности в субъективном смысле – это юридически обеспеченная возможность владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом по усмотрению собственника и в своих интересах.
Иные вещные права (права на чужие вещи) не могут создаваться произвольно, так как возникают на основе права собственности иного субъекта и обременяют последнего. Иные вещные права могут предоставлять их обладателям в отношении чужой вещи либо право пользования (сервитуты), либо право владения и пользования (право постоянного пользования земельными участками), либо право владения, пользования и ограниченного распоряжения (хозяйственное ведение, оперативное управление). Перечень иных вещных прав дан в статье 217 ГК, к числу которых относятся:
• право хозяйственного ведения;
• право оперативного управления;
• право пожизненного наследуемого владения землей;
• право постоянного пользования земельным участком;
• сервитуты.
Особенности вещных прав.
Поскольку ГК предусматривает деление прав на вещные и обязательственные, необходимо выделить основные характеристики, отличающие одни от других. Вещным правоотношениям присущи следующие признаки:
1. Абсолютный характер вещных правоотношений. Это означает, что управомоченному субъекту вещных прав противостоят как обязанные все и каждый члены общества (в относительном правоотношении обязанными являются лишь конкретно определенные лица).
2. В вещном правоотношении обязанные субъекты играют пассивную роль отрицательного свойства. Это означает, что все и каждый обязаны воздерживаться от нарушения вещного права другого лица (в обязательственном правоотношении обязанные лица должны, напротив, совершить определенные действия, то есть, играют активную роль).
3. Вещные правоотношения не основаны на каком бы то ни было договоре или обязательстве, а вытекают из права собственности как такового.
4. Нарушение вещного права может последовать от любого и каждого, и иск о защите нарушенного вещного права также может быть предъявлен к любому и каждому, совершившему активное действие и тем самым нарушившему права собственника (в обязательственных правоотношениях право может защищаться против конкретного, заранее известного обязанного лица).
5. Вещному праву присуще право следования. Это означает, что в случае перехода вещного права к другому лицу к этому же лицу переходят и все обременения ( например, право залога- ст. 334 п.1 ГК; право сервитута – ст. 269 п. 1 ГК).
6. Вещному праву присущи специфические вещно-правовые способы его защиты. Сюда относятся индикационные иски (ст. 282 ГК), негаторные иски (ст. 285 ГК), иски о праве собственности.
Понятие обязательственного права и его состав. Обязательственное право в широком смысле – это часть гражданского права, один из важнейших его институтов. Под обязательственным правом следует понимать совокупность гражданско-правовых норм, регулирующих общественные отношения по перемещению материальных благ, обладающих свойством товара, от одного лица к другому в той или иной форме (передача имущества, выполнение работы, оказание услуги и т.п.).
Состав обязательственного права образуют несколько групп гражданско-правовых норм. Первая группа включает нормы, общие для всех обязательств. Сюда относятся нормы о понятии и сторонах “обязательства”, об исполнении и способах обеспечения исполнения обязательств, об ответственности за нарушение обязательств, об основаниях их возникновения и прекращения, а также общие положения о договоре. Эти нормы содержатся в общегражданском законодательстве и применяются во всех случаях, за исключением тех из них, когда в законе или договоре установлено иное.
Вторая группа содержит положения, регулирующие отдельные виды обязательств ( договоры купли-продажи, поставки, договоры аренды, подряда и др.). Данные нормы отражают особенности каждого из них и предназначены исключительно для конкретного вида обязательства, если иное не установлено законом. Например, на обязательства мены распространяются некоторые нормы обязательств купли-продажи (ст. 538 п. 2 ГК).
Третью группу составляют нормы, содержащиеся в специальном законодательстве. Такие нормы носят комплексный характер и направлены на установление взаимосвязи обязательств со взаимодействующими с ними отношениями другой отраслевой принадлежности. Сюда можно отнести транспортные кодексы: Устав автомобильных дорог, Устав белорусских железных дорог и т.п.