Заочное отделение

Обучение студентов заочного отделения предполагает больший объем самостоятельной работы, в том числе, полностью самостоятельное изучение ряда тем.

По всем темам в соответствии с программой курса студент ОЗО должен изучить теоретический материал и ответить на вопросы для самоконтроля. По темам, вынесенным на аудиторные занятия, студент дополнительно выполняет учебно-исследовательские задания.

Темы Количество часов Содержание самостоятельной работы Формы контроля СРС
  всего а/р с/р    
Управление, государственное управление, исполнительная власть Входной контроль   1. Изучение темы 2. Ответ на вопросы для самоконтроля: 2.1. Сформулируйте понятие «управление» и перечислите его виды. 2.2. Как, на ваш взгляд, соотносятся понятия «социальное управление» и «управление в социальной сфере»? Что шире, что уже? Ответ обоснуйте соответствующими примерами. 2.3.Каковы признаки социального управления? 2.4.Как соотносятся между собой понятия «социальное управление» и «государственное управление»? Что шире, что уже? Приведите примеры. 2.5.Сформулируйте понятие «государственное управле­ние» либо укажите его основные признаки (характер­ные черты). 2.6. Как соотносятся между собой государственное управ­ление и исполнительная власть? Практическими примерами подтвердите (или опровергните) тезис о том, что исполнительная власть реали­зуется посредством осуществления исполнительно-распорядительной, а не исполнительной деятельности. В чем разница, если она, конечно же, на ваш взгляд вообще существует? Проверка степени изученности на экзамене.
Предмет, метод и система административного права Подготовка к лекционному занятию: 1. Какие признаки свидетельствуют о том, что административное право является публичным правом? 2. Справедливо ли утверждение о том, что предметом административного права являются управленческие общественные отношения, в рамках которых реализу­ются задачи, функции и полномочия органов испол­нительной власти? 3. Каковы, на ваш взгляд, проявления императивности ад­министративного права как отрасли российского права? 4. Каковы, на ваш взгляд, особенности отрасли админис­тративного права с точки зрения его источников в фор­мально-юридическом смысле таковых? Входной контроль на лекционном занятии
Административно-правовые нормы и отношения 1.Подготовка к лекционному занятию. Ответьте на вопросы: 1.1. Что такое «административно-правовая норма» и како­вы ее основные особенности? 1.2. В зависимости от каких критериев (оснований) можно классифицировать нормы административного права? 1.3. Перечислите формы (способы) реализации норм адми­нистративного права и приведите по два примера каж­дой из таких форм. 2. Выполнение УИЗ: 2.1. На основе текста Кон­ституции РФ, Федерального конституционного закона «О Правитель­стве Российской Федерацию» и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях приведите по два примера: -управомачивающих и обязывающих; -процессуальных и материальных; - общих и специальных норм 2.2. Приведите два-три примера внутриорганизационных отношений применительно к деятельности федеральных органов исполнительной власти. 2.3. Приведите примеры юридических (фактических) составов – оснований административно-правовых отношений. Фронтальный опрос Проверка выполнения УИЗ  
Физические лица как субъекты административного права 1. Подготовка к семинару 2. Выполнение УИЗ: 2.1. Приведите примеры индивидуальных и групповых ограничений административно – правового статуса индивидуальных субъектов. 2.2. Приведите примеры прав граждан РФ, закрепленных административно – правовыми нормами, принятыми в развитие соответствующих норм Конституции 2.3. Перечислите способы защиты гражданами своих прав и свобод, допус­каемые Конституцией РФ (укажите статьи) и другими нормативными правовыми актами (укажите: какими именно). Проверка выполнения УИЗ Обсуждение вопросов семинара Решение задач  
Обращения граждан   1. Изучение темы 2. Ответ на вопросы для самоконтроля: 2.1.Перечислите виды обращений граждан в государствен­ные органы или органы местного самоуправления и дайте определение каждому из этих видов. 2.2. Какие из обращений могут носить как устный, так и письменный характер, а какие (какой) могут быть толь­ко письменными? 2.3. Подлежат ли рассмотрению анонимные обращения граждан и если «да», то при каких условиях (обстоятельствах)? Проверка степени изученности на экзамене.
Государственные органы исполнительной власти (органы государственного управления) как субъекты административного права 1. Подготовка к семинару 2. Выполнение УИЗ: 2.1. Определите, какими нормативно-правовыми актами установлена современная структура федеральных органов исполнительной власти. Изобразите схематически основные блоки (части) системы федеральных органов исполнительной власти. 2.2. На примере любого субъекта РФ рассмотрите структуру органов исполнительной власти этого субъекта 2.3. Изучите Положение об Администрации Президента Российской Федерации и определите ее место в системе органов государственной исполнительной власти. Является ли Администрация Президента РФ органом исполнительной власти? Проверка выполнения УИЗ Обсуждение вопросов семинара Решение задач  
Государственная служба. Государственные служащие как субъекты административного права Подготовка к лекционному занятию: 1 Что такое «государственная служба» и каких видов она бывает? 2. Существуют ли какие-либо предусмотренные законом обстоятельства, препятствующие поступлению гражда­нина на государственную службу? Если «да», то какие? 3. Служба в каких государственных органах и организа­циях относится к военной службе? 4. Служебные права и обязанности государственных слу­жащих подразделяются на основные (или еще имену­емые как «общие» или «общеслужебные), специальные (или еще именуются как «конкретные») и дополнитель­ные. Охарактеризуйте каждую группу и приведите соответствующие примеры. 5. Что такое «аттестация государственных служащих», каких видов она бывает и как часто она должна прово­диться (например, применительно к государственным гражданским служащим)? 6. Существует ли установленный законом предельный возраст пребывания гражданина на государственной службе и если «да», то какой? Обсуждение вопросов темы в ходе лекции
Организации и общественные объединения как субъекты административного права   1. Изучение темы 2. Ответ на вопросы для самоконтроля: 2.1. Является ли понятие «организация» общим понятием для терминов «учреждение», «государственный орган», «орган местного самоуправления», «предприятие», «объединение»? Если «нет», то с какими или них оно имеет тесную терминологическую связь и в чем она проявляется? 2.2. Какую организацию следует считать некоммерческой? 2.3. Какие организационно-правовые формы предприятий вы знаете? 2.4. Как подразделяются государственные предприятия в зависимости от правового режима их имущества? В чем заключаются отличия между ними? 2.5. Приведите примеры. различных форм общественных объединений. Проверка степени изученности на экзамене.
Понятие и виды форм управленческой деятельности субъектов исполнительной власти Подготовка к лекционному занятию.: 1. Сформулируйте понятие административно-правовой формы государственного управления. 2. Что такое «словесные формы государственного управления» и какие еще, исходя из способа их выражения, они еще бывают? 3. Что такое «методы государственного управления» и в чем их отличие от методов правового регулирования административного права как отрасли? Обсуждение вопросов темы в ходе лекции  
Правовые акты управления     1. Изучение темы 2. Ответ на вопросы для самоконтроля: 2.1. Что такое «правовой акт управления» и каковы его основные признаки? 2.2. Дайте характеристику правовым актам управления с точки зрения различных классификаци­онных признаков: по юридическим свойствам, по субъектам, содержа­нию и порядку издания, по формам наименований, по территориаль­ным масштабам действия. Проверка степени изученности на экзамене.
Методы управления (реализации компетенции) субъектов исполнительной власти   1. Изучение темы 2. Ответ на вопросы для самоконтроля: 2.1. Какова классификация методов управленческой деятельности органов исполнительной власти. 2.2. Какие методы государственного управления следует считать так называемыми «прямыми средствами управляющего воздействия», а какие - «косвенными»? Приведите примеры обоих. Проверка степени изученности на экзамене.
Административное принуждение     1. Изучение темы 2.Ответ на вопросы для самоконтроля: 2.1.Что такое административное принуж­дение. Каковы его особенности как вида государствен­ного принуждения? 2.2. Какие методы государственного управления следует считать так называемыми «прямыми средствами уп­равляющего воздействия», а какие — «косвенными»? Приведите примеры обоих. 2.3. Могут ли меры административного принуждения применяться к юридическим лицам? Если «да», то какие? Если «нет», то почему? Проверка степени изученности на экзамене.
Административная ответственность   1. Подготовка к семинару 2. Выполнение УИЗ: 2.1. Составьте перечень (не менее пяти) актов, регулирующих административную ответственность. 2.2. Сравните административную ответственность с други­ми видами юридической ответственности по следующим критериям: – Юридическое (нормативное) основание – Фактическое основание – Процессуальное основание – Субъекты, подлежащие ответственности – Субъекты, правомочные при­влекать к ответственности – Меры ответственности – Срок давности привлечения к ответственности – Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым ответственности и начало его течения 2.3. Приведите пример литературного произведения, в котором описывается административный проступок. 2.4. На одном конкретном примере административного правонаруше­ния раскройте элементы его юридического состава. Проверка выполнения УИЗ Обсуждение вопросов семинара Решение задач Деловая игра  
Административные наказания     1.Изучение темы 2.Ответ на вопросы для самоконтроля: 2.1. Подтвердите или опровергните тезис о том, что уста­новленные в КоАП РФ виды административных нака­заний — это не просто их перечень, а определенного рода система. Можно ли, на ваш взгляд, классифици­ровать административные наказания? Если «да», то по каким основаниям (критериям)? 2.2. В отношении какого вида имущества не может быть, на ваш взгляд, применено такое административное наказание как конфискация? 2.3. По какому принципу назначается административное наказание, если лицо совершило два и более админис­тративных правонарушений? 2.4. Каким образом подлежат возмещению имуществен­ный ущерб и моральный вред, причиненные потер­певшему тем или иным административным правона­рушением? Проверка степени изученности на экзамене.
Административно-процессуальная деятельность как механизм реализации государственного управления   1. Изучение темы 2. Ответ на вопросы для самоконтроля: 2.1. Каково соотношение понятий «административная про­цедура», «административный процесс», «административно-процессуальная деятельность», «административ-но-юрисдикционный процесс» и «административное су­допроизводство»? 2.2. Какой (либо какие) принцип административно-процес­суальной деятельности (административного процесса) не свойственен другим видам юридических процессов? 2.3. В чем суть принципа активности субъектов админист­ративно-процессуальной деятельности? 2.4. Охарактеризуйте стадии административного процесса. 2.5. Что такое «административно-нормотворческий про­цесс»? Проверка степени изученности на экзамене.
Производство по делам об административных правонарушениях как элемент административно-процессуальной деятельности и механизм реализации административной ответственности Подготовка к лекционному занятию. 1. Какие задачи преследует производство по делу об ад­министративном правонарушении и каких видов оно бывает? 2. Что означает публичность как принцип производства по делам об административных правонарушениях? 3. Что входит в предмет доказывания по делу об админи­стративном правонарушении? Исчерпывающий ли этот предусмотренный законом перечень? Фронтальный опрос
Правоохранительная деятельность как средство обеспечения дисциплины и законности в обществе и государстве   1. Изучение темы 2. Ответ на вопросы для самоконтроля: 2.1. Дайте определение понятий: дисциплина, законность, правоохранительная деятельность. 2.2.Охарактеризуйте систему правоохранительных органов» Проверка степени изученности на экзамене.
Организационно-правовые способы обеспечения законности и дисциплины в сфере реализации исполнительной власти (управленческой деятельности)   1. Изучение темы 2. Ответ на вопросы для самоконтроля: 2.1. Каково содержание и правовая основа принципа законности в сфере государственного управления? 2.2. Какие способы обеспечения законности в сфере государственного управления вы можете назвать? 2.3. Как, на ваш взгляд, соотносятся между собой понятия «контроль», «надзор» и «контрольно-надзорная дея­тельность? 2.4. Какие виды контроля можно выделить, используя та­кие критерии классификации, как субъект контроля, объект контроля и время осуществления контроля? 2.5. Перечислите основные контрольные полномочия орга­нов законодательной власти, предусмотренные Консти­туцией РФ. Проверка степени изученности на экзамене.
Экзамен        
Курсовая работа        
Итого в часах:    

Наши рекомендации