Правозащитная деятельность прокуратуры. Ее соотношение с основными направлениями деятельности прокуратуры.

На основании Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Органы прокуратуры занимают особое место в государствен­ной системе РФ. С одной стороны, органы прокуратуры, осу­ществляя прокурорский надзор как вид государственной дея­тельности, не относятся к законодательной, исполнительной и судебной ветвям власти, обладая в то же время признаками каждой из них. С другой стороны, осуществляя надзор за со­блюдением Конституции РФ и исполнением законов, проку­ратура распространяет свою компетенцию на все ветви госу­дарственной власти. Кроме того, компетенция прокуратуры распространяется и на органы местного самоуправления, ко­торые согласно Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти.

Полномочия прокуратуры распространяются практически на все урегулированные законом сферы правовых отношений, в том числе и деятельность правоохранительных и контролиру­ющих органов, что свидетельствует об их универсальном харак­тере. Прокуроры осуществляют надзор за соблюдением и ис­полнением законов, за соответствием принимаемых актов и ре­шений правоохранительными и контролирующими органами.

Прокуратура является самостоятельной, независимой струк­турой, выполняющей функции одного из элементов системы уравновешивания в механизме разделения властей.

В системе правоохранительных органов РФ прокуратура занимает специфическое место. Она представляет собой еди­ную федеральную централизованную систему органов, осу­ществляющих от имени Российской Федерации надзор за со­блюдением конституции и исполнением действующих на ее территории законов, иные функции, установленные феде­ральными законами в целях обеспечения верховенства зако­на, единства и укрепления законности, защиты прав и сво­бод человека и гражданина, а также охраняемых законом ин­тересов общества и государства.

Систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокурату­ры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, науч­ные и образовательные учреждения, редакции печатных изда­ний, являющиеся юридическими лицами, а также прокура­туры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

Образование, реорганизация и ликвидация органов и уч­реждений прокуратуры, определение их статуса и компетен­ции осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации, который, в свою очередь, назначается на долж­ность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представ­лению Президента Российской Федерации.

На должность Генерального прокурора Российской Федерации назначается гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, отвечающий требованиям.

Если предложенная Президентом Российской Федерации кандидатура на должность Генерального прокурора Россий­ской Федерации не получит требуемого количества голосов чле­нов Совета Федерации, то Президент Российской Федерации в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кан­дидатуру.

Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, установленном Советом Федерации, приводит к присяге лицо, назначенное на долж­ность Генерального прокурора Российской Федерации. Срок полномочий Генерального прокурора Российской Федерации составляет пять лет.

Одно и то же лицо может быть назначено на должность Генерального прокурора Российской Федерации неоднократно. На Генерального прокурора Российской Федерации не распространяется установленный настоящим Федеральным законом предельный возраст нахождения на службе.

Генеральный прокурор Российской Федерации ежегодно представляет палатам Федерального Собрания Российской Федерации и Президенту Российской Федерации доклад о со­стоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению. Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации указанный доклад Генеральный прокурор Российской Федерации пред­ставляет лично на заседании палаты.

Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Генеральным прокурором Российской Федера­ции по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, определяемыми субъекта­ми Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации подчинены и подотчетны Генеральному прокуро­ру Российской Федерации и освобождаются им от занимаемой должности.

Прокуроры городов и районов, прокуроры специализиро­ванных прокуратур назначаются на должность и освобождают­ся от должности Генеральным прокурором Российской Феде­рации, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору Российской Федерации.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и ук­репления законности, защиты прав и свобод человека и граж­данина, а также охраняемых законом интересов общества и го­сударства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

- надзор за исполнением законов федеральными министер­ствами, государственными комитетами, службами и ины­ми федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнитель­ными органами субъектов Российской Федерации, орга­нами местного самоуправления, органами военного уп­равления, органами контроля, их должностными лица­ми, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих органи­заций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражда­нина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органа­ми исполнительной власти, представительными (законо­дательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправле­ния, органами военного управления, органами контро­ля, их должностными лицами, субъектами осуществле­ния общественного контроля за обеспечением прав чело­века в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержа­ния, а также органами управления и руководителями ком­мерческих и некоммерческих организаций;

- надзор за исполнением законов органами, осуществля­ющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

- надзор за исполнением законов судебными приставами;

- надзор за исполнением законов администрациями орга­нов и учреждений, исполняющих наказание и применя­ющих назначаемые судом меры принудительного характе­ра, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

- уголовное преследование в соответствии с полномочия­ми, установленными уголовно-процессуальным законо­дательством Российской Федерации;

- координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

- возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соот­ветствии с полномочиями, установленными Кодексом Рос­сийской Федерации об административных правонаруше­ниях и другими федеральными законами.

Надзор за исполнением законов — сложная по содержанию функция прокуратуры, распространяется на многие урегули­рованные законом сферы правовых отношений. При этом акты прокурорского реагирования носят информационно правовой характер.

Организация и деятельность органов прокуратуры осуще­ствляются на основе ряда принципов, закрепленных в ст. 129 Конституции РФ, в ст. 4 Закона о прокуратуре, а также в нормативных актах Генерального прокурора РФ.

Принципы организации и деятельности прокуратуры — это закрепленные в законодательстве РФ общие руководящие ис­ходные положения, определяющие построение прокурорско­го надзора, характерные признаки деятельности органов про­куратуры и основные требования, предъявляемые к ней.

Сущность принципов организации и деятельности проку­ратуры заключается, во-первых, в определении наиболее су­щественных черт и требований и, во-вторых, в обязательно­сти их для прокурорского работника независимо от занимае­мой должности. В науке признано, что только совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных принципов (их сис­тема) может обеспечить деятельность органов прокуратуры.

Нельзя отделить принципы осуществления прокурорского надзора от принципов организации этой деятельности проку­рора, поскольку организация и осуществление прокурорского надзора взаимосвязаны. Принципы прокурорского надзора можно разделить на общие и внутриорганизационные прин­ципы организации и деятельности прокуратуры.

Общие принципызакреплены в Конституции РФ и в Зако­не «О прокуратуре РФ». К ним относятся:

законность;

единство и централизация органов прокуратуры;

независимость;

обязательное исполнение требований прокуратуры;

гласность;

взаимодействие с органами государственной власти, местного самоуправления и гражданами.

Наряду с общими принципами действуют и внутриорганизационные принципы,к которым можно отнести зональный, предметный и предметно-зональный принципы.

Принцип единстваозначает, что все территориальные и специализированные прокуратуры составляют единую систе­му. Создание и деятельность на территории РФ органов про­куратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускается. Каждый прокурор действует на соответствующей территории или в сфере правовых отношений от имени Рос­сийской Федерации; наделен едиными полномочиями. Прин­цип единства проявляется также в том, что вышестоящий прокурор может поручить нижестоящему выполнение своих обя­занностей, принять на себя исполнение обязанностей ниже­стоящего прокурора, изменить или отменить любое его реше­ние, кроме случаев, специально предусмотренных законом.

Принцип централизациисистемы органов прокуратуры про­является в том, что нижестоящие прокуроры подчиняются вы­шестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ. Вы­шестоящие прокуроры руководят деятельностью нижестоящих прокуроров и осуществляют контроль.

Принцип независимостипрокураторы состоит в том, что все свои функциональные решения и действия каждый прокурор и следователь осуществляют только на основе закона, своего внутреннего убеждения и материалов проверок и расследова­ний, осуществленных в соответствии с требованиями полно­ты, всесторонности и объективности их проведения.

Принцип гласностиозначает открытость деятельности орга­нов прокуратуры, доступность для граждан, средств массовой информации. В целях реального и организованного обеспе­чения действия принципа гласности в деятельности органов и учреждений прокуратуры в составе Генеральной прокуратуры РФ создано самостоятельное структурное подразделение — Управление информации и общественных связей, на которое возложено информирование через печать, радио, телевидение и другие средства массовой информации граждан о состоянии законности в стране и отдельных ее регионов, о принимаемых прокуратурой и иными правоохранительными органами ме­рах по борьбе с преступностью. Ограничение принципа глас­ности в деятельности органов прокуратуры определяется кон­ституционными требованиями, а также нормами федераль­ного законодательства.

Принцип политической независимости (внепартийности) про­курорских работников сформулирован в п. 4 ст. 4 Закона о прокуратуре. Прокурорские работники не могут являться чле­нами общественных объединений, преследующих политиче­ские цели, и принимать участие в их деятельности. Конкре­тизацией принципа независимости прокуратуры как условия объективности и принципиальности ее деятельности по укреп­лению законности, охране прав и свобод граждан является недопустимость совмещения прокурорскими работниками сво­ей основной деятельности с иной деятельностью. Исключе­ние составляет преподавательская, научная и творческая дея­тельность.

Принцип законности — главенствующий принцип деятель­ности прокуратуры, обеспечивающий верховенство закона, единство и укрепление законности. Одновременно он озна­чает и обеспечение ее требований в деятельности самих орга­нов прокуратуры.

В деятельности органов прокуратуры используются в каче­стве организационных зональный и предметный принципы.

Зональный принцип предполагает такую организацию, ког­да весь объем работы, возложенный на структурные подраз­деления аппаратов прокуратур, распределяется между конк­ретными их работниками по определенным территориальным участкам.

Предметный принцип произволен от понятия предмета про­курорского надзора и означает такую организацию работы про­куроров, когда обязанности между ними распределяются по конкретным сферам правового регулирования.

Наши рекомендации